Класс Pro Mod в NHRA

Истоки и наши дни


Так уж сложилось, что в российском тематическом сообществе термин «промод» применяется ко всему подряд, независимо от конфигурации силовой установки, привода и других особенностей конструкции, лишь бы в основе лежала пространственная рама. И данный подход, мягко говоря, не совсем корректен, потому что Pro Mod — это вполне конкретный класс в дрэг-рейсинге, подразумевающий множество технических требований, подробно прописанных в регламентах организаций, которые в этом классе, собственно, и проводят соревнования.


Фанатам автоспорта во все времена было необходимо как-то ассоциировать себя со своими кумирами на гоночной трассе, и в их сознании покупка обычного гражданского седана Chevrolet делала их чуть ближе к Биллу Дженкинсу, который на своем Camaro крушил оппонентов пачками. Плюс во времена Золотой эры заездов на квотер правило «В воскресение победил — в понедельник продал» было основной движущей силой в маркетинге. А гонщики, в свою очередь, стремились к победам, более высоким скоростям и жирным гонорарам. Тот момент, когда в головах промоутеров от автоспорта сошлись два этих вектора, можно смело считать началом эволюции дорожных автомобилей в ультимативные болиды, в которых и по сей день имеются в наличии такие, казалось бы, совершенно необязательные для автоспорта детали как функционирующие двери.

Принято считать, что первый в Америке официальный заезд в классе «Pro Modified» стрясся на ивенте IHRA (International HotRod Association) в марте 1990 года в Дарлингтоне, однако корни дивизиона уходят в далекие шестидесятые. Техническое развитие этого направления в дрэг-рейсинге в основном определялось реакцией пилотов и механиков на правила NHRA, многие из которых казались им слишком строгими, неуместными, или же следование им крепко било по карману. Так например, запрет нитрометана на ивентах ассоциации в 1957–1963 годах дал нешуточный толчок к популяризации нелегальных гонок, а также подхлестнул интерес к технологиям повышения мощности, применяемым в авиации.


Во второй половине 80-х вокруг IHRA, начала формироваться сцена из ренегатов, недовольных политикой NHRA, а именно техническим регламентом, который невероятно урезал полет конструкторской мысли, и другими продиктованными исключительно маркетингом моментами. Так например, в классе Pro Stock и Funny Car на старт допускались исключительно болиды с формами актуального модельного ряда производителей, что устраивало далеко не всех как в стане пилотов, так и на трибунах. Примерно в это же время родился термин «Outlaw», никак не связанный с ПДД, зато отлично отражавший отношение многих гонщиков к ассоциации Уолли Паркса.

Регламент созданного в рамках IHRA класса Top Sportsman (прародителя класса Pro Modified) позволял такие по меркам NHRAвольности как впрыск закиси азота, метанол в качестве топлива, а также различные системы наддува. При этом очертания кузова могли быть абсолютно любыми при условии, что техкомы одобрят их с точки зрения аэродинамических характеристик, и двери имеют особенность открываться. Что на выходе? Chevrolet Camaro третьего поколения с 11-литровым двигателем, взбодренным веселящим газом, бок о бок с винтажным Willys, из капота которого торчал огромный приводной нагнетатель, уносились в горизонт, сотрясая округу громоподобным выхлопом. Естественно, публика была в восторге, билеты на мероприятия продавались как холодная кола посреди Сахары, спонсорские деньги потекли в бюджеты команд, а результаты на квотере сильно огорчали конкурентов из NHRA.


Однако, 2009 году руководство IHRA приняло решение ликвидировать класс и сконцентрироваться на нитрометановых дивизионах. Освободившуюся нишу, естественно, тут же освоили боссы NHRA, включив годом позже класс Pro Mod в программу чемпионата, переманив параллельно под свое крыло и лучшие команды. На сегодня Pro Mod, безусловно, представляет собой одну и самых конкурентных и популярных сцен в мировом дрэг-рейсинге. Пилоты со всего мира жгут резину на стрипах под эгидой NHRA, FIA, PDRA, ADRL, ANDRA и других организаций, методично улучшая свои результаты и открывая новые горизонты.

Что внутри?


Сосредоточимся на своде правил NHRA, ибо несмотря на то, что регламенты отличаются незначительно от ассоциации к ассоциации, следить мы будем именно за самым масштабным в мире чемпионатом по дрэг-рейсингу.

Болид построен вокруг пространственной рамы, кузовные панели выполнены из стеклопластика, карбона или других схожих композитных материалов, двери же должны исправно открываться и закрываться (отсюда вырос термин Doorslammer), а кузова по схеме FlipTop на манер техники из класса Funny Car запрещены. Двигатель располагается спереди продольно и имеет архитектуру классического нижневального V8 с развалом цилиндров в 90 градусов и двумя клапанами на цилиндр. Привод только задний. Обязателен так называемый poweradder, о которых чуть позже, атмосферные моторы здесь не просто никого не интересуют, они даже не прописаны в рулбуке.

Стоит отдать должное руководству NHRA, которое в профильной тусовке в последние годы не пинает только ленивый. Год от года они расширяли список допустимых опций для снятия дополнительных тысяч лошадиных сил с двигателей. В текущем сезоне командам доступны следующие варианты с соответствующими ограничениями по минимально допустимой массе болида вместе с пилотом:

· Двигатели, оснащенные системой закиси азота. Топливо — бензин. Максимальный объем 14.91 л при минимальной массе 1141 кг.

· Двигатели, оснащенные системой закиси азота. Топливо — бензин. Максимальный объем 15.73 л при минимальной массе 1154 кг.

· Двигатели, оснащенные приводным нагнетателем Roots. Топливо — метанол. Максимальный объем 8.62 л при минимальной массе 1197 кг.

· Двигатели, оснащенные центробежным нагнетателем. Топливо — метанол. Максимальный объем 8.62 л при минимальной массе 1259 кг.

· Двигатели оснащенные Screwtype приводным нагнетателем. Топливо метанол. Максимальный объем 8.62 л при минимальной массе 1243 кг.

· Турбированные двигатели. Топливо бензин/метанол. Максимальный объем 8.62 л при минимальной массе 1175 кг.


По коробкам передач также выбор имеется: автоматические, планетарные. Для наддувных силовых установок количество передач ограничено тремя, для тех, кто предпочел мощность из баллона —пятью. Передняя подвеска должна быть реализована по схеме МакФерсон, задняя — 4-link.

И напоследок — действующие рекорды, которые участникам чемпиона предстоит штурмовать в этом сезоне. 261.22 mph — именно с таким результатом пятикратная чемпионка в классе Pro Stock Эрика Эндерс заглянула в 2019 году в класс Pro Mod, а 5.612 секунды потребовалось Хосе Гонзалесу на преодоление квотера ровно 2 года назад в Гейнсвилле.

PS Для искушенных фанатов гонок по прямой хочу сделать небольшую ремарку. Это обзорная статья для широких, с позволения сказать, масс. Мы обязательно в дальнейшем более подробно остановимся как на технических аспектах, так и на богатой на события и личности истории этого класса.