Яна Сотова (Холодковская) — кандидат в мастера спорта, одна из немногих девушек-участниц чемпионата RDRC. Выступает в классе FSA (FWD) на Honda Civic EG. Перед стартом сезона 2017 мы побеседовали с Яной о том, как она увлеклась дрэг-рейсингом, и о ее боевом автомобиле.
Яна, машины и все, что с ними связано, вместе еще со школы. Когда она училась в 10-м классе, нужно было определиться с обязательными вечерними курсами проф. ориентации. Выбирая между поваром, секретарем, швеей и автомехаником, она остановилась на последнем! Это было спонтанное решение, и предпосылок к нему совершенно не имелось: в семье на тот момент, насколько помнит девушка, даже не было автомобиля. Пожалуй, в тот самый момент и определился вектор, по которому развивалась ее дальнейшая жизнь
В дрэг-рейсинг Яна попала благодаря своему парню Сергею (а ныне супругу и главному инженеру команды). У него однажды возникла идея о том, чтобы Яна приняла участие в гонках именно в качестве пилота. Все началось с нелегальных ночных заездов в родном городе Тольятти. Тогда Яна ездила на красной атмосферной «восьмерке» с минимальными доработками (главная пара покороче, ряд позлее, закись на сток поршневую). Три месяца за рулем, никаких навыков, но девушка решилась. Научилась ездить (и ездить правильно) достаточно быстро.
Успех в местных автомобильных кругах не заставил себя ждать. Дальше — больше. Она стала вице-чемпионом в ночной самарской серии гонок. После чего Сергей отдал ей на растерзание свою, тогда уже турбовую, Honda Civic. Однако мысль о том, что нелегальные гонки — это неправильно и небезопасно, все это время не покидала героиню нашего рассказа, и она сделала выбор в пользу официальных соревнований регионального уровня. Первые результаты не заставили себя долго ждать. Уже на Хонде, Яна стала Чемпионом Поволжья 2012 года в классе «Спорт передний привод» и многократным победителем и призером различных соревнований Урала и Поволжья в этом же классе. Civic тогда был хоть и турбовым, но практически околостоковым, и вполне городским автомобилем.
С 2014 года Яна принимает участие в RDRC. Кстати в тот год она показала самый быстрый старт (60ft) сезона в классе FSA. Хонда тогда осталась в том же конфиге, что была в Чемпионате Поволжья. Ее немного облегчили, убрав «все лишнее» из салона, а в подвеску добавили койловеры Skunk2 Pro-C. Сразу же после того сезона в автомобиль установили каркас безопасности, чтобы соответствовать новым тех.требованиям RDRC.
К сезону 2015 двигатель решили кардинально перестроить, заказав массу тюнинг-деталей из США и собрав новый конфиг. Также ребята внесли изменения в подвеску (перенесли заднюю ось), поработали над развесовкой автомобиля. Однако примерно за неделю до отправки машины на первый этап Чемпионата 2015, еще даже до первого запуска двигателя, обнаружили трещину в блоке цилиндров. Чтобы собрать заново блок, пришлось снова ждать запчасти из Америки, и пропустить по этой причине два первых этапа.
Долгое время использовали блок B20, и с ним было много проблем. В итоге в сезоне 2015 было всего два выезда и один подиум, потому что никак не могли решить проблему с мотором.
«Если вы спросите меня, что мы делали летом 2015, я отвечу: точили и гильзовали, потом снова точили и снова гильзовали. Хондовские блоки сами по себе не очень поддаются гильзовке (чем мы занимались перед сезоном). Как позже показал опыт, мы многое делали неправильно и допускали много ошибок при гильзовке. По сути, по начинке ничего не меняли, у нас была цель усилить блок, чтобы иметь возможность поднять мощность и ускориться. После такого вот неудачного провального сезона было решено заказать уже готовый гильзованный блок из США, на сей раз B18. Подробности о том, что он приехал к нам весь кривой и косой, и о том, как мы его доделывали, умолчим. Итог все равно хороший — проблема с блоком решена. Еще мы раньше ездили на ЭБУ Hondata, который имеет кучу недостатков, трепет нервы и начинает глючить в самый ответственный момент. Частенько тех. сходы, кстати говоря, были конкретно из-за глюков Хондаты. Именно поэтому в итоге мы приняли решение в 2017-м перейти на Motec», — рассказывает Яна.
Доработки ее автомобиля никогда не останавливаются. Команда находится в постоянном поиске, постоянно занимается переделками тех. части и т.д. Одной из очень важных доработок в жизни Хонды стала кулачковая коробка передач с поисковым механизмом. Пытаясь максимально сократить время на переключениях, после сезона 2014 ребята пришли к решению поставить “кулак”. Но конкретно в их случае это не особо помогло. Много времени ушло на то, чтобы Яна научилась на нем ездить.
«Позже выяснилось, что мои »учителя” давали не особо-то верную информацию. Плюс рост у меня 159 см, руки-ноги короткие, а сила и рычаг для «врубания» кулака должны быть как у парня. В общем, отношения с кулачковой коробкой у меня не сложились, на сток коробке я переключалась даже быстрее. В новом 2017 сезоне будет коробка Quaife с секвентальным переключением. Жду с нетерпением!»
Отдельной темой стал парашют. Долгое время просто-напросто не было возможности его установить, да и считали, что финишная скорость не будет настолько высокой. Но, как выяснилось, ошибались. Девушке пришлось в полной мере ощутить всю опасность торможения на коротких трассах без парашюта. Иногда приходилось даже бросать газ еще до финиша… Парашют внедрили только в конце прошлого года. Теперь торможение — сказка: плавный рывок назад, и ты уже почти на скорости маршрутки.
В сезоне 2016 Яна Сотова установила новый личный рекорд, преодолев дистанцию в четверть мили за 10,016 сек. Лучшая скорость на финише составила 246,65 км/ч.
Яна, кто занимается постройкой и обслуживанием твоего автомобиля?
Машину мы строим исключительно своими силами (муж, я, наши друзья механики) по большей части в своем боксе в обычном гаражном кооперативе. Естественно, кузовные и сварочные работы практически невозможно сделать в наших гаражных условиях, поэтому такие вещи мы делаем в самарской конторе Master’s Custom Works, именно там обитают наши местные “Кулибины”. Работы по мотору и коробке нам помогают делать тольяттинские ребята Юра Красовский и Виталя Сердюков.
Все ли задуманное получалось воплотить с первого раза?
Кто-нибудь вообще знаком с людьми из автоспорта, у кого те или иные работы по машине получаются сразу, и ничего не требуется переделывать? Мы таких не знаем
К каждому новому спек-листу приходим методом проб и ошибок, методом обучения на своем же опыте, но оглядываясь на опыт зарубежных и российских коллег.
Что было самым трудным моментом в карьере?
Сложности у всех, думаю, одинаковые: мало готовых прочных решений для техники. Зачастую те запчасти, которые сейчас доступны на рынке, не особо подходят на тот или иной проект либо не рассчитаны на такие мощности, которые предполагаются в Чемпионате. Отсюда вылезает весь этот гаражный кастом, иными словами приходится много колхозить, придумывать, изобретать. Как следствие — много поломок на ровном месте.
У кого есть ЧПУ станки, инженерные и временные ресурсы для этого — тот счастливчик! Мы, наконец-то, недавно приобрели маааахонький станок с ЧПУ, пробуем сами изготавливать какие-то небольшие детали для себя. Из последних достижений нашего главмеха Сергея — опора двигателя. Тоже, кстати, сделали только со второго раза
Подвеска переделывалась бесчисленное количество раз, было много лишних доработок и наших откровенных просчетов. Радует одно — в новом сезоне будет стоять настоящая дрэговая подвеска Strange.
Как работаете с машиной на этапах?
Очень долгое время мы с мужем Сергеем ездили на гонки вдвоем: один пилот и один механик. Это было крайне тяжело как в физическом, так и в моральном плане. В 2015 году попробовали взять с собой в помощь ребят: настройщика и еще одного механика. Это разом решило многие проблемы, возникающие в процессе гонки. Ведь восемь рук куда лучше двух с половиной
В 2016 году мы ездили уже полноценной командой, где каждый был занят своим делом. Только я вечно сую свой нос, где не нужно: «Колеса протянули? Капот закрыли? Свечи поменяли? Бензин залили? А сколько ланч?» Я стараюсь усмирить свое женское любопытство и эмоциональность и брать пример с пилотов из других команд. Например, Артем Демихов. Он никогда не мешает работать механикам. Ему только говорят, что можно выезжать, он садится и едет из 10 сек. Мне очень не хватает такой вот выдержки, я многое воспринимаю чисто по-женски с переживаниями.
Каково девушке управлять дрэговой машиной?
Это неописуемо круто, но порой запредельно тяжело. Обыватель, который никогда не сидел за рулем действительно мощного автомобиля, может сказать: «Да ладно, что там сложного? Надавил на газ и поехал». Однако это не так. Попробуйте сначала хотя бы тронуться с места внатяг на специальном покрытии, не порвав при этом усиленные привода, и не сжечь сцепление, а потом удержать автомобиль, чтобы он действительно ехал прямо, а не в бетонные блоки. Ездить по прямой на автомобиле мощностью 700+ лошадиных сил — не такое уж и простое занятие!
И все-таки в этом непростом спорте, где борьба идет за тысячные секунды, девушкам есть место, и мы (девушки) это успешно доказываем уже не первый год.
Я иногда пытаюсь подобрать сравнение — как это, управлять такой машиной и стоять на старте за секунду до зеленого сигнала, и не могу найти точных слов. Вы когда-нибудь испытывали одновременно счастье, волнение, злость, ненависть, любовь и желание быстро сбегать в туалет, будучи максимально сосредоточенным и сконцентрированным? Вот примерно так.
Спортивные достижения:
2014 год
2-е место на 1-м этапе в Омске.
2-е место на 3-м этапе в Новокузнецке.
4-е место по итогам Кубка России по дрэг-рейсингу 2014 в классе FSA (FWD)
2015 год
3-е место на 1-м этапе в Элисте.
2016 год
3-е место на 1-м этапе в Красноярске.
3-е место на 3-м этапе в Нижнем Новгороде
Список доработок Honda Civic 2016 года
ДВИГАТЕЛЬ
Блок B18C, гильзы AEBS 84 мм
Поршни JE Pistons
Прокладка JE Pistons
Шатуны Pauter
Вкладыши ACL
Шпильки ГБЦ ARP L19
Шпильки коленвала ARP
Коленвал B20
Маслонасос B18C
Клапаны Ferrea Competition Plus
Пружинки Skunk2
Тарелки Skunk2
Впускной коллектор Edelbrock Victor X
Дроссельная заслонка Skunk2 70 мм
Радиатор Mishimoto
Электропомпа Davies Craig EWP150
Турбина Precision PT6870 GEN2
Водяной интеркулер FrozenBoost
Электропомпа Davies Craig EWP80
Блоу-офф Tial
Два вейст-гейта Tial 44 мм
Кастом выпускной коллектор
ЭЛЕКТРОНИКА
Hondata S300 USDM
Hondata CPR
Четырехпортовый соленоид MAC
ТРАНСМИССИЯ
Кулачковый ряд Pfitzner Performance
Шифтер Ktuned
ПОДВЕСКА
Койловеры Skunk2 Pro-C
Задние поперечные рычаги Skunk2
Передние нижние рычаги на ШС
ДИСКИ И ШИНЫ
Спереди MH 24.5-9.5-13
Сзади MH 24-3.5-15
Фото: Светлана Парфенова, Dragtimes