Александр, твое увлечение дрэгом началось с Кубка России 2013 и Nissan Skyline GT-R R32. Как решился поменять его на dragster?
Да, все началось все с GT-R, а после того, как на нем развалился мотор, пришлось изучать варианты и выбирать новую машину. Я выбирал весь сезон 2016, и в итоге поехал в Америку и купил там dragster, потому что понимал, что технически это надежнее, чем доработанные кузовные автомобили, и привлекательнее. Хотелось, чтобы мой болид был действительно похож на гонку, а не просто на автомобиль, который едет по дорогам общего пользования. К тому же у нас в России dragster’ов тогда еще не было. И вот я сделал этот шаг: решил, поехал, протестировал, купил и привез dragster.
Какие были эмоции и впечатления от болида?
В Америке на тестах на Sonoma Raceway мне все понравилось, удалось показать время 6,75 сек, и в 2017 году я заморочился с его доставкой. Был первооткрывателем, так что все трудности приходилось оперативно решать в момент их появления. Нюансов оказалось много. Взять, хотя бы, тот факт, что длина машины 8 метров. Общими силами, с помощью друзей, все получилось.
Для нас, российских пилотов, такая техника, конечно, была привлекательна, но и, вместе с тем, непонятна. В чемпионате RDRC мне удалось показать на «дрэгстере» то самое время, которое он и едет — 7 секунд. Машина подарила мне очень много эмоций! Я рад, что после меня Максим Кривобоков привез dragster, а потом и другие ребята. Помню первый наш заезд с Максимом — в Грозном. Это, конечно, эпично, когда едут две такие машины. Я даже часто пересматриваю видео, где мы ехали первый раз, — эмоции переполняют до сих пор! Выбором болида я доволен.
Думаю ребята, которые занимаются тюнингом автомобилей, понимают, что «стрелы» вне конкуренции. Цена такого болида сравнима с ценой коробки или турбо-кита на GT—R, а он дарит кучу эмоций. И я считаю, что, когда ты едешь на обычной кузовной машине, ты не можешь сказать, что ты гонщик, если ты не в кольце. А когда едут «промоды», дрэгстеры — это уже подчеркивает уровень соревнований.
Ты попробовал себя в роли пилота, механика, а сейчас являешься тренером?
Обслуживанием своей «стрелы» я действительно занимался самостоятельно вместе с помощником, так что да, выступаю и в роли пилота, и в роли механика. А вот тренером себя не считаю. Сейчас на моей стреле выступает Тарас Тюриков. Просто мы дружим с Андреем, его отцом, и с ним, и я однажды сказал им, что вы все на GT—R и Audi, возьмите готовый продукт и ездите в свое удовольствие. Конечно, объяснил значение всех кнопок и приборов (приборная панель дрэгстера очень сильно отличается от кузовной машины), даю советы. Вообще, когда ты выставляешь пилота на престейдж и стейдж, ты переживаешь за него в сто раз больше, чем когда ты сам за рулем. Думаешь, правильно ли ты и команда все сделали, и его пересечение финишной линии с каким-то лучшим результатом дарит нам больше эмоций, как мне кажется, чем самом пилоту. Мы проделываем много работы, чтоб он проехал эти несколько секунд. Если все получается, то и бессонные ночи, и ремонт болида, и усталость — все сразу забывается, и остаются только яркие эмоции от результата.
Расскажи про доработки «стрелы», про планы на сезон 2022.
В 2021 году мы с нашей командой GAT-Racing решили переделать «стрелу», поставить более мощный компрессорный мотор Chevrolet. А к сезону 2022 доделываем все связанные с этим доработки. Ровняемся на время 6 секунд, так как рама у нас 6-секундная. В России до нас не было дрэгстеров с такими моторами, а в Америке они очень популярны и едут 6.0–6.1 сек, а метанольные компрессорные моторы едут 5.1–5.2 сек.
Кстати, у нас в команде сейчас две стрелы и два пилота (мы привезли еще одну машину). Надеемся, что оба поднимутся на тумбочку. Конкуренция, конечно, большая, очень много хороших стабильных пилотов со стабильными машинами. Думаю, борьба в новом классе US (4,3 секунды) будет очень интересная. Мы готовимся всю зиму. Наш механик — Гарик Гаракишиев — в прошлом чемпион, без него было бы сложно. Это человек, которому я доверяю на 101 процент. Много в чем помогает команда Kiwamaru sport, спасибо Юре Адамовичу. Я больше отвечаю за запчасти, теорию, практику. Так что мы все вместе готовимся, делаем, разбираем, собираем, устраняем недочеты, учимся, восхищаемся, ведь Тарас поехал очень быстро, и для нас это важный результат. Команда наша называется GAT-Racing как раз по трем первым буквам в наших именах и фамилиях: Гарик, Александр и Тарас — Гаракишиев, Альбин и Тюриков.
Есть ли желание вернуться за руль дрэгстера?
В дрэг-рейсинге я уже 10 лет и, конечно, мне нравится быть именно за рулем болида. Когда я вылез из кабины дрэгстера, я начал задумываться о другом автомобиле — это funny car на нитрометане. Точнее, изначально я нашел «фанникар» на метаноле, но в связи с коронавирусом не получилось вылететь на тесты в Америку и, соответственно, не получилось забрать его. Но мысль о таком болиде меня не покидала и в итоге я понял, что хотел бы собрать машину на нитрометане и нашел профильную мастерскую в Европе. Весь прошлый сезон мы вели переговоры о том, чтобы высшая лига чемпионата мирового ровня разрешила нам купить эту машину. Да-да, там свой круг, можно сказать секта, людей, причем уже пожилого возраста, и требовалось особое разрешение, чтобы мы смогли купить «фанникар». И мы его купили. Все «фанникары» продаются без мотора (для них это считается расходником), только рама и кузов. Так что мы купили раму и кузов, соответствующие всем последним регламентам. Машина эта проезжает 1000 футов (300 метров) за 4.2 сек, со скоростью на финише 480 км/ч. Но двигатель на нитрометане — это что-то новое для нас, поэтому сначала почти год мы изучали теорию и технические нюансы. Получается, мы купили отдельно раму, отдельно мотор и все запчасти, теперь все это собирается и, надеюсь, приедет в Россию в середине лета. Но в чемпионат я в этом году заявляться не планирую. Поезжу в тестовом режиме. Это моя мечта: купить «фанникар» и ездить на нем, так сказать, ради шоу, как за границей это действо и называют — Big Show of Funny Cars. Это когда автомобили мощностью 10 000 лошадиных сил выезжают квотер из 5 секунд. Все красиво, пламя по два метра высотой с каждой стороны болида, много грохота.
Мощность моего «фанникара» я сначала хотел уменьшить и сделать примерно 5000–6000 лощадей, замерить точно невозможно. Но сейчас все-таки переделываем его на так называемую «одноразовую» поездку — это примерно 8000–10000 л.с. На практике моторы «фанникаров» не долговечны, на чемпионских машинах двигателя хватает ровно на один заезд. Проехал и выкинул головки, шатуны, поршни, гильзы, вкладыши, но нам это не нужно, мы к этому не стремимся, так что делаем мотор так, чтобы хотя бы три раза на нем проехать. Мы хотим просто сделать красивую машинку для своей команды и в свободное время просто заезжать.
Так что я, конечно же, скучаю по штурвалу. Хочется эмоций, хочется ехать, хочется ехать быстро. С теплотой вспоминаю 2018 и 2019 год, когда мы соревновались и была жесткая борьба буквально на доли секунды.
Чего ждешь от чемпионата в целом?
Хочется, чтобы в чемпионате было много хороших конкурирующих пилотов и команд. Мне нравится, что в RDRC увеличивается количество настоящей дрэговой техники. Я рад за ребят, что они идут таким путем, и стоит это намного дешевле, чем строить что-то на базе кузовного автомобиля. Если человек хочет ехать в чемпионате, то лучше привезти специально подготовленный болид. Главное, чтобы люди видели эти машины, могли их пощупать, понимали реальность цен, сколько что стоит. Надо помогать друг другу, в поисках, в логистике и т.д., и тогда все будет развиваться. Я, конечно, не против кузовных авто, но это другой класс. Если в машине есть музыка и кондиционер — это не гонки. Даже картинг — это гонки, а заезды на гражданском авто — это не гонки. Но эта стадия тоже нужна, это отличная возможность для того, чтобы расти дальше.
Возникало ли желание сменить дисциплину автоспорта и попробовать что-то другое? Кольцо, например?
Я как-то пробовал проехать в кольце на Ferrari. Тем ребятам, кто ездит в кольце, конечно большой респект. Это очень командная дисциплина, а еще в кольце физически тяжело пилоту, в сто раз физически тяжелее команде. И начинать нужно с самого низа, чтобы подняться в чемпионат. Но это не мои эмоции, мои эмоции — это гонки по прямой на 402 метра. Так что я благодарен и Тиграну, и Дмитрию Саморукову, и всем-всем пилотам, и команде RDRC. А еще у меня есть мечта. Я очень люблю детский дрэг, где детишки ездят на таких маленьких «стрелках». Было бы, конечно, здорово, если бы и у нас открылась такая школа, типа картинга, где тренируют детей, показывают им гонки, возят их на чемпионаты. Возможно даже они бы сами строили болиды и, возможно, из каких-то российских комплектующих, как раньше сами строили карты. Думаю, что это было бы интересно для подрастающего поколения. Создать детский/юношеский чемпионат и т.д.