Дрэг-рейсинг — увлечение не только мужское. Мы уже рассказывали о пилотессах Чемпионата России по дрэг-рейсингу, а сегодня познакомим вас с Марией Харченко. Эта девушка участвует в официальных соревнованиях с 2011 года, а в 2018-м планирует выступление в Кубке России.
История Марии Харченко интересна по многим причинам. Во-первых, это девушка-пилот. Во-вторых, она выступает на автомобиле отечественного производства ВАЗ-2112. В-третьих, она представляет известную подмосковную команду Full Power Motors (FPM). А еще по итогам сезона 2017 Мария заняла 4-е место в рейтинге самых быстрых переднеприводных стритовых автомобилей СНГ (FWD-STREET).
Когда и как ты увлеклась дрэг-рейсингом?
Все началось, как и у многих, с уличных гонок. В 2008 году это было очень популярно в Москве, и как-то раз мой муж Михаил предложил просто съездить на ночной нелегал посмотреть заезды, меня это заинтересовало. Захотелось тоже попробовать свои силы на нашей стоковой ВАЗ-2112. Попробовали и нас затянуло. Начался тюнинг. Сначала были установлены два распредвала и ресивер, доработана КПП, поменяли выхлоп, установили керамическое сцепление.
Участие в официальных соревнованиях началось с 2011 года. В 2012 году был собран первый турбомотор, и по сей день мы что-то дорабатываем и усовершенствуем в автомобиле.
Муж тоже пилот?
Он мой механик и моя поддержка.
Не было ли желания поменять ВАЗ на какую-нибудь иномарку?
Этот ВАЗик привел нас в мир гонок и изменять ему уже не хотелось.
Расскажи немного про доработки твоего автомобиля.
После сборки турбомотора началась проблема с КПП. Изначально мы использовали ВАЗовские агрегаты, но при хорошем зацепе они ломались. Дорабатывали КПП, устанавливали разные спорт ряды, и все ломалось. Наша команда Full Power Motors решила эту проблему, установив КПП от Mitsubishi Lancer Evolution.
Доработки двигателя происходят постоянно, для улучшения времени на квотере: меняем турбину, распредвалы, перевариваем коллектора, переделываем выхлопную систему, экспериментируем со сцеплением.
По топливной системе: бак расположен в штатном месте, установлено два насоса Bosch.
Система охлаждения — кастомный айс кулер, так что всегда запасаемся большим количеством льда. Привода кастом.
Сейчас расчетная мощность «двенашки» 600+ л.с.
Блок управления используется АБИТ, настраивает Ян из FPM (Rst Racing-System-Tehnology).
Как показала себя машина в сезоне 2017?
Очень хорошо. Мне удалось улучшить свое личное время. Обошлось без ремонта и каких-либо доработок. Правда стоит отметить, что тщательный осмотр мотора после каждый гонки — это то, что мы делаем по умолчанию.
И какое получилось лучшее время?
В 2016-м году лучшее время было 11.5 сек., я его показала на соревнованиях в Белоруссии. В 2017-м году в рамках третьего этапа SMP RDRC в Нижнем Новгороде я показала время 10.916 сек., а позже на соревнованиях в Рязани 10.902 сек., и это по бетону без клея. Таким образом я два раза подряд побила свой личный рекорд и поднялась на четвертое место в рейтинге самых быстрых переднеприводных стритовых автомобилей СНГ.
Что самое сложное в соревнованиях?
Самые сложные моменты — это когда что-то не получается либо что-то ломается и ты думаешь «Все, я завязываю с этим автоспортом». Поддержка родных и команды все решает. Снова находятся силы. Ведь не ломается и не сталкивается с трудностями только тот, кто не ездит и не соревнуется.
Какие соревнования в 2017 году запомнились больше всего и почему?
Заезд в Нижнем Новгороде, когда меня вынесло с трассы, потому что не раскрылся парашют. Этот день мне запомнится надолго.
Есть ли особенности управления автомобилем в гонках по сравнению с управлением автомобилем в городе? Есть ли вещи, которым надо учиться и без этих навыков не стать пилотом?
Сравнивать корч и городской авто сложно. В гонке все приходится делать быстрее, а в обычной жизни спокойная езда. Мне кажется есть люди, которым дано водить и быть пилотом, а кому-то нет. Мне с детства нравились машины, я довольно рано села за руль и научилась водить машину. Видимо автомобили — это у меня в крови.
Конечно, нужно максимум тренировок, но к сожалению в наше время мало дрэговых трасс, куда пилот мог бы приехать, например, в выходной день и протестировать машину, потренировать навыки.
Что самое главное для пилота в дрэг-рейсинге?
Для пилота в дрэге самое главное — это команда. И умение сохранить холодный рассудок в самые напряженные моменты гонки. Особенно не торопиться и делать все вовремя. А адреналин притупляет чувство страха.
О чем ты думаешь во время заезда?
Все эмоции и переживания происходят пока стоишь в очереди на заезд. Как только выезжаю в зону прогрева, нервы и все эмоции затухают, и настраиваюсь на заезд. Еду на автомате, без мыслей. Смотрю финишный створ, чтобы дернуть парашют. Мандража нет. Честно. Я бы даже сказала во время заезда нет никаких мыслей. Просто делаешь то, что должен. И чем сильнее соперник, тем интереснее.
Каково быть девушкой за рулем спортивного болида?
Довольно интересно. Когда узнают, что я пилот, многие относятся сначала скептически, но когда показываешь результат — люди меняют мнение. В целом обстановка дружественная. Много ребят гонщиков, с которыми мы хорошо общаемся на гонках. Да и просто зрители пишут мне в соцсетях и выражают восторг, что девушка едет за рулем спортивного автомобиля, что это так круто и им понравилось мое выступление. Это очень приятно!
В 2018-м планируешь ли участие именно в Кубке России?
Да, планирую. Уже не терпится сесть за руль. Межсезонье для меня — это вечное ожидание.
Какие места в соревнованиях ты занимала за свою спортивную карьеру?
Начинала постепенно наращивать результаты, а потом пришли и призовые места, и победы.
2 место — 10.902 сек. — 23 Сентября «Drag Racing Рязань» 3 этап Рязань 2017
3 место — 10.916 сек. — 26–27 Августа «Чемпионат России» 3 этап Нижний Новгород 2017
1 место — 11.519 сек. — 1 Октября «Кубок Городов» 6 этап Гомель 2016
1 место — 11.753 сек. — 3 Октября «Drag Racing Рязань» 4 этап Рязань 2015
2 место — 11.906 сек. — 5 Сентября «EnergyDrag Battle» Минск 2015
5 место — 12.433 сек. — 13 Сентября «Кубок Белого Колодца» 4 этап Воронеж 2014
1 место — 12.482 сек. — 6 Сентября «Drag Racing Penza» 2 этап Пенза 2014
1 место Рязань 22.09.2012
ВАЗ-2112
Двигатель: ВАЗ 16 кл., рабочий объем: 1.7 литра, турбо, расчетная мощность 600+ л.с.
Пилот: Мария Харченко
Команда: Full Power Motors (FPM).
Лучшее время: 10.902 сек.
Город: Люберцы (Московская область).
Список доработок
Турбина: Garrett GTX3582
Все кастомные компоненты производства FPM
Два топливных насоса Bosch
Кастомный айс-кулер
Блок управления двигателем: Абит, настройка Ян из FPM
Синхронизированная КПП от Mitsubishi Lancer Evolution
Подвеска винтовая XYZ-Racing
Привода кастом
Стоковые тормоза с колодками Ferodo Racing
Тормозной парашют
В салоне два ковша Sparco с омологацией, ремни OMP, вся обшивка в салоне присутствует
Кузов полностью железный, кроме передних крыльев
Колеса Weld Racing с покрышками Hoosier
Текст: Светлана Парфенова
Фото: RDRC и из архива владелицы