Кирилл, напомни пожалуйста, какими для тебя были итоги сезона 2019?
В сезоне 2019 года мы выехали на RDRC на свежесобранном «сыром» автомобиле, который не успели протестировать, поэтому все моменты и нюансы устраняли уже по ходу этапов. Ездили на минимальных настройках и 100-м бензине с заправки. Более-менее удалось поехать только на четвертом этапе в Грозном. Итогом года стало время 11.1 секунды на 1/4 мили и 201 км/ч на финише.
Как прошли следующие два года, 2020 и 2021?
В 2020 году организаторы приняли решение упразднить наш класс FSA (переднеприводные автомобили) и перейти к временной разбивке без учета привода авто, а, как известно, в сравнении с задним и полным приводом передний привод в реализации старта проигрывает, и поэтому бороться за призовые места стало в разы сложнее. Было принято решение пропустить сезон 2020 года. Были даже мысли о переводе ВАЗ-2108 на полный привод с мотором и трансмиссией от Mitsubishi Lancer Evolution, но в итоге я принял решение оставить переднеприводную компоновку автомобиля.
С появлением в RDRC серии PRO-RACE с разделением на Атмо и Турбо, и удобным для нас брейк-аутом в 10.0 сек, было принято решение готовить автомобиль именно в этот класс, несмотря на отсутствие у него статуса Кубка России. Начали активную подготовку к сезону 2021 года, но, к сожалению, перед началом гоночного сезона ушел из жизни мой отец, и, по понятным причинам, гонки для меня отошли на второй план, я сконцентрировал внимание на своей семье.
Что было сделано с автомобилем перед сезоном 2022? Какой получился спек-лист?
Перед сезоном 2022 года нами было принято решение создать курско-питерскую команду и объединить команды DRAG WARRIOR и ILYIN MOTOR SPORT. Для более комфортного перемещения спортивной техники на соревнования перед сезоном был приобретен двухосный прицеп с полной погрузкой, полностью разобран, отпескоструен, выкрашен порошковой краской и подготовлен именно к нашему автомобилю, за что спасибо большое моим друзьям Алексею Липинскому и Владимиру Потапчику. На этом прицепе ВАЗ-2108 White Shark отправилась в Санкт-Петербург, где ее уже ждали наши друзья Евгений Ильин и Илья Гутов. Ими был произведен полный ребилд мотора, ремонт головки блока цилиндров, замена всех расходников, переделка проводки и многое-многое другое.
Основной проблемой в сезоне 2019 года у нас были постоянно выходящие из строя генераторы. После разных вариантов иномарочных и российских генераторов, все из которых сломались, мы решили попросту упразднить этот агрегат в автомобиле, для чего установили 16-вольтовый американский аккумулятор XS-Power. Еще мы изменили топливную систему, так как в этом классе нам не нужно искать мощность в 600–700 л.с., и перешли с 1600 сс форсунок на 1000 сс форсунки от Injectors Dynamics, а вместо двух выносных топливных насосов Bosch 044 стали использовать один. По спекам двигателя и трансмиссии все осталось, как в сезоне 2019 года.
После окончания технических работ машина отправилась на настройку на динамометрическом стенде к Андрею Бунееву, где в течение нескольких дней происходила настройка блока управления двигателем. В рамках импортозамещения перешли с топлива Q16 от компании VP на российский аналог от компании SF- Fuels SF-116 Turbo. Как итог настройки на 2-х барах давления турбины и 8250 оборотах в минуту мы получили 515 лошадиных сил и 448 момента. От лица команды выражаю благодарность Андрею Бунееву за настройку проекта.
Как сложился первый этап 2022?
Первый этап, после пропущенных двух сезонов, был для меня волнительным. Очень порадовали встречи со старыми друзьями и глобальные изменения в RDRC Racepark. После прохождения административных проверок, технической инспекции и медицинского контроля мы выкатились в лайнс для первой попытки в квалификации первого этапа RDRC. Было принято решение ехать на минимальных настройках, без прогрева и старта, на высоком давлении в шинах — все это для того, чтобы протестировать и проверить автомобиль. Итогом заезда, к моему удивлению, стал мой первый выезд из 11 секунд и личный рекорд в 10,9 сек и 212 км/ч на выходе. Стало понятно, что потенциал у машины есть, и можно заниматься настройками. Ко второму квалификационному заезду мы подняли давление турбины, опустили давление в колесах, настроили лаунч-контроль и перед стартом прогрели шины. Итогом этого заезда новый личный рекорд в 10.351 секунды и 214 км/ч на выходе, при стартовых 60 футах в 1.520 секунды. Данный результат позволил нам плотно закрепиться на 1-м месте квалификации своего класса с отрывом от ближайших преследователей более, чем в секунду. Поэтому от остальных квалификационных заездов было принято решение отказаться.
В ходе квалификации нашей команде поступило предложение принять участие в родном нам классе Кубка России FSA — 8,6 сек, от которого мы не могли отказаться, так как аппетит приходит во время еды. Было принято решение пытаться «расколоть» планку в 10 секунд, что не будет брейк аутом в этом классе. Начали подготовку к рекордной попытке, существенно повысили давление турбины, установили трэкшен-бар и сделали минимальным давление в колесах. К сожалению, в первый день квалификации мы буквально на несколько минут опоздали на выезд в лайнс, и квалификация этого класса на этот день была закрыта.
Ночь между первым и вторым днем квалификации мы провели в работе над автомобилем совместно с командой «Лукойл Рейсинг Тим», которая любезно предоставила нам весы для настройки развесовки по осям. Как итог, выставили развесовку килограмм в килограмм на переднюю ось машины и настроили развал/схождение. Вес автомобиля составил 842 килограмма без пилота. Хочется выразить слова благодарности команде «Лукойл Рейсинг Тим» и лично Эльшану Асланову за поддержку и многолетний опыт, которым они поделились с нашей командой.
Второй день квалификации для нас выдался не таким радужным, как первый. В первом заезде подобрали недостаточно большой наддув на старте под максимально спущенные шины. Как итог: 11.1 сек, 208 км/ч на финише и продутая прокладка ГБЦ. Усилиями команды за несколько часов заменили прокладку, и машина вновь была готова к бою. Здесь хочу выразить отдельные слова благодарности Семену Мелкумову, который привез нам медную прокладку, команде АМS за помощь с инструментом и всем нашим соседям по паддоку, которые также помогали, чем могли.
К четвертому квалификационному заезду подняли давление турбины до 1.6 бара на лаунче. Хорошо прогрели шины, старт получился отличный, но элементы трансмиссии не выдержали такой нагрузки. Машину резко потянуло влево, я попытался отрулить, не сбрасывая газ, но удержать ее не смог. Как итог, пересечение осевой линии и сбитые датчики хронометража, от спортивного инцидента спасло лишь то, что наша дорожка была правая, и то, что решил стартовать позже партнера. Ехали бы по левой дорожке, то, скорее всего, было бы знакомство с бетонными блоками.
К финальному дню стало ясно, что на месте мы данную поломку не устраним, но первое место в квалификации и то, что абсолютно все машины нашего класса испытывали технические трудности, привело к решению доезжать финалы как есть — «на одном колесе». Здесь хочу отметить свою соперницу Евгению Найт, которая в квалификации сожгла сцепление на своей Toyota MR—2, этим же днем улетела в Санкт-Петербург за новым сцеплением, вернулась, и ее команда за ночь подготовила машину к финалам. Как итог: заслуженное боевое первое место Евгении, что заслуживает уважения. Ну а мы провели три заезда в финалах, ехали на 30% процентах дросселя, все заезды получились близкие 12 сек и более 200 км/ч на финише. А первое в квалификации помогло нам подняться на третью ступень пьедестала первого этапа RDRC.
Между этапами занимаешься проектом?
Сейчас машина находится в Санкт-Петербурге, где Евгений Ильин и Илья Гутов готовят ее к следующему этапу RDRC. Из основных изменений — это замена сцепления на 3-дисковое карбоновое фирмы Ats&Across от Mitsubishi EVO, адаптированное под мотор ВАЗ, замена поврежденных элементов трансмиссии, замена опорных подшипников на ШС, ну и некоторых моментов по подвеске. Также решается вопрос с установкой приобретенной ранее системы подачи закиси азота, но на данный момент это вопрос второстепенный.
Чем тебя привлекает дрэг-рейсинг? Что вдохновляет и дает энергию продолжать выступать в гонках?
Дрэг-рэйсинг — это то, чем я живу уже 18 лет, и как организатор соревнований, и как участник. Это спорт, который дал мне огромное количество хороших людей по всей нашей необъятной стране, которые в любой момент готовы прийти на помощь, дал мне настоящих друзей, которым я безумно благодарен, ну и, конечно же, это огромный выброс адреналина в самое короткое время. Стимул продолжать выступать дает цель, которая была поставлена нашей командой, мы выступаем в RDRC с момента появления этого Чемпионата в 2014 году и потихонечку идем к своей цели.
Благодарности:
И в заключении хочу поблагодарить всех людей, кто болеет за нас и поддерживает нашу команду, как и на расстоянии, смотря трансляции, так и на трассе. Каждого, кто не проходил мимо какой-либо проблемы.
Отдельные слова благодарности моей команде Жене, Лехе, Илье, Вове. Это люди, которые своим трудом делают все, чтобы мы могли показать результат. Ну и нельзя не отметить людей, которые в этом сезоне оказывают финансовую поддержку нашему проекту, ведь это безусловно очень важно. Благодарим сеть медицинских клиник «МЕДАВиКо» и лично Андрея Синицына и магазин тюнинга в Курске «Tuning Life Курск» и лично Кирилла Сараева, ваша поддержка очень важна для нас! Также выражаю благодарность Александру Цепляеву — идейному вдохновителю серии RDRC Club, за помощь и поддержку участников. И, разумеется, благодарность организаторам RDRC за отличный трек и качественные трансляции, фотографам — за прекрасные фото.
И еще немного технической информации о ВАЗ-2108 White Shark:
Двигатель ВАЗ объем 1600
75,6/131/83 плита усиления блока
Рубашка охлаждения залита цементом
ГБЦ 31/27 на механическом толкателе
Пружины Schrick
Распредвалы HMG 9,8 фаза 300
Впуск 128 дроссель 70 мм
Интеркулер жидкостный на охлаждении льдом
Система сухого картера AMS
Турбокомпрессор Garrett 3582 GT
Коллектор HMG
Два вестгейта TIAL 38 мм
Блок управления Абит 11/38
Кулачковая КПП Mitsubishi Lancer Evolution
Секвентальный шифтер Ikeya Formula
Сцепление керамическое Mitsubishi Lancer Evolution
Проводка by RST
Крыша, задние крылья, двери, хлопушка, спойлер, передний монокок из легкого пластика DRAGGARAGE