Самые победоносные пилоты своего времени


Джон Форс, одержавший за свою продолжительную карьеру 155 побед на ивентах NHRA, является безоговорочным лидером как по количеству выигранных этапов, так и по числу чемпионских титулов. При этом прославленный пилот остается таковым с 2001-го года, что само по себе является непревзойденным достижением. В ближайшей перспективе вряд ли кому-то удастся переплюнуть 74-летнего ветерана по этим показателям, но ведь не всегда же Форс-старший был самым победоносным, не так ли? Предлагаю вновь окунуться в историю и вспомнить лучших своего времени.

Келвин Райс. Побед: 1


В 1955 году Келвин Райс взял трофей на самом первом официальном мероприятии, проведенном под эгидой NHRA, и автоматически стал таким образом «самым победоносным» гонщиком в истории организации. С 1955-го по 1957-й, несмотря на множество классов, победителем ивента считался тот, кому удастся взять верх в категории Top Eliminator, в которой в свою очередь соревновались участники, победившие в своих дивизионах. Сложно назвать такую систему честной и хоть сколько-нибудь адекватной, потому что в итоге гессеры, дорожные автомобили и дрэгстеры соревновались на одинаковых условиях, и никакой гандикап предусмотрен не был.

Позже, в 1958-м появился дополнительный класс — Little Eliminator, а год спустя список был дополнен еще тремя категориями: Middle Eliminator, Stock и Sportsman. Да, на заре дрэг-рейсинга регламент был весьма несовершенен, но по мере накопления опыта рулбук переписывался и дополнялся. На протяжении довольно долгого времени никому не удавалось повторить свой успех, и таким образом впоследствии 10 пилотов разделили с Райсом этот почетный статус.

Джордж Монтгомери. Побед: 2


Первым, кому удалось дважды засветиться на подиуме, стал Джордж Монтгомери, одержавший победу на Nationals ’59 в классе Little Eliminator на Willys с наддувным кадиллаковским мотором, и продублировавший свое достижение год спустя. Лавры единственного двукратного Джородж удерживал в течение 18 месяцев, однако ему пришлось потесниться, когда Дон Николсон и Джек Крисман стали победителями Winternationals два раза подряд в 1961-м и 1962-м. Позже к этой компании присоединился и Хью Такер.

Джордж Монтгомери. Побед: 3


Монтгомери нанес ответный удар, положив себе в копилку третий трофей Nationals в 1963-м, на этот раз в классе MiddleEliminator после того, как основательно доработал свой Willys, и оставался лучшим на все времена на протяжении следующих двух лет. Потом его догнали Хью Такер, который не оставил ни единого шанса своим оппонентам на Winternationals ’66, и Гордон «Collecting» Коллетт, получивший прозвище, когда пополнил свою коллекцию регалий победами на Nationals ’64, Springnationals ’65 и Winternationals ’66.

Гордон Коллетт. Побед: 4–7


Мало кто помнит сегодня, но во второй половине 60х Коллетт поистине превосходил конкурентов в одни ворота, и был первым кому удалось стать обладателем четырех, пяти, шести, а затем и семи призов. В 1967 году он стал чемпионом, разгромив соперников на Winternationals и World Finals. Позже Гордон дополнил этот список еще двумя победами и оставался на вершине до 1970-го, пока на арене не появился легенда Stock/Super Stock сцены Ронни Сокс.

Ронни Сокс. Побед: 8–15


Ронни Сокс уверенно собрал шесть трофеев с 1964-го по 1969-й в классе Super Stock, а в 1970-м победил в созданном в том же году дивизионе — Pro Stock. По итогам года Ронни стал первым чемпионом в классе, а в сезоне 1971-го Сокс был попросту недосягаем. Пилот одержал 6 побед на 8 ивентах чемпионата, и на тот момент подобный результат было сложно описать как-то иначе, кроме как феноменальным. Тогда мало кто верил, что кому-то удастся хотя бы сравняться с ним по количеству выигранных этапов, не говоря уже о том, что когда-нибудь мир гонок по прямой увидит превосходство на стрипе совершенно другого порядка. Но мир вскоре увидел.

Дон Прюдомм. Побед: 16–30


Будущий четырехкратный чемпион NHRA набирал обороты не спеша. К концу 60х Прюдомм имел в своем активе 4 трофея, а с 1970-го по 1974-й удвоил их количество. Последние 3 достались гонщику после того, как он сменил кокпит Top Fuelдрэгстера на место за рулем болида Funny Car. Однако звездный час для Дона настал в 1975-м, когда свет увидела знаменитая Army Monza. Годом ранее Прюдомм заручился поддержкой самого богатого спонсора из всех возможных — армии США, что обеспечило практически безграничные бюджеты на любые изыскания в области техники. Так родился самый эффективный болид за всю историю NHRA, благодаря которому Дон стал двукратным чемпионом ассоциации, одержав 13 побед на 16 этапах национального первенства. После настолько одностороннего доминирования гонщик ощутимо снизил темп, выиграв 7 ивентов до конца десятилетия, что в прочем, не помешало ему добыть еще два чемпионских титула. До 1980 года Прюдомм оставался вне конкуренции, но на пятки ему наступал парень, именем которого можно смело назвать целую эпоху в классе Pro Stock.

Боб Глидден. Побед: 31–85


Если открыть список чемпионов в классе Pro Stock, то от его имени в буквальном смысле начнет рябить в глазах. Боб Глидден является десятикратным чемпионом, ставшим первым на 85 этапах. В 1997 году Глидден ушел из автоспорта в статусе самого титулованного гонщика в мировом дрэг-рейсинге, и только лишь спустя годы Уоррен Джонсон, Грег Андерсон, Тони Шумахер и Джон Форс смогли подвинуть его на 5 место в Pro—классах. За свою карьеру Боб провел несколько потрясающих серий, среди которых стоит отметить 9 трофеев подряд в течение одного сезона, 23 первых места в квалификации кряду и 50 побед в заездах на выбывание, одна за другой без единого пробела.

Глидден обошел Прюдомма по победам и догнал по количеству чемпионских титулов в 1980 году, выиграв на World Finals. За рулем своего длиннобазного Ford Fairmont Боб взошел на пьедестал 14 раз в 1978-м и 1979-м, не проиграв ни одного заезда на выбывание на протяжении целого года. Такого вопиющего превосходства мир большого дрэг-рейсинга не видел ни до, ни после. Гонщик оставался самым титулованным на протяжении долгих 15-и лет, став первым в истории NHRA, кто положил в свою копилку 50, а следом и 75 трофеев. На сегодняшний день, когда со дня его последнего триумфа минуло без малого 30 лет, Боб все еще держится в топ-10 самых результативных пилотов NHRA (в принципе, а не только в Pro—классах).

Джон Форс. Побед: 86–155


К тому моменту, как Джон Форс сменил амплуа пилота, который чаще взрывает моторы, чем побеждает, на место на подиуме, послужные списки Прюдомма и Глиддена были на совершенно ином, недосягаемом, казалось бы, уровне. Когда Форс одержал свою первую победу в Монреале в 1987 году, на счету Дона было 35 выигранных ивентов, а Боб уже давно перешагнул отметку «50» и тормозить не собирался. Не уверен, что в конце 80х Джон мог хотя бы мечтать о том, чтобы обогнать признанных грандов спорта.

Однако, знакомство с одним из лучших инженеров в индустрии Остином Койлом и спонсорский контракт с Castrolкатапультировали его карьеру в небеса. К концу 80х на счету Форса было 5 Уолли, но в следующем десятилетии Джон доминировал, как никто до него. На протяжении 90х пилот одержал верх на 76 ивентах, и ворвался в новое тысячелетие в статусе девятикратного чемпиона. На пятом этапе сезона 2001 года Форс обошел Глиддена, повесившего к тому моменту шлем на гвоздь. Вот так дальнобойщик, который в 70х не всегда мог позволить себе ночевку в дешевом придорожном мотеле, стал самым титулованным пилотом крупнейшие ассоциации в мире заездов на квотер. Останавливаться на достигнутом Форс, естественно, не стал. В 2002-м он первым в истории разменял сотню, а в 2019-м открыл шампанское на подиуме в 150-й раз.


На сегодня в «Клубе 100» состоят три пилота в Sportsman—классах: Фрэнк Манцо, Дэн Флетчер и Дэвид Рэмпи. В Pro—классах эпохальный рубеж покорился пока только Джону Форсу и Грегу Андерсону. С одной стороны, крайне сложно представить, что кому-либо удастся обойти 74-летнего ветерана по количеству трофеев, с другой, Форс когда-то сам думал, что результаты Прюдомма и Глиддена — недостижимая вершина.