NHRA: Хронология скорости. Часть 1

Действующий абсолютный рекорд скорости NHRA принадлежит Роберту Хайту (класс Funny Car), который 29 июля 2017 года финишировал с результатом 339.87 mph. С тех пор одной из основных интриг каждого следующего сезона остается, когда же, наконец, рухнет заветная планка в 340 mph. Рубеж остается незыблемым до сих пор, но уходящий год совсем уж без рекордов нас не оставил. 23 сентября на betway NHRA Carolina Nationals Майк Салинас (класс Top Fuel) стал первым пилотом в истории мирового дрэг-рейсинга, преодолевшим 300-мильный барьер на дистанции 1/8 мили. Ну а пока на дворе зима, и команды готовятся к новым свершениям, я предлагаю покопаться в истории и вспомнить, как герои прошлых лет открывали новые горизонты в нашем любимом спорте.

200 mph. Дон Гарлиц. 1964 год


Если начать перечислять все титулы Большого Папы, начинающиеся со слов «первый в историй…» и «самый … для своего времени», то впору писать отдельный материал. Достаточно будет сказать, что именно его многоуважаемое жюри в начале текущего столетия поставило на вершину списка 50-и лучших пилотов за всю историю NHRA.

В апреле 1960 года Крис «Грек» Карамезинес пересек финишную черту со скоростью 204.54 mph на стрипе в Олтоне, репутация которого всегда была довольно сомнительной. Если же верить справочнику Top Fuel Handbook, то в период с 1960-го по 1963-й на десяти трассах, включая Олтон, было зарегистрировано 17 200-мильных заездов. Однако среди тематической общественности давно сформировался консенсус, что эти результаты доверия не вызывают в связи с несовершенством ранних систем телеметрии.

1 августа 1964-го Гарлиц одержал победу в одном из заездов на официальном ивенте NHRA в Грейт-Медоуз, и на табло высветились цифры 201.34. Имеет место множество кривотолков по данному поводу, но именно этот заезд вследствие довлеющего авторитета ассоциации на фоне местечковых промоутеров считается каноничным. Сам же ветеран в интервью журналу National Dragster ситуацию прокомментировал следующим образом: «Да, я первый в NHRA проехал 200 mph, но первым в истории был Грек».

210 mph. Денни Милани. 1965 год

Следующим, кому в погоне за скоростью удалось преодолеть знаковую отметку, стал Денни Милани. Пилот смог развить на Sacramento Raceway 211.26 mph. Но спустя всего лишь три месяца во время одиночного заезда парашют восходящей звезды нитрометанового дрэг-рейсинга не раскрылся, зона торможения на Half Moon Bay Dragway была немногим более четверти мили, а качество покрытия оставляло желать лучшего. Все эти факторы вкупе привели к тому, что переднемоторный дрэгстер Милани бросило в глубокий кювет по правой стороне трека на скорости свыше 200 mph, травмы, полученные в этой катастрофе оказались несовместимыми с жизнью. На момент трагедии Денни участвовал в заездах на квотер всего 7 лет.

220 mph. Дон Кук. 1966 год


Дон Кук не на пустом месте получил прозвище «Mad Dog». Со слов его брата, он просто нажимал на старте педаль в пол и с воплем «Банзай!» уносился в горизонт. В тот день, когда на ивенте во Фримонте Кук финишировал с результатом 223.32 mph, его мать, Юнис, получила звонок от президента AHRA (American Hot Rod Association), который порадовал новостью, что ее сын несколько минут назад стал самым быстрым человеком на планете. В этом, конечно же, было некоторое лукавство, т.к. в середине 60х на высохших соляных озерах подобные показатели уже давным-давно не будоражили воображение. Под эгидой NHRA Рон Риверо преодолел эту отметку спустя 2 месяца.

230 mph. Пол Сазерленд. 1966 год


Пол Сазерленд известен во многом благодаря своему участию в совершенно чудовищном проекте под названием «FunnyVega», который был построен для Гари Габелича, который в свою очередь, будучи легендой Бонневилля, решил попытать счастья на четверти мили. Со слов известного журналиста Брайана Лоунса эта машина вобрала в себя все худшие решения в индустрии. Посудите сами, полноприводный болид класса Funny Car, построенный вокруг монокока вместо пространственной рамы, да еще и по среднемотрной схеме. Естественно, успехов на стрипе подобное инженерное чудо не снискало, зато парни попробовали. Тем не менее, именно Сазерленд в ноябре 1966-го первым преодолел 230-мильный рубеж с результатом 230.43 mph. Гонщикам, выступающим в NHRA, понадобился без малого год, чтобы догнать его, и первым стал Джон Маллиган, который продемонстрировал на финише 230.76 mph.

240 mph. Дон Гарлиц. 1972 год


Это выступление Дона на NHRA Gatornationals смело можно вписывать в любые хайлайты, потому что более яркой иллюстрации того, насколько он был вне конкуренции в первой половине 70х, в анналах истории откопать сложно. Гарлиц занял первое место в квалификации с результатом 6.23 при том, что национальный рекорд до этого мероприятия составлял 6.31. В полуфинале Большой Папа снес Тома МакЮэна, сожрав сликами квотер за 6.15. В финальном заезде многие обратили внимание, что двигатель Дона нездорово дымит одним из выхлопных патрубков, заметил это и его оппонент Клейтон Харрис. Это говорило о том, что силовая установка на болиде будущего трехкратного чемпиона явно неисправна, а посему Харрис вполне обосновано рассчитывал на легкую прогулку до подиума. В чем-то он оказался прав, в сравнении с мощнейшим рывком Гарлица, заезд в исполнении Клейтона выглядел именно что прогулкой: 6.17 против 6.24. Попутно Дон переписал и рекорд скорости, влетев в 240-мильную зону на скорости 243.34 mph.

Сняв мокрый от пота и брызг шампанского комбинезон, пилот поведал репортерам: «Перед финалом я заменил прогоревший поршень в одном из цилиндров, но из-за накопившейся усталости не обратил внимание на то, что от перегрева повело поршень в соседнем. Из-за этого маслосъемные кольца прилегали к стенкам цилиндра, мягко говоря, не наилучшим образом, поэтому масло давило в камеру сгорания». После этих откровений у всех присутствующих остался только один вопрос: «А насколько быстр был бы этот парень на полностью исправной технике?»

250 mph. Дон Гарлиц. 1975 год


На том ивенте в Онтарио Гарлиц открыл счет своим чемпионским титулам NHRA, естественно, переписав попутно все рекорды. Во время субботней квалификационной сессии на табло высветилось 5.637 @ 250.69 mph. Так он первым в истории превысил 250-мильный порог. В очередной раз Большой Папа произвел настоящий фурор, потому что помимо покорения круглой отметки в шкале скорости, новый рекорд времени был улучшен сразу более, чем на 0.15 секунды. А это и по меркам середины 70х являлось бездонной пропастью. Ах да, стоит упомянуть, что предыдущий рекорд времени принадлежал ему же, и был установлен на этом же стрипе за 2 года до описываемых событий.

В интервью журналу National Dragster в 2005 году Дон пояснил, что такой феноменальной отдачи от своего двигателя он добился благодаря поршням особой формы и «хитрому» распредвалу, который он на протяжении многих лет в боксах хранил исключительно замотанным в ветошь, дабы конкуренты не срисовали его секрет. Новый национальный рекорд времени оставался недосягаемым на протяжении 6 лет и 9 месяцев, что само по себе наилучшим образом демонстриует, насколько сильно инженерный гений Гарлица опережал свое время.

260 mph. Джо Амато. 1984 год.


На NHRA Gatornationals 1984 года мир впервые увидел концептуально новый болид класса Top Fuel, который создал Тим Ричардс в плотном сотрудничестве со специалистом в области аэродинамики Элдоном Расмуссеном. Если до этого заднее антикрыло крепилось к раме над задними колесами посредством вертикальных стоек, то на дрэгстере Амато этот аэродинамический элемент ощутимо сдвинули за пределы колесной базы.

Что в итоге? Первый в истории NHRA 260-мильный заезд, выигранный ивент и впоследствии первый из пяти чемпионских титулов по окончании сезона. Поговаривают, что перед этим на тренировочных заездах Амато уже раз 20 покорял этот рубеж, и для команды произошедшее в Гейнсвилле откровением не стало. Однако, факт остается фактом: для того, чтобы преодолеть эти 10 mph после феноменального заезда Дона Гарлица понадобилось без малого 9 лет и принципиально новая аэродинамическая схема болида.

Продолжение следует…