Андрей, расскажи про то, что делает руководитель гонки на этапах RDRC.
Давай начнем день с утра. Я приезжаю на трассу и, самым первым делом, проверяю состав судей. Сколько человек приехало, где они расположены, какие задачи перед ними поставлены. Далее я жду, когда соберется КСК — коллегия спортивных комиссаров. Когда они приезжают, я должен предоставить им место для работы и все необходимые документы: паспорт трассы и регламент соревнований. Параллельно с этим начинает работать секретариат, он регистрирует участников. Если при регистрации никаких проблем у участников не возникает, то они идут дальше на медкомиссию и техинспекцию. По окончании всех этих процедур я жду отчет от секретарей о том, сколько человек было зарегистрировано, от главного врача — сколько прошло или не прошло медкомиссию, от техкомиссара — сколько прошло техинспекцию. Если с административкой, в принципе, проблем особо не возникает, с врачами в общем-то тоже (это крайне редкий случай, когда пилот по каким-то причинам, связанным со здоровьем, не может принять участие в гонке), то с техинспекцией вопрос более напряженный. Машину проверяют от корки до корки, а дальше составляют отчет. Если машина полностью соответствует техрегламенту и вопросов не возникло, то все хорошо. Но всегда бывают 3–5 машин, к которым есть вопросы, и в этом моменте я должен передать КСК свое решение о том, допускаю я или не допускаю данные автомобили к участию. То есть решение о допуске участника принимает именно руководитель гонки. Дальше проходит первое заседание КСК, на котором мы делаем совместный доклад о том, что зарегистрировалось столько-то человек, прошло столько-то машин и так далее. То есть сверяем цифры.
А что потом, когда начинается гонка?
Я нахожусь в пункте управления гонкой. Вижу все камеры (а камер на трассе у нас установлено очень много), наблюдаю за всем, что происходит в паддоке, что происходит на трассе и в предстартовой зоне. И здесь самая главная задача — это держаться расписания, которое мы сами для себя придумали и всем объявили. К сожалению, здесь бывают накладки из-за того, что происходят технические сходы, разливы жидкостей на трассе и так далее. Просто-напросто погода может измениться, но мы стараемся мониторить погоду онлайн. В идеале, конечно, прийти к тому, что есть в кольце. К сожалению, прийти мы к этому до конца не сможем по той простой причине, что кольцо может ехать в дождь. Мы в дождь ехать не можем категорически. Это запрещено правилами безопасности. Поэтому, если погодные условия не позволяют проводить гонку, то мы вынуждены ее остановить. Я все время нахожусь на связи со старшим комиссаром по безопасности, у которого всегда открыт монитор погоды, а о состоянии трассы ему докладывают его подчиненные, а он, соответственно, мне. Если комиссар по безопасности сказал, что трасса непригодна к заезду, то мы останавливаем гонку. Можно сколько угодно ходить к нам, спрашивать, выпрашивать возобновление заездов, объяснять, что машина сможет проехать, но если комиссар запретил ехать, то гонка остановлена и не будет вообще никаких движений. Ни демо заездов, ни промо заездов — ничего. К сожалению, такие ситуации приводят к паузам, и для зрителей, очевидно, это плохо, но мы, прежде всего, за безопасность.
В процессе гонки, самый тяжелый момент — это, наверное, разбор инцидентов. И даже не аварийных, а тех, когда заезд заканчивается штатно, но при этом был, допустим, сбой хронометража или случился еще какой-то форс-мажор, и результат, который показал пилот, не соответствует действительности. Здесь нужно очень быстро вникнуть в ситуацию и разобрать момент. Отложить на потом все это нельзя, потому что у нас в дрэг-рейсинге сетка, и каждый заезд влияет на следующие заезды. Поэтому иногда в гонках происходит пауза из-за того, что мы все собираемся (КСК, руководитель гонки, комиссар по безопасности) и мы в моменте должны принять решение о том, кто победил, а кто проиграл. Это нужно сделать не просто сразу, но и очень быстро, потому что, не разобрав инцидент, мы не можем продолжать гонку.
Если далее все заезды проходят штатно, то мы переходим к самой приятной части мероприятия — награждению. Тут мы переняли опыт из кольцевых гонок и не ждем выполнения всех условий и перепроверок, награждаем сразу. Потому что зрителю ждать тридцать минут (в лучшем случае), пока отработает закрытый парк, пока подаются и решаются протесты и так далее, — не интересно. Мы награждаем сразу, когда еще не завершилась формальная часть соревнований, но уже ставятся подиумы, кубки, шампанское или просто минеральная вода (как в Грозном, например, где алкоголь не приветствуется), а параллельно с этим идет работа КСК по разбору произошедших во время этапа инцидентов (ошибок хронометража, ошибок программы или еще чего-то). То есть и пилоты, и зрители понимают, что то, что происходит на подиуме — это еще не окончательный результат и вполне возможны ситуации, когда потом призеры поменяются местами.
Например, гонка может быть закрыта в восемь или девять часов вечера, может быть уже проведена официальная церемония награждения, а по факту список победителей будет зафиксирован только в двенадцать ночи.
Во сколько, получается, заканчивается твой рабочий день?
Гонка начинается с подписания первой бумаги (а мой рабочий день — еще раньше) и заканчивается подписанием последней бумаги. Этого не видят ни зрители, ни, зачастую, даже пилоты. Очень часто бывает и так, что вся команда RDRC уже разъехалась, а КСК и вся судейская коллегия продолжают биться над каким-то инцидентом. Гонка и, соответственно, мой рабочий день, заканчивается тогда, когда подписаны все бумаги. А это может быть и далеко за полночь. Конечно, это большая нагрузка, но те эмоции, которые мы все получаем на соревнованиях, определенно, того стоят.