История увлечения гонками у Георгия достаточно стандартная. Интерес к дрэг-рейсингу возник примерно тогда же, когда на экраны вышел первый фильм «Форсаж». Сначала он был зрителем, потом вошел в команду организаторов соревнований, а потом заинтересовался технической частью.
Гарик помогал друзьям в постройке их автомобилей и ездил с ними на гонки в качестве механика. Мыслей о том, чтобы самому сесть за руль спортивного автомобиля, долгое время не было вообще, однако в 2008 году все же захотелось попробовать, каково это, управлять собственноручно собранным болидом, скажем так, опробовать результат своего труда в деле.
Гарик выбрал Mitsubishi Lancer Evolution 3 и начал создание первого личного проекта. Однако все оказалось не так просто, двигатель часто подводил. Только летом 2011 года благодаря щепетильной постройке и настройке мотора 4G63T получилось достичь цели и занять первое место в Кубке Хакасии.
Следующим шагом стало решение снизить массу автомобиля. «Эво», изначально весящий 1180 килограмм, изрядно покромсали, и все равно удалось сбросить только 110 кг. Маловато! Тут идею подсказал друг Константин Окулов. Купить другой автомобиль, изначально более легкий! Например, Mitsubishi Mirage Cyborg в кузове С83А. Гарик продал Evolution и купил Mirage. Кузов «Миража» конца 1980-х годов, наверное, самый легкий из всех версий — 980 кг. К тому же найденный экземпляр был полноприводным, что очень большая редкость, с мотором 4G61T объемом 1.6 литра и мощностью 160 л.с. Новый автомобиль сразу же отправился в гараж, где незамедлительно началась работа над будущей «гонкой».
Как ты доработал тот «Мираж»?
Моторы 4G61T («Миража») и 4G63T (Evo 3) почти одинаковые, разница только в высоте блока, диаметре поршней и ходе коленвала. Я собрал, как показали итоговые результаты, хороший боевой мотор 4G61T, который без разбора проездил два сезона. Начинка, естественно, стандартной не осталась. Внедрили распредвалы Kelford, шатуны HKS, кастомные поршни, шпильки ARP, титановые тарелки, вкладыши ACL, много разных тюнинговых мелочей. А турбина Holset HX50 с горячей частью от Garrett GT35 перешла под капот по наследству от «Эво». Забор воздуха шел через самодельную воронку: алюминиевую тарелку, приобретенную в обычном хозяйственном магазине, и выведенную в передний бампер. Выхлоп — в бок, как помощь турбине быстрее выйти на буст.
Топливная система была устроена очень просто. От стандартного топливного бака отрезали чуть больше 2/3 (получился объем 15 литров), поставили два погружных насоса Walbro производительностью по 400 литров каждый и форсунки Injector Dynamics 1000 сс. Система охлаждения мотора представляла собой два контура: водяной и масляный. На водяном — тюнинговый радиатор от Honda Civic, маленький, но толстый (70 мм), а на масляном — 12-секционный радиатор и соответствующие форсунки. Всем этим управлял ЭБУ Корвет 10.34, настройщик — Павел Логинов.
Машину разобрали догола: сняли пластик, шумоизоляцию, стекла и т.д. Далее я облегчил и без того нетяжелый кузов машины, по возможности выпилив «лишнее» и заменив крышку багажника на пластиковую. Поскольку подвески MMC Evo 3 и MMC Mirage идентичны и отличаются только тем, что в «Эво» сзади редуктор, а у «Миража» мост, то просто переставил койловеры Cusco со старой машины на новую. И убрал стабилизаторы. Коробка передач осталась также от Evo 3, привода выбрали от Mitsubishi RVR, а сцепление 3-дисковое Tilton.
Это был какой сезон?
Это был сезон 2013. Я выступил на Кузнецкой жаре, в Хакасии и местных гонках. Привыкал к новой машине. И понял, что в полноприводном классе ехать наравне с GT-R, лидерами сезона, нереально. Мощности у автомобилей несоизмеримо разные. Поэтому для участия в Кубке России по дрэг-рейсингу 2014 года я выбрал переднеприводный класс. Вместо моста поставил на «Мираж» балку и тормоза со ступицами от ВАЗ-2109, убрал кардан и раздатку, и передний привод готов!
Кроме этого, глобальных изменений машина не претерпела. Разве что была установлена 4-портовая закись азота NX NITROUS. Уже на первом этапе RDRC 2014 я завоевал третье место в своем классе. За четыре раунда стал чувствовать себя увереннее за рулем моего обновленного болида и на пятом наконец-то попробовал нажать на кнопку закиси, что в итоге сделало мой авто самым быстрым на тот момент Mitsubishi России на переднем приводе! Четверть мили я проехал за 10.766 сек, показав на выходе скорость 235,29 км/ч, и установив личный рекорд.
Как сложился 2014 год?
2014 прошел на ура во всех смыслах. Я принял участие во всех этапах Кубка России: в Омске, Красноярске, Новокузнецке, Гродно, Евпатории. Причем везде ездил сам, грузил автомобиль в техничку «Газель» и на ней наматывал километры по стране. На первом этапе Кубка занял третье место, на пятом — второе. Самым ярким стал пятый этап, там мне удалось улучшить свой личный рекорд. Даже немного жалею, что не использовал раньше закись азота. Конечно, она сказывается на ресурсе, но если все правильно отстроено, то последствия незначительные.
По итогам всех выступлений стало ясно, что с подвеской теперь уже переднеприводного «Миража» надо работать и серьезно, без кастома не обойтись. Много советов по этому вопросу мне дали участники RDRC. В частности, команда AlaniaMotorSport, выступающая на ВАЗ-2108. Но все советы я начал воплощать уже на новом автомобиле.
Новый автомобиль — и снова «Мираж»?
Да, мне удалось купить кузов от Mitsubishi Mirage начала 90-х годов с уже установленным в нем каркасом безопасности — это было очень удобно. К тому же его база оказалась больше, чем прошлого «Миража» 1989 года выпуска, а это тоже несомненный плюс для переднеприводного проекта. Расстояние между передними и задними колесами на старом «Мираже» составляло 236 см, а на новом — 244 см. И я увеличил его до 270 см путем переноса задней оси. В общем, подвеска получилась полный кастом, ведь автомобиль изначально был полноприводный. А мотор сезона 2014.
Заднюю подвеску от 4WD полностью удалили и сварили кастомную балку 8 кг с возможностью различных регулировок. Ступицы взяли от ВАЗ-2108. Стойки сделаны из передних амортизаторов от ММС Delica и пружин от мотоцикла Урал. В передней подвеске работают переделанные стойки Cusco и кастом рычаги.
Была сделана правильная развесовка. Всю «полезную» массу авто (бензобак, бак с водой и льдом, турбину) перенесли в передний бампер, что нагрузило переднюю ось «Миража», плюс заднюю балку максимально возможно сдвинули назад.
В 2015-м году начались первые шаги моего нового проекта в классе передний привод. Первая гонка и сразу 2-е место (из-за тех.схода не смог занять 1-е). По ходу соревнований начали вылезать болячки по мотору, КПП и сцеплению. Весь сезон я все это лечил. В частности ломался выжимной подшипник, были проблемы с маховиком, несколько поломок приводов, а под конец сезона мотор при настройке и вовсе умер. Чтобы докатать гонки, я кое-как его починил, и принял решение в межсезонье построить новый двигатель.
Расскажи про сезоны 2016 и 2017.
В 2016 году было все куда продуктивнее. Я построил новый двигатель, 2-литровый 4G63T. Перешел на большую турбину от Scania, МКПП установил от Mitsubishi GTO. С новым настройщиком (Павел Скрыльников) Mirage задышал по новому, большое ему за это спасибо! Мощность автомобиля получилась 720 л.с. За четыре этапа я занял три 2-х места, что привело к итоговому общему 2-му месту в Чемпионате России по дрэг-рейсингу 2016.
К сезону 2017 я планировал провести работы по внешнему виду, но из-за нехватки времени их пришлось отложить. Доработки машины заключались в установке тормозного парашюта и новой дрэговой резины. В этому году я уже завоевал два первых места: в классе FWD на первом этапе в Красноярске и в классе US на втором этапе в Минске. Сезон в самом разгаре. Моя задача повышать квалификацию, как пилота.
Что значит для тебя дрэг-рейсинг?
Дрэг-рейсинг для меня — это хобби и отдых. На время проведения соревнований отключаешься от проблем, уходишь с головой в гонку. Еще большой плюс — это встреча с друзьями и единомышленниками.
Mitsubishi Mirage
Год выпуска: 1994.Двигатель: 4G63T 720 л. с.
Лучшее время: 9.949 сек.
Владелец и пилот: Георгий Гаракишиев.
Город: Красноярск.
Список доработок:
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель 4G63T
Шатуны HKS
Поршни кастом
Шпильки ARP L19
Двойные пружинки
Титановые тарелки
Алюминиевый шкив кастом
Вкладыши ACL
Распредвалы Kelford 280/280 11.75
Впускной коллектор кастом
Дроссель 85 мм от Infiniti
Впуск, кастом
Блоу-офф A’PEXi
Радиатор 70 мм от Honda Civic
Вентиляторы Mishimoto
Силиконовые патрубки радиатора
Форсунки 1600 сс Precision injected
Топливная рейка, кастом
Топливный регулятор Tomei
Два бензонасоса Walbro 400 л/ч
Топливные магистрали, кастом
Основной бензобак, кастом, 11 литров
Выпускной коллектор, кастом, 4–2
Свечи Ngk iridium 8
Турбина Holset HX55 Scania
Шланги подачи, слива масла и охлаждения турбины, кастом
Вейст-гейт Tial 60 мм
Маслоуловитель, кастом
Расширительный бачок сток
4-портовая закись азота NX NITROUS
ЭЛЕКТРОНИКА
ЭБУ Январь 7.2Щиток приборов сток
Проводка, блок реле и предохранителей ВАЗ-2108 + кастом
Катушки зажигания BMW, 4 шт.
Дополнительные приборы Shadow: температура выхлопа и температура масла, давление турбины, давление масла и топлива
Широкополосник AEM
Тумблеры
ТРАНСМИССИЯ
Дифференциал заварен, кастомМКПП от Mitsubishi GTO 3.0T Getrag
3-дисковое сцепление Tilton 1400+ л.с.
Привода от Mitsubishi RVR
ТОРМОЗА
Гидроручник, кастомТормозные магистрали и шланги сток
Суппорта сток
Тормозные колодки оригинал Mitsubishi
Тормозной парашют
ПОДВЕСКА
Койловеры CuscoЗадний мост, кардан и раздатка убраны
Стабилизаторы убраны
Балка кастом со ступицами от ВАЗ-2108
КУЗОВ
Капот пластик, кастомКрышка багажника пластик, кастом
Двери сток, облегченные
Боковые окна поликарбонат
Замки капота и багажника
Буксировочные крюки кастом
ИНТЕРЬЕР
Сиденье водителя Bride6-точечные ремни безопасности Beltenick
ДИСКИ И ШИНЫ
Диски Work Equip 8.5jj R15 ET +25 4*100Проставки колес 25 мм (спереди)
Колесные гайки Project Mu HYPER
Шины спереди М/T 27/10/15 и 28/9/15
Шины сади М/Т 22.5/4.5/15
Фото: RDRC и из архива владельца