Чип-тюнинг как вариант работы с ЭБУ

Говоря о работе с ЭБУ, понятие «чип-тюнинг» стоит выделить отдельно.

В первом материале из цикла о настройке ДВС и о мощностных стендах, мы рассказали о вариантах ЭБУ, используемых при доработке автомобиля. Говоря о работе с ЭБУ, понятие «чип-тюнинг» стоит выделить отдельно, поэтому мы решили посвятить ему не пару строчек в статье, а целый материал.

Коротко говоря, чип-тюнинг — это модификация штатного блока управления двигателем. Изначально чип-тюнинг (chip tuning) представлял собой замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory), который находится непосредственно в электронном блоке управления двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. То есть чип выпаивался из платы, в нем менялась программа и после этого производилась установка чипа обратно. Отсюда и появилось само название этого вида тюнинга. Но почему мы говорим о нем в прошедшем времени? Дело в том, что так процедура чип-тюнинга выглядела в 1980 — 1990-х годах.

Сегодня термин чип-тюнинг используют по инерции, для описания процедуры, при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Сейчас, как правило, флеш-память уже встроена в процессор. И на современных автомобилях, будь то Volkswagen Golf, Porsche, Bentley, Range Rover и др., можно произвести настройку на штатном блоке управления — естественно, при наличии нужного количества знаний. То есть, в принципе, все «упирается» в знания и опыт, потому что современный блок управления обладает широкими возможностями, а может ли ими воспользоваться программист и настройщик — это большой вопрос. Информацию в открытом виде производители не предоставляют ни за какие деньги, поэтому все зависит от того, смог ли конкретный специалист получить данные из каких-то своих источников, либо не смог…

Итак, современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM. При этом существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип-тюнинге и каждый из них влияет не только на мощность двигателя, но и на такие важные в современном мире показатели, как экономичность и экологичность.

Что нужно знать о чип-тюнинге

Наиболее важные настройки, которые оптимизируются при чип-тюнинге: управление зажиганием, управление впрыском топлива, управление давлением наддува. Это касается и бензиновых, и дизельных двигателей.

Лучше всего результат чип-тюнинга виден на турбомоторах. При этом поднятие давления наддува турбокомпрессора дает ощутимую прибавку мощности только в сочетании с правильной коррекцией опережения зажигания и впрыска топлива. Атмосферные двигатели получают значительный прирост мощности (более 15%) только если с завода мотор дефорсирован, либо в штатной программе имеются явные несоответствия. В остальных случаях можно рассчитывать только 8–10 % прироста лошадиных сил.

При условии стандартной эксплуатации и своевременного обслуживания, чип-тюнинг не влияет на ресурс двигателя. И, что самое приятное, новая программа управления не может быть обнаружена дилером при обслуживании и диагностике. Так что после чип-тюнинга гарантия на автомобиль полностью сохраняется.

Чип-тюнинг в «старом» виде

Если говорить о выпайке флеш-памяти, то, конечно, есть машины, к которым этот метод применим до сих пор. Например, Mitsubishi Pajero. Там флешка все также выпаивается, с нее считывается информация, модифицируется, записывается на новую флешку, и устанавливается на место. Такая процедура подразумевает использование штатного блока и перекалибровку штатной программы, то есть не нужно менять блок управления двигателем.


Программные средства для чип-тюнинга

Наиболее распространенный способ чип тюнинга — программный. Он представляет собой изменение программы в штатном блоке управления двигателем. Программирование можно выполнить через диагностический разъем OBD или, в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, при прямом подключении к ЭБУ или непосредственно в флеш-память EPROM.


Чип-тюнинг коробки передач

Чип-тюнинг доступен для коробок передач DSG / АКПП / Вариатор и дает следующие возможности:
— реализация полной мощности двигателя на всех передачах без ограничения коробкой,
— более быстрое и четкое переключение между передачами за счет правильной синхронизации крутящего момента,
— снижение тепловой нагрузки на коробку за счет меньшего проскальзывания при переключениях,
— лучший отклик на газ за счет удержания оборотов в зоне оптимального крутящего момента,
для ежедневной езды — комфорт в пробках за счет меньшего количества ненужных переключений.

При чип-тюнинге коробки передач важно убедиться в том, что она находится в полностью рабочем состоянии и не требует ремонта. Прошивка не может корректировать ошибки в изначально неисправной коробке.

SMP RDRC. Магомедсалим Байрамбеков и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом класса FSA Магомедсалимом Байрамбековым.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.

SMP RDRC. Команда Full Power Motors. Сергей Старшинов и его Mitsubishi Eclipse

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом и представителем команды Full Power Motors Сергеем Старшиновым, участником класса FWD.

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.

SMP RDRC. Алексей Кремнев и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FWD Алексеем Кремневым.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.

SMP RDRC. Андрей и его Audi TT RS

Представляем вашему вниманию интервью с участником RDRC Андреем, владельцем и пилотом самой быстрой в мире Audi TT RS.

SMP RDRC. Эльшан Асланов и его ВАЗ-2110

История легендарной «лукойловской» десятки и ее не менее знаменитого пилота.