Илья, привет! Расскажи про свою должность и свои обязанности.
Можно очень долго рассуждать о том, как называется моя должность на треке, но во всем мире ее называют как «Трек-Мастер». Меня же больше узнают, как Илья «Большой Тракторист». С обязанностями все достаточно просто. Моя задача — обеспечить ЗАЦЕП (держак), а еще лучше ЗАЦЕПИЩЕ. Трек должен блестеть, скрипеть и быть резиновым (а не пластиковым).
В мои обязанности во время гонки входит все, что связано с трассой и не только с проклеенной ее частью. Это контроль за автомобилем в предстартовой зоне (например, есть ли под машиной какая-либо техническая жидкость), осмотр трека после каждого заезда на наличие жидкостей или каких-либо повреждений полотна, периодическая обработка трека клеем или специальным «волшебным», как мы его называем, порошком по необходимости. Потому что в разную погоду трек ведет себя по-разному. Также в мои обязанности входит сушка трека после дождя и восстановление зацепа в короткие сроки, устранение разливов на треке (а разливы — не редкость в нашей дисциплине, так как вся техника работает на грани своих возможностей и порой не выдерживает). Кстати, каждый заезд я смотрю с замиранием сердца. Хороший заезд говорит о том, что я все сделал правильно.
А что дает эта пыль?
«Gold dust» дает более гладкую поверхность, и резина к этому порошку прилипает быстрее и держится лучше.
Какие особенности в твоей работе бывают в разную погоду?
В зависимости от погоды приходится делать очень много корректировок трассы. Мы смотрим на влажность, температуру и пр. В сильную жару трек становится слишком мягким, как пластилин, и начинает плыть. Не могу рассказать все секреты, но приходится по определенным технологиям остужать трассу. В холодную погоду трек прогреть очень сложно, поэтому приходится утяжелять навеску либо подбирать слики из других дисциплин, которые дольше остаются горячими. А если начинается дождь, то заезды останавливаются.
Когда начинается подготовка трека к этапу и с чего?
Все начинается очень банально. Первое, что нужно сделать, — это хорошо подмести и помыть трек. Ну а дальше долгий монотонный труд — натирка трассы. У нас есть специальное приспособление (навеска на трактор), на начальном этапе мы вешаем на нее старую (прошлогоднюю резину) и протираем этой резиной трассу насухо и выбиваем остатки песка. Далее происходит процесс проклейки трассы по всей длине. На данном этапе самое главное — это равномерно пролить трассу клеем. В одном скоростном режиме, без пробелов. В момент подготовки трека этот процесс происходит на малых скоростях, в момент соревнований проклейка трассы между заездами проводится в ускоренном режиме. После этого даем клею полностью высохнуть, ждем 20–30 минут. После полного высыхания клея на навеску (притирку) вешаются свежие порезанные слики, и я начинаю тереть этими сликами трассу (до потери пульса) пока не пропадут клеющие свойства клея. Дальше все происходит по той же схеме. Снова клей и снова слики. Три или четыре раза минимум, но общее количество раз всегда зависит от состояния трека. На ночь мы обязательно заливаем трек клеем (до заката), чтобы все, что мы наклеили, пропиталось более глубоко. И так каждый день вплоть до начала мероприятия. Так сказать, от рассвета до заката! Для нас очень важна дистанция 60 футов, поэтому во время подготовки трека эта часть должна быть просто идеальна. Для того, чтобы держак был хорошим, используем два вида клея. Один вид — как основа для всей дистанции, а второй — только на стартовую зону.
Как обычно проходит сушка трека?
Задача понятна — убрать влагу с полотна. А чтобы восстановить свойства клея и резины, нужно немного прогреть трек и добавить клея, и все это в кратчайшие сроки. Так что иногда приглашаем специальный автомобиль-сушку для взлетных полос.
Ты один всем этим занимаешься или у тебя есть какая-то команда?
Последние два сезона у меня есть помощник, толковый молодой человек, которого тоже зовут Илья. И если я Илья «Большой Тракторист», то его все называют Илья «Маленький».
Проходили ли вы обучение?
В 2016 году к нам в Россию приезжал на все этапы финский специалист Anssi Pinola, который занимается данным видом деятельности порядка 10 лет. Он объяснял и показывал, как он готовит трассу по своей технологии. Но все равно всех нюансов не узнаешь за столь короткие сроки. Порой все равно во время работы появляются вопросы и приходится брать советы у коллег. Ведь с каждой трассой приходится работать по-разному. В этом смысле в Грозном проще всего работать с трэком. А сложнее всего — в Быково. Связано это с тем, что погода здесь может меняться фактически моментально. С утра солнце и тепло, в обед солнце ушло, и сразу холодно, и дожди как будто кружатся над бывшим летным полем.
А как вообще началось твое увлечение гонками? Почему именно дрэг-рейсинг?
Мое увлечение дрэг-рейсингом началось в 2003 году. Да, фильм «Форсаж» я смотрел. Да, красиво. Да, понравился. Но в нашем городе (я из Владимира) как таковых мероприятий такого типа не было. И вот в 2003 году я приехал к родственникам в Москву, и брат взял меня на ночные гонки (он был одним из организаторов), где все происходящее было на то время уже очень похоже на Форсаж. Так все и закрутилось. После возвращения домой мы с друзьями во Владимире начали собирать свои мероприятия и параллельно пропадать в гаражах. Брат периодически приглашал меня на разные мероприятия, проходившие в Москве, и это уже были гонки на официальном уровне. Однажды мы готовили дрэг-рейсинг в феврале месяце в Тушино, было и такое. И тогда был поставлен рекорд, кажется, на Subaru Impreza — 11.2 сек. Дальше и в Питер, и в Пушкин ездили, если мне не изменяет память, в 2004 году, а в 2005 году были в Нижнем Новгороде. И я помню гонку в НН. Занимались мы на гонках всем, что было необходимо. Получалось так, что отработав в пятницу смену на заводе во Владимире, я садился на автобус и ехал в Москву, чтобы всю ночь с ребятами готовить трек. А с утра в субботу начинались гонки. Спали по два часа в машинах.
Ты пробовал себя в роли пилота или всегда был в составе организаторов?
В роли пилота был конечно. У себя в городе. Но в команде организаторов чувствую себя комфортнее. Да и моих размеров гоночные комбинезоны не шьют :)
Ждешь ли начало сезона?
Как только появляется весеннее солнышко, начинаю тосковать по гонкам. Жду чемпионат с нетерпением!!!
Когда нужно начинать готовить дрэг-стрип к открытию сезона?
В нынешнем сезоне подготовку трека надо начинать намного раньше. Связано это с тем, что в Быково резиновому слою уже 3 года и его уже пора менять. Резиновый слой имеет такие же свойства, как и резина, поэтому он дубеет и становится пластиковым. У нас есть специальная машинка, которая поможет нам аккуратно снять старый слой, не испортив асфальт, что потом нам позволит более качественно положить слой клея и резины. На полную подготовку трека с нуля требуется порядка 7–10 дней, если стоит хорошая погода. В этом году я бы начал тщательную подготовку трека за месяц до первого мероприятия. Сейчас ребята как раз прибираются и наводят красоту, что очень радует и во многом упростит нам работу.