Чемпионат России по дрэг-рейсингу 2017 стартовал в Красноярске 24–25 июня. Второе место в классе FWD завоевал Владимир Третьяк на ВАЗ-2108. Хотя точнее будет назвать его автомобиль дрэгстером собственной разработки, постройка которого заняла у команды 2,5 года!
Владимира с детства окружала разнообразная техника. Все родственники, друзья и даже соседи увлекались мотоциклами, картингом и автомобилями. Эта страсть передалась и самому Владимиру. В 2002 году он впервые заинтересовался дрэг-рейсингом. В 2005-м доработал семейный ВАЗ-21099 и принял участие в первых официальных соревнованиях в г. Шахты, где сразу завоевал победу. На следующий год вместе с друзьями он построил свой собственный автомобиль для гонок, ВАЗ-2108. С «восьмеркой» было выиграно очень много соревнований. Постепенно она превратилась в болид с турбированным двигателем ВАЗ мощностью 500 л.с., установленным сзади! Однако в 2010 году в Чемпионате России по дрэг-рейсингу изменились технические требования, и ВАЗик перестали допускать к соревнованиям.
Владимир Третьяк принял решение собрать что-то новое, причем изначально цель была по возможности удешевить проект. В самой первой версии новый автомобиль (тоже ВАЗ-2108) был собран «из того, что было найдено в гараже». Много запчастей подарили друзья-гонщики из всех уголков России, за что им огромное спасибо. В первый сезон (2010 года) было взорвано около пяти ВАЗ-овских двигателей, потому что искали максимальные пределы прочности для атмосферного мотора с закисью азота и очень много экспериментировали.
Многочисленные опыты привели к тому, что к 2011 году построили новый двигатель (2-литровый атмосферный на закиси), плюс значительно усовершенствовали автомобиль и технически, и внешне. Владимир выиграл почти все соревнования, где принимал участие, и при этом без единой поломки мотора.
В 2013 году «восьмерку» снова кардинально изменили. Перемены коснулись коробки передач (установили новую, специально изготовленную в Тольятти для дрэг-рейсинга, которая могла выдерживать большие нагрузки) и двигателя (его оснастили турбо наддувом), полностью переделали ходовую. Машина перешла в другой класс соревнований. Все работы заняли очень много времени, так что на гонки получилось выехать лишь один раз за сезон.
При подготовке к Чемпионату России RDRC 2014 автомобиль снова доработали. В первую очередь в плане безопасности. Установили каркас безопасности, систему пожаротушения, надежный водительский «ковш» и ремни.
Болид был с двигателем ВАЗ-2112, мощностью порядка 650 л.с. (блок стандартный, шатуны и поршни Clubturbo, доработанная ГБЦ, большая турбина и впрыск закиси азота). За сезон 2014 Владимир Третьяк занял два первых места и два третьих, а по итогам года стал обладателем Кубка России по дрэг-рейсингу в классе FSA (FWD).
После окончания сезона он и команда приняли решение полностью переделать автомобиль, наивно пологая, что для этого хватит полгода межсезонья. Забегая вперед скажем, что работы заняли два с половиной года! Чтобы не пропускать два сезона RDRC, Владимир попросил ВАЗ-2108 у своего товарища Владислава Оржеховского, и выступал на этом автомобиле, немного дорабатывая его, а все основное время уделяя главному проекту. На последнем этапе 2016 года в Грозном Владимир выиграл 1-е место на этапе, и передал победный автомобиль обратно хозяину. В 2017 году он выступает на своем новом проекте — том самом, задуманном еще в конце сезона 2014.
Что значит для тебя дрэг-рейсинг?
Изначально это было хобби, которое занимало у меня все свободное время. Когда гоночный сезон близко, я просыпаюсь и засыпаю с мыслями, что и как нужно сделать, чтоб улучшить результат в гонках. Сейчас, наверное, уже можно считать, что дрэг-рейсинг для меня — это профессиональное занятие. Я Кандидат в Мастера Спорта, руководитель гоночной команды MaxMotors Team, а также директор самого крупного магазина тюнинга в ЮФО Clubturbo, и это все очень связано.
Где ты готовишь машину?
У нас очень большая и дружная команда MaxMotors Team, в которую входят родственники, друзья и теперь и один из самых крупных автосервисов Ростова-на-Дону MaxMotors. Изначально мы занимались автомобилем в обычном гараже, а последние полгода постройки он как раз провел в новом доме, автотехцентре MaxMotors, где благодаря обширным техническим возможностям была полностью доведена до идеала подвеска. Так же нельзя забывать и АкАн Motor Tech, где несколько месяцев тоже готовился автомобиль. Доводилась до конечного вида проводка, система охлаждения, крепеж ремней и много чего еще. Так называемая мелочевка, которая на деле занимает очень много времени и играет очень важную роль, ведь если что-то из нее не будет работать, то и автомобиль не будет ехать.
Как обстоят дела с надежностью у ВАЗ?
Когда мощность автомобиля увеличивается в 10 раз от стандартной, появляется очень много проблем, вне зависимости иномарка это или отечественная машина. Я считаю, что ВАЗ еще хорошо с этим справляется. Блок двигателя переднеприводного ВАЗа держит 700 сил практически без доработок. Кузов «восьмерки» легкий и прочный — тоже плюс. Единственное, хорошего нельзя сказать о КПП. Я долго не переходил на турбированный двигатель именно из-за ненадежности заводской коробки. Установив усиленную, я избежал поломок коробки.
Возникали ли мысли сменить ВАЗ на иномарку?
Раньше возникали. Но сейчас уровень соревнований такой, что если брать заднеприводный или полноприводный автомобиль, то для побед нужен огромный опыт работы с подобными авто, даже если будет неограниченный бюджет. А у нас такого опыта нет. Я предпочитаю ездить на соревнования, чтобы побеждать, а не просто участвовать, поэтому по максимуму использую свой опыт с ВАЗ.
Какое тебе удалось показать лучшее время за свою спортивную карьеру?
Вопрос о лучшем времени мне всегда не нравится. Потому что моя цель — выиграть, а не показать лучшее время. Нужно придерживаться определенной тактики, и это всегда ограничивало. Например, ехать в соответствии с возможностями соперника, дабы не рисковать. Если он немного слабее тебя, то ехать чуть быстрее, не используя на всю потенциал своего автомобиля. Не ехать в полную силу во время квалификации — тоже чтобы сберечь двигатель и КПП. Это ощутимо помогает избежать поломок.
Всех прежде всего интересует вопрос надежности автомобиля для гонок. Много ли запчастей приходится возить с собой на этапы? И много ли в твоей машине кастома?
В нашей машине больше половины запчастей кастомных, в основном это все детали Clubturbo, производимые в Ростове-на-Дону. Также помогают в изготовлении деталей и друзья с гонок.
С собой мы возим пяток резинок, шлангов, хомутов, набор инструментов и спортивные колеса. Никаких серьезных деталей мы не возим. Я считаю, хорошо подготовленная машина не должна ломаться. К сожалению, из-за наших же упущений, так не всегда бывает.
Почему ты решил переделать проект после сезона 2014? Расскажи основные моменты доработок.
К 2015 году в Технические Требования Чемпионата России внесли изменения, участникам разрешили больше вольностей в подготовке автомобиля, если это не влечет нарушений по безопасности. Мы решили воспользоваться этим и с начала зимы приступили к постройке нового кузова. Самым сложным и долгим оказалось придумать его конструкцию. Сначала мы спроектировали пространственную раму автомобиля на компьютере, программно проверили ее прочность (она превосходит заводскую в 5 раз) и только потом приступили к изготовлению.
Новый кузов стал лучше и безопаснее. Во-первых, благодаря применению труб в его несущих частях. За счет этого изменилась развесовка автомобиля, что влечет к улучшению старта. Задняя часть автомобиля стала еще легче, а передняя тяжелее. Во-вторых, мы увеличили колесную базу и в длину, и в ширину. Установили более широкую резину. В-третьих, мы сделали больше подкапотное пространство, чтобы можно было все компактнее и правильнее установить в него. Весь автомобиль стал ниже, что хорошо влияет на его управляемость. Появилось больше пластиковых элементов в кузове, например, все двери и крыша. Также мы визуально изменили форму передней части автомобиля и дизайн рисунка винила.
Доработки, конечно, коснулись не только кузова. Развитие технологий и гонок в нашей стране происходит настолько быстро, что мы все-таки приняли решение поменять и двигатель, и КПП от ВАЗ на агрегаты от Mitsubishi Evolution. Естественно изрядно их доработав. Заменили шатуны, поршни, клапаны, тарелки, пружинки, толкатели, распредвалы, шестерни, даже ремни ГРМ и пр. Изменили масляную систему, установили систему зажигания увеличенной мощности. Расчетная мощность составляет 1000+ л.с. В КПП внедрили спортивный кулачковый ряд.
Какой ты используешь блок управления?
В машине стоит блок управления двигателем Январь 5.1. Много кто критикует его, но я больше склоняюсь к мнению, что главное — человек, который настраивает компьютер, и его умение. «Восьмерку» настраивает мой друг Павел Скрыльников. Он занимается не только ЭБУ, но много чем в самом процессе постройки автомобиля.
Когда наконец настал сезон 2017 года, на первый же этап RDRC Владимир Третьяк выкатил свой автомобиль, который строил два с половиной года. В Красноярске он занял второе место. Подвела турбина. Первый этап RDRC 2017 вообще стал для команды весьма авантюрным. Ребята закончили собирать автомобиль в самый последний момент, и времени на тесты и настройку совсем не осталось. Посовещавшись с Игорем Барановым (Чемпионом RDRC 2015 года в классе FSА (FWD)), они приняли решение все-таки привезти в Красноярск свой вообще ненастроенный автомобиль, как младенца, который совсем ничего не умеет и о котором ничего не известно. Ребята рискнули и уже в боевых условиях стали проверять, на что способен их новый проект.
Они сделали всего 4 заезда. Первый просто для настройки программы. Показали время 12.8 сек. Затем был заезд уже с настройкой самого старта, получили время 10.6 сек. И вот настал момент заезда в зачет квалификации. Получился очень быстрый старт, первые 60 футов, как у лидеров класса, но на середине дистанции слетел датчик скорости, автомобиль подумал, что стоит, и включил ланч. Пилоту пришлось бросить газ, и все равно время было 10.2 сек. Все заезды провели на самом минимальном надуве 1.2 бара, это порядка 700 л.с. в имеющейся конфигурации мотора.
Прямо перед началом заездов на вылет, на старте, турбина начала пропускать масло в выхлопную трубу. В классе US Владимир заезд проиграл. По возвращению в тех парк перекрыли подачу масла в турбину, и Владимир смог выиграть заезд ½ в классе FWD. В финале все-таки было принято решение не рисковать двигателем. Пилот просто стабильно проехал трассу для получения второго места на этапе. Самое главное, что вся команда увидела результат двухлетней работы и потенциал проекта. Поломка оказалась, если можно так сказать, даже полезна. Она показала, что нужно ставить турбину еще мощнее. Теперь Владимир Третьяк и команда MaxMotors Team ждут второй раунд RDRC 2017, чтобы тестировать автомобиль дальше!
Список доработок:
ДВИГАТЕЛЬ
- Двигатель 4G64T от Mitsubishi Lancer Evolution
- Н-образные шатуны Clubturbo
- Поршни Wiseco
- Усиленные пальцы Carrillo
- Головка блока цилиндров доработана Андреем Шабалиным
- Распредвалы подъем 11.5
- Турбина Garrett GTX4202R
- Два вейст-гейта Tial 38 мм
- Впуск изготовлен на заказ
- Выпускной коллектор изготовлен на заказ
- Система охлаждения с помощью электрической водяной помпы
- Интеркулер установлен в резервуар со льдом и прокачивается дополнительным насосом
- Топливо VP Racing
- Система сухого картера c с выносным масляным насосом
- Закись азота на 100 л.с.
ЭЛЕКТРОНИКА
- ЭБУ Январь 5.1
- Проводка ВАЗ
ТРАНСМИССИЯ
- Кулачковая КПП от Mitsubishi Lancer Evolution
- Усиленные привода, гранаты, ступицы
ТОРМОЗА
- Тормозная система заводская ВАЗ
- Тормозной парашют
ПОДВЕСКА
- Двухрычажная подвеска с А-образными рычагами Clubturbo
- Горизонтально установленные амортизаторы Clubturbo
- Широкая задняя балка Clubturbo
- Регулируемая задняя подвеска Clubturbo
ИНТЕРЬЕР
- Руль MOMO
- Ковш Kirkey
- 6-точечные ремни безопасности Sabelt
ЭКСТЕРЬЕР
- Пространственная рама с элементами каркаса безопасности по приложению J
- Кузовные элементы из пластика
ДИСКИ И ШИНЫ
- Диски Weld Racing: спереди 10Х15, сзади 3.5Х15
- Резина M/T: 28/10.5/15 и 22/3.5/15
Фото: из архива Владимира Третьяка