NHRA. Джонсон об аварии Фриго

Шестикратный чемпион NHRA Уоррен Джонсон в свое время получил кличку «Профессор» не просто так.
Обладатель наибольшего числа трофеев в классе Pro Stock является одним из самых авторитетных специалистов во всем, что связано с кузовными дрэгстерами. После ужасной аварии на ивенте в Хьюстоне, в которой Сидни Фриго чудом отделался лишь сломанной рукой и полностью уничтоженным болидом, Джонсон не просто поделился своими соображениями по этому поводу, он в очередной раз обратился в техническую комиссию NHRA с предложениями о повышении безопасности, которые основаны на испытаниях в аэродинамической трубе и опыте инженеров из NASCAR.

Ветеран не первый год говорит о том, что стоит перенять уже опробованные и отлично себя зарекомендовавшие решения из самой популярной в Америке кузовной серии, причиной для введения которых послужило множество печальных инцидентов, в том числе и с летальным исходом. Все дело в том, что прижимная сила генерируется ровно до тех пор, пока болид движется навстречу набегающим потокам воздуха. А как только автомобиль на скорости разворачивает больше чем на девяносто градусов по отношению к направлению движения, большинство аэродинамических элементов начинают работать как крыло, делая машину как минимум неуправляемой, а как максимум поднимая ее в воздух. В NASCAR эту проблему успешно решили еще в 1994 году посредством нескольких заслонок на крыше и капоте, которые открываются в случае опасности, перераспределяя воздушные потоки и создавая дополнительную прижимную силу тогда, когда основные элементы аэродинамики либо бессильны, либо работают во вред.

Когда я посмотрел это видео, то в очередной раз убедился в том, что, если бы дрэгстер Фриго был оборудован этими заслонками, то он бы просто врезался в отбойник, а не перелетел его, как это случилось. Сидни невероятно повезло, все могло закончиться гораздо плачевнее. Я уже не первый год пытаюсь донести эту идею до технической комиссии NHRA, но они, кажется, банально уперлись рогом и стараются делать все ради того, чтобы кузовные дрэгстеры ни в коем случае не стали похожими на болиды NASCAR. Но дело совершенно не в дизайне, я просто пытаюсь спасти несколько жизней. Тем более, что эти приспособления будут оставаться незаметными ровно до того момента, когда они действительно будут нужны...
Уоррен Джонсон:
На этот раз боссы NHRA ответили Джонсону, что они приняли во внимание его мнение и результаты поведенных исследований, и в самом ближайшем времени планируют собрать специальную техническую комиссию, которая совместно со специалистами из других автоспортивных дисциплин займется вопросом повышения безопасности. Однако быстрых результатов представители самой крупной ассоциации дрэг-рейсинга в очередной раз не обещают, т.к. с их слов «подобные инженерные решения не могут быть приняты в одночасье, требуют всестороннего взвешенного подхода, и на их внедрение понадобится время».
Очень хочется верить, что это не просто отговорка, и ни один пилот не пострадает до тех пор, пока предложенные Профессором нововведения не появятся на стрипах.
Фото: из открытых источников