Эта история началась в 2007 году. Артем Демихов приехал посмотреть первый этап чемпионата Черноземья по дрэг-рейсингу, который проходил в Воронеже на территории спорткомплекса «Белый Колодец». Приехал посмотреть, а в итоге решил поучаствовать! Он был на той же «восьмерке», на которой выступает и сейчас, правда от заводского варианта мощностью около 70 л.с. ее тогда отличало только наличие фильтра нулевого сопротивления и прямоточной выхлопной системы.
В тот раз Артем всем проиграл. Однако, именно в этот момент маховик доработок и тюнинга закрутился по полной программе. Распредвал ОКБ Динамика 110, карбюратор Солекс 24х26, «паук» 4-2-1... и уже на втором этапе Артем занял первое место.
Решение об участии в RDRC он принял в 2015 году. Как говорит сам Артем, его привлекли трассы и уровень организации на голову выше, чем в региональных соревнованиях. Тогда конфиг его ВАЗ-2108 представлял собой симбиоз двигателя ВАЗ-2112 (ГБЦ и поршни кастом, шатуны FCP), турбины Holset HX52, закиси азота, кулачковой МКПП от Mitsubishi Lancer Evolution с секвентальным механизмом переключения передач и блока управления Январь. Мощность составляла 664 л.с. при давлении 1.5 бара. В подвеске спереди были установлены стойки XYZ, сзади оставили сток, рычаги использовали компании Автом-Спорт. Добавив в этот набор каркас безопасности и тормозной парашют, Артем выехал на этап в Элисте.
Во время дебюта ему удалось показать время 10,772 сек., однако никакого места пилот не занял по причине технического схода. Сломался первичный вал КПП. Оперативно изготовить новый возможности не было, поэтому на второй этап Артем никак не успевал. Поразмыслив, он решил не ехать и на следующие раунды. Даже одного выезда в 2015 году было достаточно для понимания того, что нужно изменить в автомобиле и как подготовиться к следующему сезону, а работы предстояло много.
В частности, чтобы добиться эффективного старта, изменили развесовку. Соотношение масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, в данном случае практически 70:30. Сильно облегчили заднюю часть автомобиля: вырезали не несущие части кузова и заменили их пластиковыми; все агрегаты, какие возможно, перенесены ближе к носу; поменяли балку на алюминиевую производства AMS; тормозную систему — на облегченные диски AMS, суппорта ОКА; колеса — на узкие диски с шинами 135/70R15. И заменили почти все навесные элементы кузова пластиковыми.
В 2016-м Артем принял участие во всех этапах RDRC, начиная с Красноярска. Это был экспериментальный год. Поскольку этапы проходили далеко от родного города Усмань (Липецкая область), дабы не испытывать судьбу, команда всегда брала с собой запасной мотор. Но моторы не были одинаковыми, было несколько конфигураций (двигатели отличались шатунно-поршневой группой, степенью сжатия, впуском и в целом бюджетом). При этом все варианты — на основе ВАЗовских агрегатов. Что интересно, практика показала, что более слабые моторы ехали быстрее!
К раунду в Красноярске был построен мотор с «авантюрным» впуском, с которым терялось 100 сил и от которого позже отказались, но при этом он позволил занять на этапе 1-е место. Малая скорость на финише свидетельствовала о малой мощности, чтобы ее поднять необходимо было изготовить новый кастомный впуск.
К 2-му и 3-му этапам в Нижнем Новгороде сделали новый впуск. Тем самым подняли мощность, но при этом потеряли в надежности. На втором этапе оторвало поршни, и они пробили в корпусе двигателя несколько дырок.
Опечаленная поломками и затратами, к этапу в Грозном команда собрала мотор из того, что было. А часть деталей была и вовсе из очень старых запасов. К примеру, шатуны UM — это, откровенно говоря, не лучший вариант. Но прекрасный зацеп на дрэг-стрипе дал возможность установить новый рекорд России и СНГ по прохождению дистанции в четверть мили для машин с ВАЗовским двигателем — 9,481 секунды.
«На этапе RDRC 2016 в Грозном мы показали рекордное время для мотора ВАЗ. Бывают рекорды приводов, кузовов и двигателей, а тут и кузов, и двигатель ВАЗовский! Так что я был доволен результатом. И еще один принципиальный для меня момент, чтобы двигатель был на ВАЗовском коленвале. При этом рекорд 2016 года был поставлен на „небоевой“ конфигурации двигателя (это был запасной мотор), т.е. с более низкой степенью сжатия и более дешевыми комплектующими, чем мы использовали на предыдущих этапах. В 2017 году я же этот рекорд и обновил», — вспоминает Артем.
К сезону 2017 было заказано много комплектующих из Америки: шатуны Pauter, пальцы Diamond, турбина Garrett GTX4202R, интеркулер Bell, хомуты впуска Vibrant, педальный узел и ручник Wilwood, более широкие диски Weld. Коллектив команды AMS специально для Артема изготовил систему сухого картера двигателя. ЭБУ поменяли на Корвет (Январь не позволял раскрыть весь потенциал автомобиля). В подвеске также произошли изменения: рычаги и подрамник заменили на кастомные. КПП осталась старая.
К первому этапу 2017 в Красноярске ребята доделать все работы, увы, не успели. В Минске были сложности с зацепом (впрочем, как и у всех), итог — 3 место. В Нижнем Новгороде получился тех сход (смялась втулка в шатуне). В Грозном Артем Демихов занял 3 место и обновил рекорд России и СНГ для машин с ВАЗовским двигателем. Кроме того, преодолев дистанцию в четверть мили за 9.172 сек., Артем поднялся на пятое место в рейтинге самых быстрых переднеприводных автомобилей СНГ.
«Почему я выбрал именно дрэг-рейсинг? Я люблю максимально мощные машины, а дрэг помогает реализовать их потенциал! В сезоне 2017 запомнился, конечно, этап в Грозном. Отличная погода и нереальный зацеп, новый рекорд. Что еще надо для счастья?»
Планы коллектива к сезону 2018 — построить конструктивно новый мотор на ВАЗовском блоке, изменения коснутся и трансмиссии. Кастомные запчасти пока в производстве. Если останется время, будут проведены работы над внешним видом передней части автомобиля.
ВАЗ-2108
Двигатель: ВАЗ-2112, турбированный, расчетная мощность 700 л.с.
Владелец и пилот: Артем Демихов
Команда: RaceX.
Лучшее время: 9.172 сек.
Город: Усмань (Липецкая область).
Список доработок:
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель ВАЗ-2112 объемом 1.6 л.
ГБЦ кастом
Поршни кастом
Распредвалы кастом
Пальцы Diamond
Шатуны Pauter
Система сухого картера AMS
Турбина Garrett GTX4202R
Интеркулер Bell
Впускной рессивер кастом
Однопортовая закись азота
ЭЛЕКТРОНИКА
ЭБУ Корвет
ТРАНСМИССИЯ
МКПП, кулачковая
Корпус от Mitsubishi Lancer Evolution
Секвентальный механизм переключения передач
ПОДВЕСКА
Стойки XYZ
Кастомные рычаги и подрамник
Алюминиевая задняя балка AMS
ТОРМОЗА
Спереди тормоза Brembo, колодки Ferodo racing
Сзади облегченные тормозные диски AMS
Гидроручник Wilwood
Педальный узел Wilwood
Тормозной парашют DJ safety
ИНТЕРЬЕР
Руль OMP
Сиденье OMP
Ремни безопасности OMP
Сертифицированный каркас безопасности
КУЗОВ
Все, кроме пола, моторного щита и силовых элементов кузова — из пластика
ДИСКИ И ШИНЫ
Диски R15/10.5J Weld (обода) + AMS (центра и бедлоки)
Спереди: шины MH Racemaster 27/10/r15
Сзади: шины MH Racemaster 24,5/3,6/r15
Фото: RDRC