Эльшан, почему ты выбрал именно ВАЗ и именно роторный двигатель?
Это было в начале 2000-х. Мои знакомые, а теперь уже давно друзья и члены нашей команды, Дмитрий Мнушкин и Владимир Каблуков приобрели себе серийные ВАЗ-2108, оснащенные карбюраторным роторным двигателем. Мощность автомобилей составляла 134 л.с., а после доработок им удалось снять с мотора 170 лошадей. Уже в 2004-м году они внедрили в одну из своих машин систему распределенного впрыска и достигли отметки в 270 л.с., стали совершать на ней выезды на ночные гонки и побеждать. Как раз в те времена нелегал постепенно перерос в официальные соревнования от РАФ, которые проводились в Тушино. Там мы с ними и познакомились. Я тогда ездил на ВАЗ-2112 и проникся идеей роторного двигателя, а ребята предложили объединиться, стать пилотом их роторного проекта. Примерно в это время Володе удалось приобрести легендарный ВАЗ-2110, на котором команда «Лукойл Рейсинг Тим» выступала в кольцевых гонках. На тот момент эта машина была квинтэссенцией инженерной мысли, она была идеальна, но для дрэга, разумеется, ее предстояло переделать. Мы сразу поменяли стоявший в ней двигатель на наш роторный, и стали участвовать в соревнованиях уже на этом автомобиле. И сейчас, в сезоне 2022, мы поедем на этой же «десятке».
Сколько лет ты занимаешься дрэг-рейсингом? Появлялось ли за это время желание поменять дисциплину автоспорта?
Первый заезд в дрэг-рейсинге я сделал в 1999 году. Получается, я уже 23 года занимаюсь дрэгом. За столько лет, конечно же, мне поступали предложения попробовать себя в других гонках, но я принял решение остаться в этой дисциплине.
Что именно тебе нравится в дрэг-рейсинге? Что стимулирует идти вперед?
Возможность самовыражения. Я являюсь не только пилотом нашей машины, но и инженером, а это позволяет применять новые технические решения, учиться, развиваться. Я занимаюсь системой впуска и выпуска ДВС, трансмиссией, подвеской, сварочными работами, моделированием. Например, сконструировал самодельную 4-ступенчатую кулачковую КПП с секвентальным механизмом переключения передач, самодельное сцепление.
Сколько версий «десятки» было за все это время?
У нас был и роторный атмосферный двигатель на основе ВАЗ-415, и двигатель на основе РПД-321, установленный в базу автомобиля, и задний привод, и вариант на базе роторного двигателя 4132 с применением турбокомпрессора. Потом мы пришли к роторному 3-секционному двигателю с турбокомпрессором со множеством кастомных запчастей. Проект 2022 года — это седьмая модификация «десятки».
Я думаю, что главный показатель изменений в нашем автомобиле, — это то, что 16 лет назад эта машина проезжала 1/4 мили за 12.3 сек., а сейчас проезжает за 8.112 сек. В дрэг-рейсинге, как мы знаем, это пропасть.
С чем связан интерес к роторному двигателю? Насколько сложно в настоящее время найти для него запчасти?
Уже 16 лет назад Дима и Володя имели большой опыт доработки и настройки роторного ДВС, и это уже тогда было очень интересно. Этот проект в целом уникальный, ведь никому в мире не приходила в голову мысль поставить 3-секционный роторный двигатель на переднеприводный автомобиль.
Что касается запчастей, как вы знаете, в нашем моторе много деталей, сделанных в России, но если есть необходимость, то можно купить детали и за рубежом. Кстати, в мире дрэг-рейсинга самые быстрые роторные проекты можно увидеть в Пуэрто-Рико.
Как сложился сезон 2021? Какой из сезонов, если вспомнить все, что были, запомнился тебе больше всего и почему?
Сезон 2021 года для нашей команды стал очень запоминающимся, мы стали самыми быстрыми в Европе среди переднеприводных автомобилей, проехав дистанцию 402 метра за 8.112 секунды. Наш прошлый рекорд был установлен в 2019-м — это был рекорд России для переднеприводных автомобилей на дистанции в 402 метра: 8,413 секунды.
Выделить какой-то один этап или целый гоночный сезон очень сложно, потому что каждый этап — это опыт, трудности, эмоции. Все было: и яркие победы, и печаль поражений, и технические сходы, и аварии.
Дорабатывается ли машина к сезону 2022?
К сезону 2022 года на автомобиль был установлен водяной интеркулер, самодельное сцепление и новая самодельная трансмиссия. В ближайшее время мы планируем выехать на тестовый день, где будет необходимо настроить перечисленные выше изменения.