Памяти Дона Шумахера посвящается…

Памяти Дона Шумахера посвящается…


20 декабря в возрасте 79-и лет ушел из жизни один из пионеров нитрометанового дрэг-рейсинга, а впоследствии владелец, возможно, самой успешной команды в мировой индустрии гонок по прямой, Дон Шумахер. Этот человек оказал без всяких сносок огромное влияние на спорт, а его вклад простирается далеко за пределами NHRA. Хочется отдать дань его памяти и поделиться с вами, личности какого масштаба лишился автоспорт в целом.

В 2022 году Шумахер-старший получил награду NHRAs Lifetime Achievement Award, а подобных регалий удостаиваются только те члены ассоциации, чье наследие в рамках организации имеет совершенно невообразимый размер. За три года до этого Дон был включен в Motorsports Hall of Fame of America, в 2013-м — в International Motorsports Hall of Fame, а в 2007-м наравне с другими легендами дрэг-рейсинга в International Drag Racing Hall of Fame.


В 60х ветеран стоял у истоков класса Funny Car, соревновался на престижнейших ивентах с лучшими персоналиями своего времени, и был, если и не первопроходцем, то одним из тех, кто определял вектор развития инженерии в своем дивизионе. Так например, он первым установил на свой болид люк на крыше, чтобы гонщик мог как можно быстрее покинуть горящий кокпит, и неоднократно модернизировал систему пожаротушения.

Дон предпочитал так называемые показательные заезды и гастроли по обоим побережьям континента участию в регулярном чемпионате, формат которого на пике его активности только формировался. Так поступали многие команды на заре развития гонок по прямой просто потому, что подобный подход приносил больше денег и был верным залогом популярности, что в свою очередь опять же неминуемо отражалось на количестве нулей в чеке за участие в том или ином мероприятии.


Много позже Шумахер-старший создаст буквально с нуля огромную империю с непомерным штатом, кучей пилотов, медиа-менеджментом и собственным производством важнейших компонентов для болидов. А в далеких 60х таким, как он, приходилось самим вести переговоры с промоутерами, выходить на старт, чинить технику на парковке ближайшего мотеля и крутить баранку трейлера во время длительных переездов между ивентами. За свою недолгую карьеру пилота Дон выиграл пять Уолли, и в начале 70х повесил шлем на гвоздь, чтобы всецело сосредоточиться на семейном бизнесе SchumacherElectric. В итоге он десятикратно увеличил рыночную стоимость своей компании, превратив ее в транснационального гиганта и обеспечив попутно тысячи людей по всему миру рабочими местами. Все, с кем ему довелось работать, отзывались о нем как о жестком, но справедливом руководителе.


В 1998-м Дон вернулся в большой дрэг-рейсинг и вместе со своим сыном, Тони, основал собственную команду DonSchumacher Racing, а в 1999-м Тони открыл счет чемпионским титулам для «конюшни» своего отца. Позже вотчина Шумахеров разрастется до невиданных масштабов, а гонщики под ее флагами примутся клепать титул за титулом. Будучи владельцем DSR, Дон дал старт полноценной карьере 25-и пилотов. Он воспитывал чемпионов, открывая новые имена в индустрии по обе стороны кокпита.

DSR является единственной командой за всю историю NHRA, чьи участники побеждали во всех четырех Pro—классах ассоциации: Pro Stock Motorcycles, Pro Stock, Funny Car и Top Fuel. Это действительно поражает воображение, потому что технически атмосферные мотоциклы отличаются от 11000-сильных нитрометановых монстров с 300-футовой колесной базой настолько разительно, что собрать под одной крышей специалистов во всех этих дисциплинах не удавалось до этого никому. Сей факт является еще одним доказательством, насколько нетривиальны были организаторские способности этого человека. В сумме на счету DSR 19 чемпионских титулов NHRA и 367 побед на ивентах самого престижного чемпионата в мире по дрэг-рейсингу.


Помимо всего вышеперечисленного Дон известен своим участием в множестве благотворительных активностей, а также тем, что во главу угла он всегда ставил безопасность, а не скорость и низкие секунды на финише. Его болиды откатали не один сезон, пока на их ливреях красовались логотипы некоммерческих организаций, которые никак финансово не участвовали в деятельности команды, или хотя бы в гонорарах пилотов, которые не без риска для жизни и здоровья рекламировали на всю страну их деятельность. Среди таких организаций особенно стоит выделить Infinite Hero Foundation, Make-A-Wish Foundation и MD Anderson Cancer Center. Также Дон всегда очень плотно сотрудничал с армией США во всем, что касается реабилитации ветеранов, принимавших участие в локальных конфликтах. И дело тут вовсе не в политической позиции, он помогал гражданам своего государства возвращаться в мирную жизнь, и тратил на это немалую часть бюджета своей компании.


В последние годы Шумахер-старший сосредоточился не столько на происходящем на стрипах NHRA, сколько на инженерной составляющей спорта. Основанные им DSM Precision Manufacturing и DSR Performance являются истинными представителями авангарда конструкторской мысли в индустрии, предлагающими самые передовые технические решения всем желающим в формате «Подписал контракт, заплатил деньги, получил комплектующие и, если надо, персонал на сезон». Сравнение не самое корректное, но я не могу себе представить подобный подход в Формуле-1 или WRC.


Безусловно, история помнит пилотов с куда большим количеством регалий, или же инженеров, которые в свое время перевернули индустрию с ног на голову, задав стандарты на многие десятилетия вперед. История также помнит невероятно эпатажных парней, без которых дрэг-рейсинг превратился бы в скуку смертную. Все это так. Но Дон Шумахер был вполне конкурентоспособен во времена, когда спорт только зарождался, привнес в него немало решений, спасших жизни многим гонщикам, а также смог построить невероятный по масштабам бизнес, целью которого было далеко не только приумножение прибыли. Он действительно был огромной частью современного спорта, и хочется верить, что дело его будет и дальше развиваться усилиями семьи, коллег и небезразличных людей.