NHRA: Хронология скорости. Часть 2


Продолжаем рассказ о том, как эволюционировала техника в классе Top Fuel, взяв за систему координат то, как пилотам покорялись знаковые рубежи скорости.

270 mph. Дон Гарлиц. 1986 год


Если между первым 250-мильным заездом и первым финишем на скорости свыше 260 mph прошло без малого 9 лет, то следующий барьер рухнул ровно через два года. На первом ивенте 1986-го Дон Гарлиц явил миру совершенно новый SwampRat XXX. На фоне дрэгстеров остальных участников Gatornationals аппарат Гарлица выглядел словно космический корабль. Закрытый кокпит, ставший чем-то привычным лишь десятилетия спустя, и развитый обтекатель, закрывающий передние колеса, который в индустрии так никогда и не прижился — все эти нововведения должны были обеспечить преимущество в аэродинамике. И в очередной раз инновации Гарлица сработали. На протяжении всего этапа Дон раз за разом клепал времена на грани национального рекорда, и в итоге с результатом 272.56 mph вернул себе лавры самого быстрого парня в дрэг-рейсинге.

280 mph. Джо Амато. 1987 год


Гарлицу первому покорились отметки 240 mph и 250 mph, 260 mph смог развить впервые Джо Амато, но Большой Папа вскоре напомнил всем, что свое прозвище он получил не просто так. И вот полтора года спустя на культовом стрипе в Индианаполисе Амато вновь ворвался в игру, финишировав с результатом 282.13 mph. 55-летний Гарлиц к тому моменту повесил шлем на гвоздь, чтобы сконцентрироваться на съемках автобиографического фильма «Big Daddy», а эпоха Джо, который станет впоследствии пятикратным чемпионом NHRA, только начиналась. Сам Амато после того мероприятия не удержался от того, чтобы как следует не поддеть ветерана: «Готов биться об заклад, что после того, как я разогнался до 282 mph, где-то один пожилой мужчина задумался о том, чтобы вернуться и сделать 290 mph». Всего лишь месяц спустя в Далласе Джо вплотную подберется к очередной заветной отметке с результатом 287.72 mph, однако ни он, ни Гарлиц уже никогда не станут первыми в деле преодоления «круглых» рубежей скорости.

290 mph. Конни Калитта. 1989 год


Конни Калитта выиграл свой первый трофей NHRA в далеком 1967 году. Спустя 23 года в возрасте 50-и лет представитель одной из самых знаковых династий в мировом дрэг-рейсинге на том же треке в калифорнийской Помоне переписал историю, когда его Bounty Hunter пересек финиш на скорости 291.54 mph. Ну а чтобы ни у кого не осталось вопросов касательно того, насколько старая гвардия до сих пор в деле, через пару часов после этого он закрепил новый рекорд заездом, после которого на табло высветилось 289.29 mph, что стало вторым результатом за всю историю ассоциации.

300 mph. Кенни Бернштайн. 1992 год


Мало кто сейчас вспомнит, кому достался Уолли в Гейнсвилле в 1992 году, однако все фанаты гонок по прямой в курсе, что произошло во время пятничной квалификации на том этапе. Кенни Бернштайн буквально взорвал тематическую общественность, развив скорость 301.70 mph. Это был первый 300-мильный заезд в мировой истории, и стоит ли упоминать, что абсолютно все на протяжении долгих трех лет ломали голову, кто же первым обрушит эту эпохальную планку. За это достижение Бернштайн получил чек на $50 000, которые он тут же положил на отдельный банковский счет, и со слов заслуженного гонщика, он до сих пор не снял с этого счета ни цента.

Главный механик команды Budweiser King, Дейл Армстронг, не сразу увидел на табло заветные цифры. Он был очень доволен тем, что болид едет крайне стабильно, а Бернштайн вновь переписал рекорд чистого времени, пролетев четверть мили за 4.823 секунды, что было почти на две сотых быстрее их результата двухнедельной давности. Лишь спустя какое-то время один из самых талантливых инженеров в нитрометановом дрэг-рейсинге осознал, что теперь их имена навсегда впечатаны в историю автоспорта. Сам же Кенни дал следующий комментарий прессе: «Очевидно, что мы преодолели самый знаковый барьер в этом спорте. Я не знаю, реально ли проехать 400, но мы точно не доживем до этого». Кенни Бернштайн почти разменял девятый десяток, Дейл Армстронг ушел из жизни в 2014 году в возрасте 73 лет.

310 mph. Кенни Бернштайн. 1994 год


У Берштайна и Армстронга была своеобразная традиция: в начале каждого сезона они выкатывали новый болид, в который Дейл вкладывал все свежие идеи, пришедшие в его светлую голову за год. Работоспособность подобного подхода отлично иллюстрируют пять чемпионских титулов Короля Скорости и то, что Берштайн стал первым пилотом в истории NHRA, кому достался Большой Уолли в двух нитрометановых дивизионах. Однако, 1995-й стал исключением.

«Если ты что-нибудь покрутишь в этой машине, я тебя убью. Поставь ее в угол гаража и не трогай до следующего сезона. Мы поедем на ней», — сказал Кенни Дейлу после Winternationals ’94. Что послужило причиной столь резкого заявления от одного из самых быстрых гонщиков своего времени? 314.46 mph, которые Бернштайн развил на заключительном этапе сезона в 1994 году. Он не просто ворвался в своеобразный «Клуб-310», а сделал это с настолько внушительным запасом, что подобное в последний раз удавалось лишь Крису Карамезинесу в 1960-м, когда качество телеметрии оставляло желать лучшего и вызывает вопросы по сей день.

320 mph. Кори Макклинатан. 1997 год


Кори Макклинатан четырежды становился вторым по итогам национального первенства, и каждый раз ему не хватало совсем чуть-чуть чтобы примерить на себя лавры чемпиона. Тем не менее, этот одаренный пилот вписал свое имя в историю, как первый в 4.7-секундной зоне и первый, кто преодолел 320-мильную отметку. В Далласе в первом раунде заездов на выбывание дрэгстер Кори буквально катапультировался со старта на фоне оппонента, а цифры на табло заставили зрителей вскочить с трибун и аплодировать стоя. Сам же Макклинатан узнал о том, что финишировал с феноменальным результатом 321.77 mph уже во время традиционного интервью после заезда. И не сказать, что сам он был шокирован подобным исходом.

330 mph. Тони Шумахер. 1999 год


1999 год можно назвать началом эры Тони Шумахера, который на данный момент является самым результативным пилотом в классе Top Fuel с невообразимым количеством побед и восемью чемпионскими титулами. В 1999-м он впервые стал обладателем высших регалий в спорте, а также отметился тем, что сокрушил последний барьер скорости с нулем на конце. На Checker-Schuck’s-Kragen Nationals Тони пересек финиш со скоростью 330.23 mph в заезде против Дэвида Грабника. Примечательно, что позже именно Грабник станет главным механиком в команде Бриттани Форс, на счету которой совсем недавно было десять быстрейших заездов за всю историю дивизиона. Также Шумахер застолбил за собой место в истории, установив последний рекорд на четверть мили, продемонстрировав в конце квотера 337.58 mph. Случилось это в Брейнерде в 2005 году, а в июне 2008-го после трагической гибели Скотта Калитты зачетную дистанцию сократили до 1000 футов в целях безопасности, и результаты на финише стали заметно скромнее.

PS Напомню, что действующий рекорд скорости в классе Top Fuel принадлежит Бриттани Форс — 338.94 mph, а в классе Funny Car с 2017 года пальму первенства удерживает Роберт Хайт — 339.87 mph. Осталось дождаться начала сезона, возможно, совсем скоро мы станем свидетелями новой вехи в дрэг-рейсинге.


NHRA,

Дейл Армстронг

Гений нитрометанового дрэг-рейсинга
NHRA,

Итоги NHRA Camping World Drag Racing Series

Классы Pro Stock и Pro Mod
NHRA,

In-N-Out Burgers NHRA Finals

Отгремел последний этап самой престижной серии в мировом дрэг-рейсинге
NHRA,

Итоги NHRA Camping World Drag Racing Series

Классы Top Fuel и Funny Car
NHRA,

NHRA Nevada Nationals

Имя чемпиона в классе Pro Mod известно