Роман, как давно началось твое увлечение гонками и как это получилось? С каких машин начинались гонки по прямой?
Начало было положено с ночных уличных гонок — наверное, как и у большинства. Мы с друзьями сами дорабатывали свои машины, что-то крутили, прикручивали и пытались ехать. И все это по ночам. Машины были Toyota Chaser Tourer V и Toyota Mark2, как и до сих пор. В официальных соревнованиях я начал участвовать в 2017-м году. А случилось это так: однажды ко мне приехали друзья, которые участвовали в дрифте (Макар Черныш и его механик Вова Бурим, сборщик JZ-моторов), и я им сказал, что мечтаю о двигателе в 500–600 лошадиных сил. Тут-то все и понеслось. В течение года мы купили и собрали мотор и вообще доработали в автомобиле все, что было можно, хотя при этом машина всегда выглядела под сток. Первый замер на диностенде показал 700+ сил. Mark2 строился у ребят в Благовещенске, а ко мне в Хабаровск он приехал осенью 2016-го года. Я сел за руль, поехал тестировать обновленный автомобиль и… понял, что теперь гонки, которые проводятся на дорогах общего пользования, для меня закрыты. Машина стала очень мощная и требовала повышенного внимания к безопасности. Всю зиму она простояла в гараже, а весной 2017 года я начал готовить ее к нашим региональным соревнованиям, которые проходили в городах Биробиджан и Находка. Итогом сезона стало звание Чемпиона Дальнего Востока своем классе.
Получается, выбор машин изначально был в пользу «Марков» и «Чайзеров». Почему они? А не «Хонда», например, «Субару» или «Ниссан»?
Так вышло, что давным-давно я привез из Японии именно эти машины. Что касается «Хонд», «Субару», «Ниссанов» и пр., так я даже не смотрел в ту сторону. Toyota — надежный автомобиль. И вообще мне очень нравятся эти кузова! В итоге, конечно, «Чайзер» стал полным кастомом, тем не менее он мне нравится. Да и выбирать другу модель автомобиля для гонок уже поздно. Хотя иногда у меня и возникали мысли, что надо было брать Toyota Supra для моего увлечения. Когда я уже построил машину и начал доработку по мощности, то столкнулся со сложностями по доработке трансмиссии — все на заказ. А для «Супры», например, есть готовые решения.
Как пришли к текущему проекту? В каком году началась его постройка?
Как и всем, мне захотелось ехать еще быстрее. Начинал я официальные соревнования на «Марке» с Garrett GTX4088. Следом поставил Garrett GTX4294. А весной 2018 года я подал заявку на участие в Чемпионате России по дрэг-рейсингу, заказал турбину Garrett GTX4508 и начал собирать кузов JZX100. До этого я ездил на автомобиле в кузове JZX90, а новый вариант готовил неспеша: постепенно вварили каркас безопасности, проварили и покрасили кузов.
Почему захотелось поменять кузов с 90-го на 100-й?
90-й кузов я хотел оставить и оставил в стоке, он с полным пакетом документов. А 100-й «Чайзер» был привезен из Японии, но не был оформлен, так что я решил сделать его исключительно под гонки. Вообще, я надеялся, что соберем JZX100 на GTX4508 ко второму этапу Чемпионата России 2018, но не тут-то было: то запчасти не пришли вовремя, то еще куча проблем. И тут я принимаю решение в срочном порядке собирать авто — сейчас или никогда. Мы снимаем мотор с JZX90, устанавливаем новоприобретенную коробку передач TH400, ровно за месяц все доделываем, и 7-го сентября 2018 года выезжаем на 3–4 этапы в Грозный. Там мне удалось занять третье место в классе, и это было хорошее начало в Чемпионате России. Дальше — больше. В сезоне 2019 я принял полноценное участие в RDRC и и даже успевал выезжать на региональные гонки. Сезон RDRC 2020 пропустил из-за нестабильности в стране, но продолжал принимать участие в «регионалках», чтобы заработать Первый спортивный разряд.
Насколько кардинально поменялся спек-лист автомобиля с 2018 года?
Поменялось очень много всего! Начнем с того, что топливо мы меняли каждый год и шли к результату и безопасному его использованию. Начинали с 100-го бензина. Далее пробовали VP Racing С23, VP Import, спирт BRFuel. По итогу перешли на C85 VP. Подвеску я изначально сделал так, чтоб туда не лазить, а вот редуктор заменили на 9-дюмовый, поставили кардан карбон, усиленные привода. Поменялась коробка переключения передач. Электронные блоки управления тоже постоянно менялись. Начинал с VEMS, далее Link, теперь MoTeC M1. Мотор все также строкер 3.4 литра. Визуально машина не изменилась.
Как сложился сезон 2021?
В 2021 году я выехал на обновленном конфиге с Garrett GTX5533, и установил свой личный рекорд на дистанции четверть мили: 7.811 сек.
Как проходит межсезонье? Расскажи про выступления в Эмиратах.
После 3-го этапа RDRC 2021 в Быково я подошел к команде OWl Garage, а они в это время обсуждали поездку в Эмираты. В общем, все произошло случайно. Я вдруг спросил, если будет возможность, возьмите меня с собой. И вот уже мой «Чайзер» и промод Сергея Савинова плывут в контейнере в Эмираты. Прям перед этим, в конце сезона, я установил новую коробку TH400 от М&М на 3000 сил, а в LEVEL Performance автомобилю сделали новую салонную проводку. А прям в Эмиратах мы сменили топливо — как я уже говорил, перешли на C85 VP. Участвовать на свежесобранном авто было сложно, но мы это сделали!!! Тренировок было мало, всего три заезда. Для настройки этого, разумеется, мало. Так что настройка обновленного автомобиля шла, по сути, два этапа. На третий этап я уже приехал без настройщика. Вообще Yas Super Street Challenge проходил в четыре этапа, но мы успели только на три.
Дебют в международном формате для меня прошел, я считаю, хорошо. Мы получили новый опыт и новые знакомства, я начал обращать большее внимание на то, как реализовать первые 100 метров. Дело в том, что я упрямый и категорически против моста! Хочу оставить автомобиль целым, а при установке моста придется выпилить пол кузова. Поэтому и хочу, чтобы мой автомобиль был на редукторе! К сезону RDRC 2022 «Чайзер» полностью отстроен и готов к борьбе за чемпионство в своем классе 7.6!
Почему тебя привлекает именно дрэг-рейсинг? Кроме дрэга, какие-нибудь другие дисциплины автоспорта пробовал?
Дрифт я смотрел лет десять. Ездил с ребятами на множество соревнований и по России, и в Китай, и в Японию, но так и не пришел к желанию в нем участвовать. Честно, то, как судят в дрифте, мне так и не всегда понятно. Так что я решил, что в дрэг-рейсинге все привычнее: кто первый пересек финишную черту, «того и тапки», как говорится. Плюс считаются точные времена. И я люблю скорость!