Дрэг-рейсинг по сути начал формироваться в 30-х годах прошлого столетия на соляных озерах Калифорнии. Мощность заводских моторов росла, амбиции пилотов вполне за ней поспевали, равно как и понимание того, как эту самую мощность можно увеличить. Скорости свыше 100 mph уже не казались чем-то запредельным, а сама идея гонок по прямой была настолько проста и понятна для всех, что «зараза» начала распространятся невероятными темпами от Западного до Восточного побережья по всем направлениям.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабу бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки была на подъеме, довоенная техника стремительно падала в цене, а вернувшимся с полей сражений парням отчаянно не хватало адреналина в гражданской жизни. Собственно, своеобразный симбиоз автомобилей 30-х годов и инженерных решений второй половины 40-х и стал технической базой гонок по прямой, которые, не спрашивая ни у кого разрешения, перебрались с соляных озер на городские окраины, заброшенные аэродромы и автострады с вялотекущим движением. В апреле 1949 года состоялся ивент на взлетной полосе аэродрома Голета, основной интригой которого было противостояние легенд соляных озер Тома Коббса и Фрэна Эрнандеса. По окончании мероприятия местная дорожная полиция отчиталась: «Эти гонки не были вне закона». Именно это событие многие историки определяют, как начало того, что мы сегодня называем дрэг-рейсингом.
1950 год стал переломным в истории заездов по прямой по двум причинам. Во-первых, в печать поступил роман «Hot Rod» за авторством Генри Грегора Фелсона, во-вторых, Си Джей Харт сотоварищи организовал первый дрэг-стрип на вспомогательной взлетно-посадочной полосе аэродрома в Орандж Каунти. В их распоряжении был бюджет в 1000 долларов и пятидесятицентовые сборы с участников. Да, инфраструктура трека была бесконечно далека от сегодняшних стандартов, но в распоряжении пилотов была телеметрия, прямая для заездов на 402 метра и место, где можно крутить гайки между стартами. А главное, отсутствовали проблемы с властями, наличествовал какой-никакой, но все же регламент с разделением на классы, и безопасность была обеспечена хотя бы наличием медиков и пожарной машины в пределах досягаемости.
В 1951 году ставший главным редактором журнала Hot Rod Magazine Уолли Паркс основал NHRA (National Hot Rod Association), тем самым превратив «хаос в порядок». Основная идея была проста как кованый гвоздь: убрать беспредел с улиц и переместить его на стрипы, ограничив единым техрегламентом и неукоснительно выполняемыми требованиями безопасности. Первый ивент под эгидой NHRA стрясся в Помоне в 1953 году, с тех пор и до 2022 года именно там стартовал и финишировал чемпионат. За 70-летнюю историю ассоциации скорости улетели в стратосферу, технологии развивались с напором летящего под откос поезда без тормозов, сменялись поколения пилотов, а сама дисциплина буквально стала национальной забавой Америки, снискав при этом любовь и неподдельный интерес среди фанатов по всему земному шару. На сегодняшний день NHRA — это более 40 000 лицензированных пилотов и, я думаю, ты вряд ли сможешь назвать хотя бы одну спортивную (спортивную в принципе, а не автоспортивную) организацию, способную похвастаться подобным ростером.
Сегодняшние реалии
COVID—19 внес коррективы во все аспекты нашей жизни, не обойдя стороной и индустрию развлечений, которой пришлось и вовсе несладко. Эпидемия вроде бы закончилась, но последствия ее никуда не испарились. Если в 2018 году чемпионат состоял из 24-х этапов, то сегодня их число сократилось до 21-го, что, однако, никак не отразилось на качестве зрелища, уровне конкуренции и степени упорства пилотов в покорении новых вершин.
Что мы имеем на сегодня? Огромное количество классов на любой вкус, битком набитые трибуны и интрига, которая год от года сохраняется до последнего ивента в сезоне. Поскольку объять необъятное невозможно, мы планируем в контексте предстоящего чемпионата, стартующего на этот раз 9 марта в Гейнсвилле, сосредоточиться на освещении событий в четырех дивизионах — 3 Pro—класса (Top Fuel, Funny Car и Pro Stock), а также класс Pro Mod, в котором поедет Дмитрий Саморуков.
А сейчас давайте поговорим о том, чего нам ждать от сезона 2023 года и на что, стоит обратить внимание, помимо участия нашего соотечественника в самом конкурентном чемпионате в любимой дисциплине автоспорта.
1. Будет ли в нитрометановых классах преодолен барьер в 340 mph? На данный момент рекорды NHRA принадлежат Бриттани Форс (338.94 mph, Top Fuel) и Роберту Хайту (339.87 mph, Funny Car). Учитывая тот скромный факт, что Бриттани обновила рекорд в прошлом году, а также то, что на ее счету 10 быстрейших заездов за всю историю класса, надежда на это определенно есть.
2. Открытие прошлого года Остин Прок мог с легкостью стать чемпионом, если бы не парочка фатальных ошибок на излете чемпионата. И следить за развитием карьеры этого 27-летнего дарования будет невероятно интересно.
3. Эрика Эндерс и Грег Андерсон имеют в своей копилке по 5 титулов в классе Pro Stock, что является рекордом среди действующих пилотов в этом классе. Их противостояние обещает быть истинным украшением грядущего чемпионата.
4. Легенда спорта и по совместительству 16-кратный чемпион Джон Форс в свои 72 года смог навязать невероятно конкурентную борьбу своим оппонентам в первой половине прошлого сезона, доказав всем, что старая гвардия еще как в обойме. При том, что поменять проклеенные стрипы на уход за лужайкой перед домом, ветеран явно не собирается, 17-й титул уж точно не помешает ему перед почетной пенсией.
5. Восьмикратный чемпион Тони Шумахер после длительного простоя возвращается в чемпионат в статусе постоянного пилота. Ну а поскольку парнями в боксах будет руководить Майк Нефф, то велика вероятность того, что более молодым гонщикам придется несколько сократиться в своих амбициях.
6. Четырехкратный чемпион Стив Торренсе и трехкратный чемпион Атрон Браун (оба в классе Top Fuel) откатали прошедший сезон по-разному. Если первый завершил чемпионат на шестой строчке турнирной таблицы, то второй, простите за тавтологию, на второй. Учитывая опыт обоих и способность навязывать борьбу с самых, казалось бы, сомнительных позиций, можно уже сейчас сказать, что в быстрейшем дивизионе NHRA рубка предстоит нешуточная.
Что в итоге?
Будем следить, будем болеть. А я в составе редакции RDRC постараюсь оперативно делиться с вами всем самым важным, интересным, а главное быстрым по ходу всей серии.