Пилоты RDRC. Сергей Степанов и Opel Corsa A

Сергей Степанов — дебютант RDRC. В этом сезоне он впервые принимает участие в гонках в Быково, причем на новой для себя машине — Opel Corsa A. И при всем при этом он уже несколько раз поднимался на подиум, заняв на первом этапе второе место в RDRC Club «9,5C», второе место в RDRC Club Atmo и получив приз за лучшее время реакции. А на втором этапе Сергей стал победителем класса RDRC Club Atmo. Мы поговорили с ним о его дебюте и, конечно же, о выборе автомобиля.

Opel Corsa RDRC

Сергей, с чего началось твое увлечение автомобилями и как давно это было?

Любовь к технике у меня была всегда — в детстве я занимался автомоделизмом, ходил в кружок. Тогда еще место, где дети после школы могли научиться чему-то интересному и попробовать поработать с техникой своими руками, называлось «Ленинградский Дворец пионеров». В 2001-м году я посмотрел «Форсаж» и стал ездить на нелегальные гонки — ничего нового, никаких сюрпризов. Тогда же стал дорабатывать свой первый автомобиль, ВАЗ-21099, мы занимались им с друзьями в Петербургской команде «Rally Service».

Сергей Степанов RDRC

Какие дисциплины автоспорта ты пробовал?

Если честно, ничем, кроме дрэга, я особо и не интересовался никогда — один раз попробовал картинг и один раз зимний спринт. Понял, что поворачивать руль — это не мое. Как и большинство молодых парней в начале 2000-х, я начал с гонок на 402 метра и переднеприводного ВАЗа (того самого 21099, о котором уже говорил), участвовал на нем вполне успешно в региональных соревнованиях по дрэг-рейсингу, был призером «Новгородской Дуги» в Великом Новгороде — до 2005-го года был такой масштабный автофестиваль, объединяющий гонщиков со всего Северо-Запада и Москвы.

Opel Corsa RDRC

Когда дебютировал в RDRC и на каком автомобиле? Как к этому пришел?

В RDRC дебютировал на первом этапе сезона 2022 на Opel Corsa, купив уже готовый построенный автомобиль. Всегда хотел принять участие в соревнованиях в Быково, было несколько попыток построить проект для дрэга — и на базе ВАЗовской классики, и из Toyota Mark II. Но в этом году я понял, что хватит долгостроев, надо срочно врываться в настоящий спорт на лучшем дрэг-стрипе страны.

Opel Corsa RDRC

Расскажи про машину, про выбор модели, краткий спек.

Это Opel Corsa A, кузов 1986 года выпуска. Эта машина в автоспорте с 90-х годов. Сначала участвовала в ралли, тогда на ней ездил экипаж Виктор Березовский/Николай Яковлев. Каркас безопасности остался еще с тех времен, но в него добавили дополнительные элементы. Вообще в автомобиле все пропитано духом старой школы. Например, бортовая электросистема аналоговая, на реле и предохранителях, никаких PDM. Роман Рагузин, предыдущий пилот автомобиля, даже не настраивал лаунч-контроль, а стартовал с педали. Коробка стандартная синхронизированная, собранная из нескольких моделей Opel — никаких модных кулачковых секвенталов. До Романа этим автомобилем владел Андрей Парфененко, успешно выступавший на «Корсе» в региональных соревнованиях, он и заложил в него многие технические решения, которые Роман развил и успешно реализовал, показав в 2021 году внушительные для атмосферного автомобиля 11,1 сек. И Андрей, и Роман мне знакомы с 2001-го года, и «Корса», с момента ее появления в дрэг-рейсинге примерно в 2007 году, всегда была у меня в поле зрения. И вот спустя 15 лет она попала в мои руки.

Opel Corsa RDRC

На данный момент автомобиль оборудован атмосферным двигателем Opel C20XE с 4-дроссельным впрыском. Все доработки двигателя, можно сказать, классические — кованая поршневая, усиленные шатуны, распредвалы с высоким подъемом и широкой фазой, ГБЦ зажата под спортивное топливо. Управляет этим всем ЭБУ «Корвет» петербургской фирмы «Абит», блок также олдскульной 10-й версии. На чисто атмосферных настройках «Корса» едет примерно 12 сек. Еще секунду позволяет сбросить директ-порт система впрыска закиси азота, настроенная на 100 л.с.

Сергей Степанов RDRC

Как для тебя сложился первый этап RDRC 2022?

Первый этап для меня сложился крайне удачно, несмотря на то, что я фактически первый раз сел в «Корсу». Пришлось учиться ездить непосредственно во время квалификации. Итог этапа — два вторых места (в классах RDRC Club Atmo и в «9,5C») и приз за лучшее время реакции. Также я впервые выезжал на клей в принципе и участвовал в гонках RDRC, так что все это было для меня вдвойне волнительно.

Сергей Степанов RDRC

Как готовился ко второму этапу? По автомобилю проводились какие-либо работы?

Между этапами мы провели техническое обслуживание автомобиля, подкорректировали настройки на стенде. Я сам морально уже был готов к заездам гораздо лучше. Также я влился в ряды команды AMS и получил их техническую поддержку во время соревнований. Ну и моральную, само собой, — Вадим Кравченко прекрасный тренер, хорошо настроил меня на результат. В итоге — первое место в классе RDRC Club Atmo. А вот класс «9,5C» мне в этот раз не покорился — на второй этап подтянулись новые сильные соперники, да и старые стали показывать внушительные результаты, а атмосферному автомобилю тяжело тягаться с турбо, сами понимаете.

Во время квалификации был поставлен мой личный рекорд и рекорд для этого автомобиля в принципе — 11,046 сек. Но, к сожалению, КПП получила повреждения и произошли некоторые мелкие неисправности по электрике. К третьему этапу RDRC все проблемы устранены, автомобиль полностью готов к бою.

Opel Corsa Сергей Степанов RDRC

Какие эмоции тебе дарит дрэг-рейсинг? За что ты его любишь?

В дрэге важна предварительная подготовка, постройка автомобиля перед соревнованиями. Это как хорошо сделать домашнее задание. Мне нравится, что это спорт инженеров. Можно заниматься техническим творчеством, самореализовываться не только как пилот, но и как строитель автомобиля.

Сергей Степанов RDRC