Александр Альбин — пилот, механик, тренер, менеджер команды, человек, который первый привез в Россию Dragster и первый привез в Россию самый настоящий Funny Car! Мы побеседовали с Александром о его новом автомобиле и всех нюансах, с ним связанных.
Александр, когда машина приехала в Россию? Это была отдельно рама, отдельно мотор и коробка, и все собиралось в Москве?
Машину мы купили зимой 2021 года у английской команды. Это действующий кузов соревнований NHRA, на ней ездил Джон Форс, потом его зять Роберт Хайт, потом ее купили наши друзья из английской команды, а мы взяли машину у них.
Купили мы ее без мотора, потому что мотор здесь — как расходный материал. Привезли из Англии в Европу, у нас там сервис, и в 2022 году механики там ее делали. Купили новый мотор Billet подвид Hemi, новые запчасти (коленвал, головки и пр.) — все абсолютно новое. И занялись уменьшением мощности двигателя под требования российского класса 3,66. Поставили другие гильзы, меньше поршни, чтобы мотор дольше ходил. Поставили один насос, второй нам не нужен, так как мощность меньше. Собрали funny car, завели, потом вынули двигатель и отправили в Москву: раму отдельно, мотор отдельно, кузов отдельно. В июне 2023 все приехало в Россию и здесь мы заново собрали машину.
Когда удалось провести первые тесты?
Тесты еще не проводили, машина не ездила. Мы только научились ее заводить, потому что это очень сложный процесс. Ее сначала надо завести на бензине, потом переключить на нитрометан. Причем так, чтобы она не заглохла. Если заглохла, заводить нельзя. Надо сливать нитрометан, все сушить, выкручивать свечи, и опять все повторять заново. На международных соревнованиях кажется, что у них все быстро заводится, но это потому, что люди с опытом. Мы пока опыт набираем, учимся заводить.
Какова расчетная мощность машины?
В Англии эта машина проезжала дистанцию в 300 метров за 4,2 секунды со скоростью на выходе около 450 км/ч. На 1/8 машина еще не ездила. На нашей мощности, 4000–5000 л.с., думаю, она поедет 1/8 мили за 3,9 сек.
Расскажи подробнее о своем funny car.
Мотор Billet подвид Hemi, мотор с компрессором. Коробки тут нет вообще, тут реверс — одна передача вперед и назад, нейтральной передачи нет. Реверс работает так: рычажок вперед, и машина едет вперед. Назад — едет назад. Все остальное — многодисковое железное сцепление. Подвески нет вообще никакой, просто рама на колесах. Кузов карбон, два парашюта десятифутовых, тормоза на все четыре колеса. У фанни каров есть разные рамы: мягкие, средние, жесткие. Самые жесткие — это на очень быстрое время: квотер из 5 секунд. Нам досталась жесткая рама. Передача у моста длинная 3,11: разгоняешься, разгоняешься, разгоняешься без остановки.
Никаких приборов в кокпите для водителя нет. Посмотреть ничего нельзя. Ни обороты двигателя, ничего. Есть датчик давления масла, но он находится там, где двигатель, и предназначен для механика для запуска двигателя.
Мы поставили новые парашюты. Кстати оказалось, что большие парашюты ставить нельзя: на большой скорости при резком торможении будут лопаться капилляры в глазах.
Резина — специальная Goodyear, сертифицированная для скоростей 500+ км/ч. На top fuel и funny car ставится только такая.
Какие еще есть особенности у funny car?
Используется моторное масло 70WT Nitro, которое может выдержать расщепление нитрометана. Масло нужно менять каждый заезд.
Топливный бак на 70 литров, при хорошем заезде машина съедает примерно 40 литров нитрометана.
Мы впервые начали пользоваться нитрометаном, едем на смеси примерно 90% нитрометана и 10% метанола — как едут топ top fuel и funny car в чемпионатах. Бывает, едут на соотношении 50 на 50. Мы сделали очень маленькую степень сжатия, ниже 6, почти под чистый нитрометан, поэтому отдача мощности будет больше. Нитрометан взвешиваем на специальных весах, потому что он весь разный, и определяем, что, допустим, для этого нитрометана на 1 литр нужно 180 грамм метанола. И размешиваем.
Свечи — только на один заезд. Проехал, и все 16 свечей выкинул.
Один этап с тренировками — это примерно 10 заездов, то есть 100–120 литров масла, 160 свечей и примерно 500 литров топлива. 1 литр нитрометана стоит в районе 3000–4000 рублей, то есть примерно 1,5 млн рублей стоит топливо только на 1 этап.
Планируются ли какие-то еще изменения по машине?
В машине кардинально менять ничего не будем. Если отклоняться от стандартов, то потом будет не у кого спрашивать совета. Сейчас можно спокойно позвонить и сказать, если у нас что-то не получается. Спросят, что у вас стоит? Поршень такой-то, гильза такая-то, топливо такое-то. Ок, надо сделать вот это и вот это. Если делать самоконструктор, совета никто не даст вообще.
Сейчас мы все изучаем. Обучаемся.
Как нужно заводить нитро фанни кар? Каковы нюансы?
Заводим так: машина стоит на специальных подкатах и закрепляется, чтобы не спрыгнула с них. Сначала один механик крутит стартер, второй заливает бензин. Машина заводится на бензине. Я сижу не накрытый кузовом и в противогазе — выхлопные газы слишком сильные — ядовитый нитрометан.
Колеса крутятся, я держу ногу на тормозе, и только тормоз держит машину, сцепление буксует. Механик заливает бензин, машина работает, а второй механик плавно переключает ее на нитрометан. Машина начинает работать по-другому — громко так, звонко. Это значит, что заработал нитрометан. Если в момент не переключить ее, если неправильно что-то получится и она заглохнет, то все, заводить нельзя. Потому что она сразу взорвется. Нужно все разбирать, выкручивать свечи, сливать топливо со шлангов, все продувать и опять повторять всю процедуру.
Когда садишься, и тебя накрывают кузовом, чтобы выехать на трассу, к шлему пилота подключается шланг и в шлем потихоньку подается кислород из специального баллона.
Во время заезда тоже есть свои нюансы. Ты сначала проезжаешь финиш, дергаешь парашют, отпускаешь газ, двигатель выравнивается, и только потом перекрываешь топливо, машина постепенно глохнет. Мало топлива в бак наливать нельзя, потому что, если будешь ехать газ в пол и топливо закончится, то двигатель взорвется.
Какие ощущения испытываешь в фанни каре по сравнению с дрэгстером?
По сравнению с дрэгстером немножко страшноватая история, потому что двигатель стоит спереди. Был бы это хотя бы метанольный фанни кар, а они есть и метанольные, то было бы не так страшно. Нитрометан требует особых навыков. Что-то неправильно сделал — взорвался.
Работает фанни кар очень громко. Мы заводили ее на холостых оборотах — это одно. Когда машина выйдет на старт, в нагрузку, это будет в разы громче, чем мы просто заводили машину. Пока не понимаем, насколько громко это будет.
У каждого твоего уха огромное колесо — жутковато. Причем, когда ты накрыт кузовом, у тебя есть люк, через который можно вылезти. А когда во время завода машины кузов поднят, ты быстро выбраться из нее не можешь. Но когда я первый привез в Россию дрэгстер и тестировал его, тоже чувствовал себя немножко жутко. Потом уже вкатался. Думаю, и вкататься в фанни кар — не проблема. Сейчас для меня дрэгстер, Промод — это как сладенькая водичка. В top fuel на нитрометане все равно двигатель сзади — безопасно, если взорвалось — назад улетело. А свой фанни кар я еще боюсь. Как говорится, люди, которые едут в нитро фанни карах, во всем мире считаются самыми безбашенными и помешанными, это последняя степень всего дрэгового спорта.
Почему ты взял именно нитро фанни кар?
Сначала у меня была кузовная машина для дрэга, потом был дрэгстер. Промод — это слишком сложная для меня техника, мне нравится простое. Дрэгстер — простая машина. Я первый привез ее, а сейчас это целый чемпионат, и я горд, что зародил эту любовь к «стрелам».
Нитро дрэгстер — top fuel — это тоже простая техника, но дрэгстер мы уже проходили. Так и был выбран фанни кар. Машину мы строили 1,5 года, и я всегда был в процессе переговоров с европейскими механиками, чтобы понимать, как что устроено, почему выбираем ту или иную деталь. Сейчас мы изучаем данную машину в данном спеке, учимся ее заводить, обслуживать, впереди тесты на трассе, и при этом есть, куда добавлять мощность.