Как официально звучит твоя должность в RDRC? Какие у тебя задачи во время гонки?
Официально — «Руководитель гонки». Я полностью контролирую все происходящее на территории соревнования с момента его начала и до его завершения. Отвечаю именно за гоночный процесс. Работы очень много. Приезжаю утром в субботу, иногда в пятницу вечером, а уезжаю, когда подписаны все документы и соревнование считается законченным, обычно это воскресенье. Благодаря уже устоявшейся команде судей и слаженной работе коллектива, со стороны может показаться, что все происходит само по себе. Чтобы так было, мы потратили много сил и времени. А вообще, согласно спортивному кодексу, руководитель гонки может замещать любую должность на соревнованиях. Если по какой-то причине нет какого-то человека, то руководитель гонки выполняет его обязанности.
Еще во время гонки нужно следить за самой территорией мероприятия. У нас есть ряд ограничений, которые запрещают, допустим, использование мангалов, курение и распитие спиртных напитков на территории соревнования. За этим следят полевые судьи, назовем их так, то есть судьи паддока и предстартовой зоны, и, если что-то пошло не так, они сразу сообщают мне. Об этом мы неоднократно рассказываем нашим участникам на брифинге: на траве мангал можно, на асфальте нельзя и пр. Опять-таки, почему за этим следит руководитель гонки? Все, что относится к гонке, — это спортивная часть. Поэтому пилот отвечает за свою команду и, в случае нарушения правил кем-то из его коллектива, штрафные санкции будут применены именно к пилоту. Отвечать будет спортсмен, а разбирать все произошедшие инциденты — одна из задач руководителя гонки. Я занимаюсь всеми нюансами.
Чем ты занят между гонками?
Между гонками и я, и вся команда, отвечающая за спортивную часть, занимаемся своей основной работой, ведь все судьи являются наемными сотрудниками и приглашаются именно на дни проведения соревнования. Однако, для поддержания необходимой квалификации, все мы периодически посещаем судейские семинары. Помимо этого, я состою в комитете по дрэг-рейсингу, где работа не затихает ни зимой, ни летом. Мы разбираем ситуации, произошедшие на гонках, как наших, так и региональных. Усовершенствуем правила и технические требования. Ведем активную работу с регионами, например, с очень сильной командой организаторов из Барнаула, которые проводят соревнования высокого уровня в Сибири.
Как давно ты в этой роли?
Точно не вспомню. Если мы говорим про Чемпионат России, то пять-семь лет. Если про соревнования с более низким статусом, то лет пятнадцать. До этого я работал и в паддоке, и на старте, и на выпуске... Наверное, проще сказать, что везде, кроме секретариата.
Какое нужно образование и какая нужна аттестация, чтобы стать руководителем гонки?
Если говорить о классическом образовании, то здесь, конечно, ограничений нет. Если говорим о спортивно-судейском, то здесь все зависит от уровня самого мероприятия. Если это чемпионат России, то руководителем может быть только спортивный судья всероссийской категории. То есть руководитель гонки — это, изначально, судья, но судья с огромным опытом.
Давайте пройдемся прям по всем шагам. Вот ты хочешь в автоспорт и решил стать судьей. Ты приходишь в отделение РАФ и проходишь первый семинар, где рассказывают, что тебе можно делать на соревнованиях и что делать нельзя. После этого сдаешь тест, он не очень сложный. После всех этих процедур получаешь третью судейскую категорию. Теперь ты можешь работать, например, флаговым на посту. В общем, рядовым судьей на трассе. Дальше в течение двух лет ты работаешь и приобретаешь знания. Выполняешь определенный норматив, который описан в документах, и после этого имеешь полное право подать на вторую категорию. В исключительных случаях для этого не требуется два года и можно подать заявление через год. Со второй категорией такая же история: срок выполнения норматива два года, и потом подаешь на первую категорию.
Чтобы перейти с первой категории на всероссийскую, помимо выполнения норматива, необходимо ходатайство от Федерации. Тем самым Федерация в лице КОЛиС (комитет официальных лиц и судей) подтверждает уровень квалификации и опыт судьи. Недавно всероссийскую категорию получил Андрей Ан, один из организаторов дрэга в Сибири, и мы в комитете по дрэг-рейсингу этому очень рады — Андрей буквально живет гонками.
Чем тебе нравится эта работа?
О, это сложный вопрос. Дрэг-рейсинг — это другой мир. Все мы, приезжая на гонку, испытываем восторг и подъем адреналина. Для многих это хобби, превратившееся в профессию.
Как так вышло, что ты увлекся именно дрэгом? Не хотелось ли однажды сменить дисциплину?
Да как-то зацепило. В дрэге все быстро, понятно, все видно. Мне нравится! Сменить дисциплину? Мы иногда помогаем коллегам на других соревнованиях, например, на кольцевых гонках, дрифте, ралли, треке и т.д.
Пробовал ли себя в роли пилота?
Конечно, пробовал. И в дрэге, и в ралли, и в кольце. Сейчас осваиваю мотоциклы эндуро.
Как выглядит твой рабочий день на этапе RDRC? Расскажи подробнее.
С удовольствием, но это будет большой рассказ.
Продолжение следует…