Настройщик на соревнованиях

Нужен ли, и если нужен, то зачем, настройщик вашего автомобиля или тюнинг-поекта на соревнованиях?

Итак, вы построили тюнинг-проект из своего когда-то стокового автомобиля, выбрали ЭБУ, настройщика и диностенд. Настроили автомобиль. Теперь можно отправляться на соревнования. Но тут возникает новый вопрос: нужно ли присутствие настройщика во время гонок?


Мы собрали для вас мнения специалистов.

Евгений Пустовойтов, технический директор компании MORENDI:


«Клиенты спрашивают: а машину достаточно настроить на стенде или нужно потом поднастроить ее в городе? Настройка на диностенде является обязательной. Настройка в дорожных условиях — по желанию. Естественно, она выявляет какую-то специфику. Например, в режимах, которые банально невозможно имитировать на стенде. Так, на нем никогда не будешь проверять, как машина переключается газ в пол по 1-2-3-4 передачам, потому что во время такого переключения идет достаточно сильная ударная нагрузка, и это не хорошо и для самого стенда, и опасно для машины, которая может либо с него уехать, либо повредить трансмиссию. Желательно после настройки на стенде проверять каждое авто на дороге и убеждаться в том, что никаких подводных камней не проявилось. Если что-то не так, возможно, потребуется определенная поднастройка.


Если говорить про настоящий автоспорт, то, естественно, во время гонок условия постоянно меняются, как погодные, так и покрытие трассы. Когда мы говорим о том, что нужно выжать из двигателя каждую возможную лошадь и показать как можно лучшее время, смена зацепа с асфальтом уже может потребовать перенастройки двигателя либо поднастройки. Тот же дрэг-рейсинг в зависимости от того, на какой высоте над уровнем моря проходят соревнования, может потребовать поднастройки двигателя. Смена резины может потребовать поднастройки. Когда мощность 1500–2000 л.с., от мощности зависит зацеп с покрытием трассы и то, как машина поведет себя во время заезда. Поэтому настройка в автоспорте производится без перерыва во время соревнований, и настройщик должен все время видеть, как работает двигатель, что меняется в его работе в зависимости от внешних факторов. Это беспрерывная работа. Она ведется постоянно.

Если говорить про гражданские машины, то, как правило, отрабатывается усредненный пакет решений, который является надежным и оптимальным, и нет необходимости каждый день поднастраивать автомобиль».

Иван Кириллов, основатель тюнинг-ателье Total Race:


«Современные компьютеры предоставляют массу возможностей подстраивать автомобиль автоматически под определенную среду. Это раньше карты заполнялись вручную, а теперь даже тюнинговые контроллеры, такие как Syvecs и Pro EFI, дают связь по дтону, лямбде и прочим параметрам.

Тюнинговые ЭБУ стали близки к современным оригинальным «мозгам» топ уровня и могут существовать сами по себе. Так как современные компьютеры работают по математической модели, задается объемная эффективность двигателя, она не зависит от параметров окружающей среды и компенсация рассчитывается автоматически.


Но именно в случае с автоспортивными соревнованиями речь идет не о том, чтобы просто завестись и поехать, нужно моментально подстраиваться под трассу, а это принципиальный момент. Компьютеры не могут так быстро проанализировать информацию, запомнить предыдущий заезд и внести коррекцию на следующий, поэтому ЭБУ во время гонок требуют вмешательства человека».

Денис Mr. Y Половинкин, настройщик спортивных команд Evil Empire, Tuning Factory, Addinol Drift Team и др.:


«Присутствие настройщика на соревнованиях полезно по двум причинам: моральная поддержка пилотов (это очень заметно, даже если они в этом не признаются),
если что-то идет не так (сломалось, например), то настройщик может быстро и точно определить причину (т.к. досконально понимает рабочие процессы ДВС).

На соревнованиях непосредственно настройки уже не происходит, все должно быть готово до. Но из практики настройщик на соревнованиях часто бывает полезен. Настройщик анализирует и контролирует работу мотора в «боевых» условиях, это очень полезно, даже если ничего не ломается. Хороший даталогинг (запись параметров работы мотора) и их анализ могут дать много полезной информации (об отзывчивости мотора, температурных режимах, предупредить сбои и т.п.), которую можно использовать для дальнейших улучшений результатов».

Олег Зайцев, Dynotech:


«Не всегда есть возможность настроить машину под все варианты температур, влажности, высоты над уровнем моря (а от этого зависит плотность воздуха, количество кислорода) и пр., поэтому настройщик приезжает на гонки в тех погодных условиях, что есть и настраивает машину под определенную мощность в этих условиях. Автомобиль также нужно подстроить под покрытие, сделать лаунч, переключение, определить скорость на выходе, возможно, поменять передаточные числа в коробке. Если это дрэг-рейсинг, то надо менять и давление в шинах под зацеп. Не имея с собой настройщика, ты не видишь логов и не можешь ничего сделать, нужен анализ данных.

Некоторые программы умеют подстраиваться (если включить такую функцию), некоторые нет, но опять-таки, пороги самонастройки при этом заранее задаются настройщиком. Если что-то не так, какие-то условия не совпали, то самонастройка может и навредить.


Нужно понимать, что, прежде всего, настройщик на гонках — это не человек, который что-то настраивает, а человек, который умеет анализировать данные, полученные в результате заезда. Поддержка настройщика очень важна на гонках. Никто, кроме него, быстро проанализировать эти данные не может, и в случае какой-либо проблемы самый быстрый диагност — это настройщик, получая и расшифровывая данные от электроники, которые механики не видят, он делает выводы и быстрее всего находит поломки. Это помогает быстро определить причину проблем, исправить их и продолжать участие в соревнованиях дальше, или даже предупредить гибель мотора.

Если я не присутствую на гонках с клиентом, то абсолютно все, кого я настраиваю, во время соревнований скидывают мне логи, и я смотрю их дистанционно и говорю, например, у вас слетела трубка на гейт, дует не так, поправьте. Когда настройщика нет, участники и механики на соревнованиях все делают вслепую».


SMP RDRC. Магомедсалим Байрамбеков и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом класса FSA Магомедсалимом Байрамбековым.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.

SMP RDRC. Команда Full Power Motors. Сергей Старшинов и его Mitsubishi Eclipse

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом и представителем команды Full Power Motors Сергеем Старшиновым, участником класса FWD.

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.

SMP RDRC. Алексей Кремнев и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FWD Алексеем Кремневым.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.

SMP RDRC. Андрей и его Audi TT RS

Представляем вашему вниманию интервью с участником RDRC Андреем, владельцем и пилотом самой быстрой в мире Audi TT RS.

SMP RDRC. Эльшан Асланов и его ВАЗ-2110

История легендарной «лукойловской» десятки и ее не менее знаменитого пилота.