Близится Новый год и Рождество. И наряду с подготовкой к этим замечательным праздникам принято оценивать и анализировать, каким же он был, этот уходящий 2015-й. Подошел к концу самый важный и самый престижный в мире чемпионат по дрэг-рейсингу NHRA Mello Yello Drag Racing Series 2015. Как по абсолютным, так и по средним показателям пилотов этот сезон, безусловно, стал самым быстрым в истории заездов на четверть мили, интриги было в избытке, титулованные ветераны то и дело ошибались, а менее опытные гонщики вовсю наступали им на пятки. С лихвой хватило и нитрометановых фейерверков, и езды боком на скорости под 200 mph, и побед с разницей в пару дюймов на финише. Сегодня мы вспомним самые яркие моменты прошедшего чемпионата, обсудим основные тенденции и перемены в регламенте, подведем некоторые итоги и прикинем, чего же ожидать в следующем году. А для удобства разобьем этот материал на классы, и по сложившейся традиции начнем с самого быстрого — Top Fuel. Погнали!
Top Fuel
Фактически борьба за чемпионский титул на протяжении всего национального первенства происходила между Тони Шумахером и Антроном Брауном. Восьмикратный чемпион в течение регулярного чемпионата добавил в свою копилку на одного Уолли меньше, нежели его коллега по команде, однако, в общем и целом Шумахер был стабильнее Брауна, который после победы на одном ивенте мог с легкостью «слить» в самом начале заездов на выбывание на следующем. Но Countdown To One расставил все по своим местам. Самый титулованный гонщик в классе постоянно страдал от недостатка банального везения и сцепления с покрытием стрипа, а вот чемпион 2012 года провел ураганную серию из трех побед подряд и второго места на ивенте в Далласе, после чего судьба высшего трофея была практически решена. Чисто математически у Тони еще оставались шансы, но он ими не воспользовался, в то время как Антрон продолжил свое победное шествие, и если ошибался, то исключительно в финале. До кучи в Брейнерде Браун установил новый национальный рекорд — 3.680 секунды, улучшив свой же результат 2012 года.
Однако, сменивший на протяжении чемпионата две команды (Alan Johnson Racing и Don Schumacher Racing), Шон Ленгдон в тот же уикенд пересек финишную черту на семи работающих цилиндрах с результатом 3.662, но, к сожалению, не смог подтвердить свое достижение. Тем не менее, средние 3.6 сек в условиях неисправной техники, на мой взгляд, являются стопроцентной гарантией нового рекорда в 2016 году. К слову, именно Ленгдон заменил в кокпите Red Fuel Dragster Спенсера Мейсси, поставившего в свою очередь рекорд скорости в классе на том же самом мероприятии в Брейнерде — 332.75 mph.
Безусловно, стоит отметить дебютанта прошлого сезона Ричи Кремптона, который в этом году одержал пять побед и завершил чемпионат на третьей строчке турнирной таблицы. Молодой пилот растет на глазах и обладает всеми возможностями, чтобы побороться на равных с более опытными участниками за свой первый в карьере большой титул. Также невозможно обойти стороной успехи Бриттани Форс. Младшая дочка самого победоносного гонщика в истории NHRA неоднократно засветилась в финале и выступает все увереннее от этапа к этапу.
Funny Car
В классе Funny Car страсти кипели нешуточные на протяжении всего национального первенства. Лидеры менялись как перчатки, былые рекорды крушились с пугающей стабильностью, разрыв по очкам между фаворитами был всегда минимальным, а количество претендентов на высшие регалии значительно превышало число реальных соискателей в других дивизионах. Победителем стал Дел Воршэм, бодавшийся до последнего ивента с Джеком Бекманом, который играючи расправлялся с конкурентами и рекордами в течение доброй половины сезона. В регулярном чемпионате Воршэм себя практически никак не проявил, зато в Countdown To One чемпиона в классе Top Fuel 2011 года форменным образом прорвало, и решающие шесть этапов пилота красно-желтой Toyota Camry было попросту не остановить. Ярчайший пример стальной выдержки, крепких нервов и того самого спортивного упорства, которое делает любые соревнования зрелищными и заставляет болельщиков до сорванных голосовых связок сопереживать своим кумирам.
Джеку Бекману не хватило до своего второго титула совсем чуть-чуть. На его счету наибольшее количество выигранных этапов и неоднократно переписанный рекорд времени прохождения тысячефутовой дистанции, последним из которых стали 3.884 секунды. И в этом огромная заслуга главного механика команды Джимми Прока. Именно ему пришла в голову мысль уменьшить наклон выпускных патрубков по отношению к стрипу, что отрицательно сказалось на прижимной силе, зато дало незначительную прибавку в динамике дрэгстера. Да, в ситуации, когда борьба идет на тысячные доли секунд, даже подобные мелочи способны изменить ход истории. Позже подобная схема была взята на вооружение и другими командами, но судя по результатам, именно у мистера Прока получилось выжать максимум из этой конфигурации.
Если Бекман боролся с секундами, то его коллега по команде и чемпион прошлого года Мэтт Хаган бился за новые рекорды скорости, в чем немало преуспел. По итогам сезона пять самых быстрых скоростных показателей на финише за всю историю класса числятся именно за ним, лучшим из которых стал совсем свежий рекорд, установленный на заключительном ивенте в Помоне — 331.45 mph. Хаган доминировал в первой половине регулярного чемпионата, пока инициативу не перехватил Бекман, а вот в серии плей-офф, словно чертик из табакерки, нарисовался Дел Воршем и смел всех до единого пилотов команды Don Schumacher Racing, став третьим пилотом в NHRA, когда-либо удостоившимся чемпионского титула в обоих нитрометановых классах. А это, стоит признать, более чем примечательный факт биографии.
На NHRA Finals Дел Воршем на пути к своему второму титулу одержал победу над Тони Педрегоном, для которого этот заезд стал последним в качестве пилота, участвующего в чемпионате на постоянной основе. Двукратный чемпион и обладатель 43 трофеев несколько месяцев назад объявил о смене своих приоритетов, и теперь займет кресло ведущего телетрансляций с мероприятий NHRA.
Как прокомментировал это сам гонщик: «Одна дверь для меня закрылась, настало время открыть другую».
Pro Stock
До середины лета Эрика Эндерс-Стивенс и Грег Андерсон шли по очкам и количеству побед с минимальной разницей, но ближе к осени ситуация круто изменилась в пользу пилотессы Elite Motorsports, в то время как четырехкратный чемпион NHRA, казалось бы, не упускал ни одной возможности увеличить отставание от лидера. Андерсон провел вторую половину национального первенства на несвойственном ему крайне низком уровне, о чем свидетельствовали фальстарты и число проигранных стартов, которые в классе являются одной из важнейших составляющих успеха. А вот миссис Эндерс-Стивенс от ивента к ивенту стабильно демонстрировала просто молниеносное время реакции вплоть до абсолютного показателя 0.000 секунды. Из последних восьми этапов Эрика выиграла пять, помножив тем самым и без того слабенькую интригу на ноль.
Ее коллега по команде Дрю Скиллман, дебютировавший в этом сезоне, удостоился премии Новичок Года, завершив чемпионат на пятой строчке турнирной таблицы. Остается только поздравить гонщика с уверенным началом профессиональной карьеры и пожелать ему всевозможных успехов в следующем году.
Рекорд времени, как и в других дивизионах, также был переписан в течение сезона. В Конкорде победитель первого этапа в Помоне Джейсон Лайн преодолел квотер за 6.455 секунды, а вот планка скорости, установленная действующей чемпионкой год назад, осталась единственным результатом, который устоял под натиском гонщиков.
В начале сезона 2016 года к этому дуэту присоединится пятикратный чемпион Pro Stock и обладатель несметного количества других регалий Джег Кафлин-младший, которому в нулевых на этапах NHRA не было равных. За последние два года Кафлин принимал участие в NHRA Mello Yello Drag Racing Series на эпизодической основе, однако уже в феврале он займет место постоянного пилота за рулем дрэгстера команды Elite Motorsports, что обещает сделать соперничество за чемпионский титул еще более плотным и непредсказуемым.
Карбюраторная эра Pro Stock подошла к концу, боссы NHRA вслед за верхушкой основной кольцевой серии Нового Света NASCAR пришли к выводу, что в современном автоспорте технологии первой половины прошлого века выглядят несколько архаично, поэтому все болиды лишатся огромных воздухозаборников на капоте, а двигатели будут переведены на электронный впрыск топлива. Мнения пилотов, механиков и менеджеров команд по этому вопросу кардинально разнятся, однако новый регламент в 2016 году неминуемо вступит в силу. Как это отразится на расстановке сил между участниками и устойчивости былых рекордов, судить пока сложно, но в том, что на первых порах преимущество будет определенно на стороне команд, не испытывающих недостатка финансирования, сомневаться не приходится.
В следующем году ивенты NHRA для жителей Америки будет освещать телеканал Fox Sports, а для вас все события и новости культового чемпионата по дрэг-рейсингу, как и многое другое из мира высокооктанового топлива, горящей резины и безумных ускорений, по-прежнему будет появляться на сайте dragtimes.ru. Не переключайтесь!