Итоги NHRA Camping World Drag Racing Series

Классы Pro Stock и Pro Mod


В этом материале вспомним основные сюжетные повороты, ярчайшие события сезона, а также окинем взглядом весь календарь в классах, где двери исправно продолжают выполнять свою функцию, а болиды хотя бы с точки зрения конструкции отсылают нас к своим дорожным аналогам.

Pro Stock


Пожалуй, то, за чем мы наблюдали в этом классе — это уже готовый сценарий для спортивной драмы, которая будет обладать всеми необходимыми для жанра атрибутами и развиваться по всем канонам Голливуда. Тут у нас и чемпион прошлых лет на спаде, и яркий амбициозный антагонист, и возвращение того самого чемпиона, в которого уже никто не верит, сквозь череду испытаний к большим призам. «Рокки», не иначе.

В 2022 году Эрика Эндерс стала пятикратной чемпионкой, одержав десять побед на 19-и ивентах. При этом, пилотесса была вне конкуренции как на протяжении регулярного чемпионата, так и после того, как национальное первенство перешло в стадию плей-офф. В Countdown To The Championship гонщица взяла четыре трофея из шести возможных, не оставив таким образом скептикам ни единого повода усомниться в заслуженности своего титула. Казалось бы, в сегодняшних реалиях подобное доминирование попросту невозможно, это история из прошлого века, из времен, когда дрэг-рейсинг был совершенно другим.

Однако в текущем году все пошло наперекосяк с самого начала, что сильно удивило как фанатов Эрики, так и всех остальных причастных к спорту. Стивенс преследовали сходы в ранних раундах, технические проблемы и откровенные ошибки на старте. И вот на этом фоне выстрелил Даллас Гленн, который годом ранее на подиуме побывал лишь однажды. Гленн до лета наколотил три победы из шести возможных, и с внушительным отрывом от своих оппонентов вырвался в лидеры. Все, кому не лень, стали спекулировать на прозвище Гленна «DoubleOh», что недвусмысленно намекает на его молниеносную реакцию (под «DoubleOh» подразумевается два нуля после запятой). В это время Эрика по количеству набранных очков не входила даже в топ-10 и четырежды сошла с дистанции в первом раунде на шести этапах.


В Бристоле Эрика выступила безукоризненно и взяла первый Уолли в сезоне, заявив после гонки, что она была «DoubleOh» еще в те времена, когда Гленн еще даже не получил свою лицензию в классе. И после этого все поехало, до конца регулярного чемпионата Эрика выиграла еще один трофей в Топике, а Гленн в Брейнерде. Перед стартом плей-офф очки были пересчитаны, а разрыв между претендентами на титул сократился до минимума. И тут черная полоса наступила для Гленна, а фокус сместился на так ожидаемое многими противостояние между самыми титулованными гонщиками в классе — двумя пятикратными чемпионами в лице Стивенс и ветерана Грега Андерсона. Андерсон разгромил всех на втором и третьем этапе плей-офф и, казалось бы, ничто не сможет его остановить на пути к очередному Большому Уолли.

Спустя две недели на NHRA Texas Fallnationals Эрика положила в свою копилку 47-й трофей, став самой победоносной женщиной за всю историю NHRA, попутно продемонстрировав в квалификации лучшее время сезона в классе, которое в итоге так никто и не смог перебить. За этим последовал триумф в Лас-Вегасе, ставший гарантом максимально комфортного отрыва по очкам от Грега Андерсона. На NHRA Finals гонщице хватило всего лишь одной победы, чтобы досрочно отпраздновать свой шестой чемпионский титул. Помимо Стивенс за всю историю ассоциации лишь пяти пилотам удалось шесть раз примерить на себя чемпионскую корону, и только трем больше шести. Учитывая, что немногим больше месяца назад гонщица отметила свой сороковой день рождения, у нее есть все шансы еще не раз переписать историю дрэг-рейсинга, ведь 40 лет для этого спорта не возраст от слова «совсем».

Pro Mod


Так сложилось, что за последнее десятилетие лучшие пилоты в Pro Mod и смежных с ним классах предпочли мероприятиям под эгидой NHRA заезды на 1/8 мили в рамках таких ассоциаций как PDRA и ADRL, или же вовсе сместили орбиту своих интересов в «радиальный» (регламентом запрещены слики с мягкой боковиной) или NoPrep дрэг-рейсинг (стрип не готовится перед ивентом, заезды проводятся на том, что есть). Причин тому несколько. Во-первых, во всем, что не касается нитрометановых дивизионов, боссы NHRA основательно всех утомили бесконечными сменами регламента. Во-вторых, в перечисленных выше организациях гораздо меньше технических ограничений, выше скорости и гораздо шире простор для инженерного творчества. В-третьих, спонсоры. Перед прошедшим сезоном регламент NHRA изменили в очередной раз. На манер Pro—классов календарь был разделен на регулярный чемпионат и серию плей-офф. С одной лишь разницей: в классе Pro Mod ивентов в два раза меньше, из-за чего сама по себе затея не выглядит особенно осмысленной. Ну да ладно, ближе к делу.

В регулярном чемпионате Джастин Бонд был вне конкуренции, и основная борьба разворачивалась между ним и его коллегой по команде BahrainRacing Крисом Торном, который являлся действующим чемпионом. Время от времени на подиуме появлялись и другие гонщики, но на главную интригу это никак не влияло. Для Дмитрия Саморукова дебют не выдался гладким, что вовсе не удивительно: конкуренция запредельная, машина новая, да и статус соревнования накладывает определенную ответственность со всеми вытекающими нервами. На первом ивенте Дмитрий сошел во втором раунде, на следующем даже не вышел из квалификации. Далее его в кресле пилота заменил Лайл Барнетт, которому не удалось пройти дальше первого заезда на выбывание. В Бристоле Саморуков дошел до полуфинала, одержав победу над Рикки Смитом, который стоял у истоков дивизиона еще в далеких восьмидесятых. И это результат стал лучшим для нашего соотечественника в этом сезоне NHRA.


После пересчета очков лидеры менялись после каждого ивента. Джейсон Ли заскочил на первую строчку турнирной таблицы в Брейнерде, для чего ему хватило одной победы в сезоне, а в Индианаполисе Крис Торн вернул себе лидерство. Саморуков на обоих мероприятиях отметился сходом во втором раунде. На предпоследнем этапе в классе дебютировал Джордан Лацик, и сразу же открыл счет своим победам. В прочем, на расстановку сил в топ-10 это никак не повлияло, а вот Саморуков в очередной раз улучшил свой личный рекорд, пролетев квотер за 5.755 секунды. Правда, тот гоночный уикенд закончился для Дмитрия встречей с отбойником во время прогрева шин. Сам пилот не пострадал, но болид требовал масштабного и вдумчивого восстановления.

На NHRA Finals Майк Кастеллана во втором раунде досрочно стал чемпионом на фоне поражения Джастина Бонда. Чисто математически для этого ему не потребовалось ни одной победы на отдельно взятом этапе, но Кастеллана решил иначе, и довел дело до конца, одержав яркую победу в финале. По иронии судьбы Майк стал чемпионом, одержав победу именно над Дмитрием, который завершил свое выступление в национальном первенстве на пятом месте в личном зачете, а это более чем достойный результат для дебюта.

Таким был сезон 2023, каждому он запомнится по-своему, ну а нам остается ждать следующего. Поэтому не расстаемся надолго.