Класс Pro Modified или попросту Pro Mod вырос из класса Outlaw на стыке 80х и 90х годов. Термин «Вне закона» в нашем случае не имеет никакого отношения к ПДД, зато напрямую отсылает нас к тому, как восприняли многие команды чехарду с регламентом, которую в те годы устроили боссы NHRA в классе Pro Stock. Вполне вменяемое желание техкомов сделать гонки как можно более конкурентными привело на выходе к тому, что они и сами, казалось, запутались в том, как кубические дюймы объема должны зависеть от фунтов допустимой массы и при этом соответствовать футам колесной базы болида.
В итоге пилоты, зрители, а следом и спонсоры стали разбредаться по свежесозданным ассоциациям, которые предлагали гораздо более внятные условия для участников и ощутимо большую свободу конструкторам. Фанаты на трибунах же получили то, за что так любили дрэг-рейсинг — скорость. Pro Mod техника была разнообразной как с точки зрения применяемых технических решений, так и с точки зрения внешнего вида. Chevrolet Camaro третьего поколения с 14-литровым двигателем, взбодренным закисью? — Пожалуйста! Легенда NASCAR 70-х Plymouth Superbird с твин-турбо мотором? — На этот праздник приглашены и вы!
Настоящий фурор устроил совсем недавно Хосе Гонзалес на мероприятии Snowbird Outlaw Nationals, пролетев квотер с феноменальным результатом 5.357 @ 272.94 mph. Это не просто лучший результат за всю историю дивизиона, это всего лишь на 0.007 секунды медленнее, чем рекорд в классе Top Alcohol Funny Car. Да, сегодняшние реалии таковы, что машины с функциональными дверями вовсю наступают на пятки болидам из старшего класса. Болидам, которые легче в среднем на 100–200 кг в зависимости от конфигурации силовой установки, и обладают более выигрышной аэродинамикой, которую обеспечивает схема Flip Top, где кузов являет собой по сути единый элемент, заточенный исключительно для снижения лобового сопротивления и генерации прижимной силы.
А теперь к самому интересному. Твин-турбо Camaro для Гонзалеса построил Марк Микке. Сам же Микке взорвал тематическую общественность пятью годами ранее, когда установил рекорд серии Radial VS World, преодолев 1/8 мили за 3.623 секунды, а позже обрушил и рекорд скорости с результатом 221.20 mph. Для сравнения вот цифры Гонзалеса на дистанции 1/8 мили в недавнем эпохальном заезде: 3.575 @ 214.79 mph. Я понимаю, что не совсем корректно сравнивать машины, которые готовились для квотера с машинами, заточенными под 1/8, но… В распоряжении Гонзалеса был современный Pro Mod с карбоновым кузовом, широченные слики с мягкой боковиной и вполне конкурентоспособная для класса аэродинамика. Микке же в свое время пилотировал железный в базе Chevrolet Malibu ‘79 (из углепластика были выполнены только навесные панели кузова) с аэродинамикой кирпича, обутый в радиальные шины шириной 275 мм. Т.е. получается, что для того, чтобы демонстрировать заоблачные показатели вовсе не обязательно строить машины, которые внешне отличаются от конкурентов по цеху только логотипами спонсоров?
Еще одна важная веха стряслась в 2019 году на ежегодном марафоне Hot Rod Drag Week. Hot Rod Drag Week — это своеобразный Ле-Ман в мире дрэг-рейсинга. Участники за пять дней должны выступить на пяти ивентах, а передвигаться между стрипами необходимо на том, на чем ты непосредственно заявляешься на старт. А это без малого 1200 миль. Технику же ремонтировать разрешено исключительно силами экипажа из двух человек, используя для этого тот необходимый минимум инструмента и запчастей, который получилось загрузить в багажник или же небольшой прицеп. Т.е. машина должна быть надежной, быстрой, крайне ремонтопригодной, а главное — легальной для использования на дорогах общего пользования США.
Том Бейли стал первым, у кого получилось в рамках этого мероприятия ворваться в пятисекундную зону с результатом 5.998. Годом позже гонщик в формате тренировки улучшил свой личный рекорд до 5.773. Возможно, кому-то покажется, что его Camaro ’69 мало чем отличается от того, что мы видим на этапах FuelTech NHRA Pro Mod Drag Racing Series, но это не так. «Морда» выполнена единым куском из композитного материала, но пространственная рама интегрирована внутрь стального кузова, на котором висит табличка с VIN—номером. В 2021 году знакомый нам уже Хосе Гонзалес установил действующий рекорд NHRA — 5.621. Бесспорно, 15 сотых — это пропасть по меркам класса, но я хочу напомнить, что мы сравниваем рафинированный гоночный инвентарь с автомобилем, который может не просто уверенно демонстрировать схожие результаты на стрипе, но и проехать 1200 миль по хайвею.
В свое время одним из залогов популярности набирающего обороты класса Outlaw было именно огромное разнообразие кузовов и подходов к строительству этих самых кузовов. Одни занижали уровень крыши, другие делали ставку на высоченные антикрылья, третьи вовсю экспериментировали с облегчением, пока четвертые упорно исповедовали принцип Энцо Феррари: «Аэродинамику придумали те, кто не умеет строить мощные двигатели». Сегодня мы пришли в эпоху повальной унификации. Если обратить внимание на стартовую решетку среднестатистического ивента NHRA, то 90% машин — это Camaro первого или шестого поколения. И все это навевает такую же тоску, как и происходящее в классе Pro Stock, который превратился из арены для битв между заводскими хот-родами в то, что сегодня разве что ленивый не предлагает переименовать в Pro Camaro.
Безусловно, любой спорт развивается, и так или иначе удачные технические решения из года в год будут играть на руку тем, кто нацелен на результат в рамках регламента, а не на сомнительные авантюры. И я бы всецело согласился с этим тезисом, но дрэг-рейсинг на NHRA отнюдь не заканчивается. Существует огромное сообщество, внутри которого пилоты соревнуются на 1/8 мили, есть No Prep сцена (стрип никак не готовится перед заездами, участники едут на том, что есть в день соревнований), а адепты радиальных шин уже давно демонстрирую запредельные результаты без оглядки на собратьев, отдавших предпочтение широченным сликам с мягкой боковиной. И во всех этих дисциплинах команды едут на вполне конкурентом уровне, исповедуя при этом радикально иной подход к проектированию болида.
На этом фото Audi S5 с огромным Hemi объемом 9.2 литра, оснащенным центробежным нагнетателем, Дейва Комстока, который одержав свою первую победу на ивенте No Prep Kings, пополнил свой банковский счет на $40 000. К слову, чек за подиум в NHRA в классе Pro Mod составляет $35 000. Это ярчайший пример, отлично демонстрирующий, что дрэг-рейсинг — это не только цифры на табло или в графе гонорара, но и машины как таковые. Именно поэтому пилоты, а следом и зрители дрейфуют к корням, т.е. туда, где невероятно быстрые болиды по-прежнему похожи на свои дорожные аналоги.
Реальность в очередной раз подтверждает то, что бесконечные игры техкомов самой популярной ассоциации гонок по прямой с регламентом вовсе не становятся двигателем инженерного прогресса и не делают спорт безопаснее, зато с популярностью многих дивизионов в вотчине Уолли Паркса опять назревают серьезные проблемы.