После долгих переговоров заветный штамп в паспорт все-таки поставили, но с письменной пометкой на нем и замечанием, что во второй раз такое не пройдет. В общем, к необходимым документам даже при безвизовом въезде в страну нужно относиться ответственно. А еще мы отправились на Гран-при Малайзии потому, что в тот год оно проходило сразу после Гран-при Австралии, и нам оказалось удобно заехать в Куала-Лумпур по дороге из Мельбурна в Россию.
Вообще когда речь идет о дальних поездках, совмещать в одном путешествии посещение двух стран и двух Гран-при — решение весьма рациональное, как с точки зрения времени, так и с точки зрения финансов. В календаре 2016 года «Формула-1» в Малайзии запланирована на осень, после гонки в Сингапуре и до Гран-при Японии — весьма заманчивое сочетание, согласны?
Прямого рейса из России в столицу Малайзии город Куала-Лумпур нет, так что лететь в любом случае предстоит с пересадкой. Климат здесь экваториальный, а среднегодовая температура составляет +30 °С, проще говоря, круглый год жарко и влажно. Погреться в Малайзии можно в любом месяце, но помните, что дожди здесь идут постоянно. Знакомые пугали нас перед поездкой, что пребывать в такой погоде очень трудно, но мы решили составить обо всем свое мнение.
Мы ездили на Гран-при в марте, и на улицах было не сказать, что особо жарко: влажность сглаживает ощущения от температуры. Дождик (точнее в основном гроза) и правда шел как по расписанию: каждый день после 16 часов. Выглядело все впечатляюще, с темными тучами и сверкающими молниями, но дождь мог пройти в другом районе города или пока мы зашли в кафе покушать. В общем, ежедневные осадки в Куала-Лумпуре совершенно не означают, что вы под них попадете, но зонт или дождевик практически обязательно всегда иметь с собой.
О том, что в Малайзии проходит Гран-при «Формулы-1», было ясно даже находясь в центре города: в торговом центре Suria KLCC у подножия известных на весь мир башен Петронас были выставлены болиды F1.
А на площади рядом проходили концерты — в Куала-Лумпуре царила атмосфера праздника.
Сам же автодром Сепанг находится достаточно далеко от центрального района, но добраться туда просто даже с помощью общественного транспорта. Сначала на метро нужно доехать до станции KL-Sentral, а далее два варианта. Сесть на автобус, который примерно за час и 15 минут довезет вас до Сепанга. Или пересесть на скоростную электричку и на ней следовать до остановки Kuala Lumpur International Airport, и уже там пересесть на бесплатные автобусы, которые доставят вас прямо к центральному входу на сам автодром. Если вам нужны другие гейты — уже отсюда следуют автобусы до них.
Сепанг — гоночная трасса в Малайзии, расположенная южнее Куала-Лумпура, примерно в 55 км от центра города. Разработана архитектором Германом Тильке при содействии Михаэля Шумахера и построена за 14 месяцев. Некоторые пилоты и поклонники «Формулы-1» считают трассу Сепанг лучшим творением немецкого архитектора. Официальное открытие состоялось 9 марта в 1998 году. Автодром стал первым в ряду новых трасс в странах Азии, на которых начали проводить этапы «Формулы-1». Первое Гран-при состоялось на этой гоночной трассе 17 октября 1999. Всего же на Сепанг прошли 17 гонок F1, с начала открытия до 2015 года. Также автодром используется для проведения крупных автоспортивных серий — Formula One Malaysian Grand Prix, A1 Grand Prix и MotoGP.
Развитая инфраструктура соответствует наивысшим требованиям, предъявляемым для трасс «Формулы-1». Особые меры уделены безопасности — все участники заездов находятся под непрерывным наблюдением камер, которые охватывают всю трассу. Вся информация мгновенно поступает в центр управления гонкой и позволяет оперативно решать всевозможные инциденты.
Для покрытия полотна трассы, которое здесь требовательно к шинам болидов, применена особая смесь битума, разработанного с учетом его круглогодичного использования во влажном малазийском климате. Единственную проблему для автодрома представляют тропические ливни. Дренажная система не всегда справляется с потоками воды, от чего питлейн затапливает.
На прямой старт/финиш болиды развивают скорость более 300 км/ч. Это один из самых сложных автодромов в календаре чемпионата, обладающий большим диапазоном поворотов, несколько из которых «слепые», со спусками и подъемами.
Что ждет зрителей во время Гран-при Малайзии, кроме самой «Формулы-1»? Традиционно — прогулка по пит-лейн, автограф-сесcии, гонки поддержки (в виде туринговых Malaysia Championship Series), а еще блок зрелищных развлекательных мероприятий под названием «X-track»: дрифтинг, ралли-шоу, картинг, гонки на квадроциклах и пр.
Развлечений, кроме самих заездов, тоже предостаточно: обилие палаток с сувенирами и атрибутикой команд и самого автодрома Сепанг,
выставка гоночных болидов и мотоциклов,
анимация в традиционном малайзийском стиле (национальная музыка, тематические стенды и пр.).
Пунктов питания много и в основном они расположены сразу же за трибунами — близко и удобно.
А теперь о билетах на гонку. Здесь (также как и в Альберт-Парке, например) есть зоны свободного размещения, и это самая дешевая категория билетов, подразумевающая, что за событиями на трассе вы будете следить, расположившись на высоком холме вдоль трассы. Но мы на этот раз все же выбрали трибуну, в самом первом повороте.
Этот вариант, конечно, дороже, зато с крышей (что немаловажно в здешнем климате) и, самое главное, с потрясающим видом на болиды, несущиеся прямиком на тебя, а потом закладывающие виражи. И с экраном, транслирующим события, прям напротив.
Дождь, слава богу, все-таки не полил, хотя на небе все сгущалось суровыми красками, а тучи неоднократно прорезали молнии. Зато именно в «нашем» повороте случилась авария и несколько зрелищных обгонов. Зрители ликовали!
Трибуны в воскресенье вообще были забиты, среди приехавших на гонку было много не только азиатов, но и европейцев. С флагами, в фанатских костюмах, объединившись в целые группы поддержки своих любимых гонщиков.
Россияне, кроме нас, тоже были — об этом свидетельствовали флаги на трибунах. Так что на Сепанг приезжают болельщики «Формулы-1» со всего мира.
А еще Гран-при Малайзии — один из немногих, где после гонки проходят концерты звезд, посещение которых включено в цену билетов на «Формулу-1». Например, когда мы были на Сепанге, там выступала знаменитая группа «Guns N’ Roses».
Тут отдельно стоит сказать, что у оказавшихся на концерте азиатов своеобразная манера поведения в толпе. Действо проходило под открытым небом, и пространства для зрителей было достаточно. Однако люди старались держаться поближе друг к другу: только отойдешь от них, как вот они, снова радостно прыгают в миллиметре от тебя. Сначала все это было весьма непривычно, но когда заиграли баллады, уходить уже и не хотелось. Здесь, на Сепанге, мы снова почувствовали, что Королевские гонки — это большой праздник, и очень не хочется, чтобы он заканчивался. А это значит, что надо обязательно поехать на «Формулу-1» в какую-нибудь новую страну. Продолжение следует!
Информация о трассе
Официальное название трассы: Sepang International Circuit
Вместимость: 130 000 зрителей
Дата создания: 1998 год
Длина трассы: 5,543 км
Гоночная дистанция: 310,408 км
Количество кругов: 56
Кол-во поворотов: 15 (5 левых и 10 правых)
Рекорд круга в гонке: 1:34.223 — Хуан Пабло Монтойя (2004)
Фото: Светлана Парфенова