За свою 66-летнюю историю данное ралли носило самые разные названия: Jyväskylän Suurajot в 50-е годы прошлого века, Ралли 1000 озёр с 60-х по 90-е годы, Neste Oil Rally Finland в нулевые, и сейчас — Neste Rally Finland. Не менялся только характер гонки и её особенности — сумасшедшие и неповторимые гравийные спецучастки, высокие скорости и безумные трамплины. За это финский этап и любим многочисленными болельщиками, которых — создается такое чувство — год от года становится только больше.
В списке участников Ралли Финляндия этого года оказалось целых два десятка участников на автомобилях категории World Rally Car — помимо традиционных представителей заводских команд и «частников» в стране Суоми на машинах WRC выступали Калид Аль-Кассими, Маркос Лигато, Язид Аль-Раджи, Алексей Тамразов, Абдулла Аль-Кассими, Хосе Альберто Николас и Матти Коскело. Впрочем никому из них особенных успехов добиться не удалось.
Статистика гонки образца 2016 года оказалась удивительной — при восьми победителях спецучастков лидеров у Ралли Финляндия было всего двое! Точнее трое, но победители и лидеры первого спецучастка Андреас Миккельсен и Отт Тянак, показавшие лучшее время на стартовом СУ Harju, продержались вдвоём на лидирующей позиции только один доп. Уже на следующем спецучастке Крис Мик одержал победу, вышел в лидеры и больше никому своё первое место не отдал.
Ирландец стал всего-навсего шестым гонщиком родом не из Скандинавии, одержавшим победу на финском этапе WRC. До него за всю историю гонки — ни много, ни мало с 1951 года — это делали только пятеро: Дидье Ориоль, Карлос Сайнс, Маркко Мяртин, Себастьен Лёб и Себастьен Ожье. Отличная компания, не правда ли?
Но есть и существенная разница — в отличие предшественников Крис Мик сейчас выступает на «старенькой» Citroen DS3 WRC в составе де-юре «частной» команды Abu Dhabi World Rally Team. И именно поэтому вторая в сезоне победа ирландца — это очень здорово.
Кроме Криса в 2016 году две победы на этапах чемпионата мира по ралли есть пока что только у Себастьена Ожье. Все остальные — Яри-Матти Латвала, Хейден Пэддон, Тьерри Невилль и Андреас Миккельсен — выиграли только по одной гонке. И таких успехов от Мика никто не ожидал.
А всего-то надо было изменить подход — вместо попыток гнать изо всех сил на каждом спецучастке Крис едет быстро, но с умом и осторожностью. Он выиграл всего-то восемь допов из двадцати четырёх — одну треть от общего числа — но этого ему хватило для того, чтобы закончить гонку победителем с отрывом от ближайшего соперника в полминуты.
Как же так получилось? Почему никто из соперников не смог ввязаться в борьбу за победу?
В отличие от Криса Мика они по ходу гонки «насобирали» целый набор неприятностей, «стоивших» кому-то потерянного времени, а кому-то и вовсе ралли в целом.
Яри-Матти Латвала уже на четвёртом спецучастке ударился задним левым колесом о бруствер и сперва заработал прокол, который затем привёл к потере шины и повреждению колёсной арки. Итог — 16 секунд проигрыша лидеру и потерянные две позиции в общем зачёте. В дальнейшем финн отыграл сразу три позиции, но на большее его не хватило.
Катастрофически не везло трёхкратному чемпиону мира Себастьену Ожье. Ралли Финляндия вообще продолжило череду гонок, которые ознаменованы «проклятьем Ожье». Француз не сумел выиграть уже шестой этап подряд — причём все эти гонки были гравийными.
Из восьми прошедших в этом году этапов гонщик Volkswagen Motorsport выиграл только две гонки — на счету действующего чемпиона мира победы в Монте-Карло и Швеции. То есть Себастьен одержал победу лишь на формально асфальтовом и снежно-ледовом этапах. А вот все чисто гравийные гонки он подчистую «слил».
Такое положение вещей в сезоне, перевалившим за свой экватор, не может не настораживать. Впереди у участников чемпионата мира по ралли почти трёхнедельный перерыв, затем три асфальтовых ралли, результаты Ожье на которых всегда были не самыми стабильными, а затем две чисто гравийные гонки, где французу надо наконец-то переламывать проклятье и добиваться победы. Иначе такими темпами дело может дойти и до потери казалось бы гарантированного четвёртого титула подряд! Хотя это даже было бы интересно, не правда ли?
На этот раз он в конце первого дня допустил ошибку и в повороте-шпильке свалился в канаву. Зрителей в том месте трассы было не так много и они довольно долго вытаскивали Volkswagen Polo R WRC француза. В результате Себастьен показал последнее семидесятое время, проиграв 16 с половиной минут победителю спецучастка. О победе можно было забыть…
Неудача постигла и третьего пилота немецкой команды Андреаса Миккельсена. Норвежец вылетел с трассы в начале второго дня и откатился с третьего на седьмое место.
Отт Тянак вновь претендовал на самые высокие места, но сперва он со второй позиции свалился на десятую после вылета с трассы. Затем поднялся на пятое место, но пробил колесо и откатился на восьмое. И, наконец, взлетев на четвёртую позицию окончательно сошёл в воскресенье, врезавшись в скалу…
В результате вслед за победителем Крисом Миком и финишировавшим вторым Яри-Матти Латвалой гонку закончил ещё один пилот Abu Dhabi WRT Крейг Брин — ирландец впервые взошёл на подиум.
Гонщики Hyundai Motorsport Тьерри Невилль и Хейден Пэддон стали четвёртым и пятым, шестым и седьмым финишировали норвежцы Мадс Остберг и Андреас Миккельсен, далее — победитель зачёта WRC 2 Эсапекка Лаппи, заменявший Дани Сордо третий пилот Hyundai Кевин Аббринг и Теему Сунинен.
Следующий этап чемпионата мира по ралли пройдёт с 19 по 21 августа в Германии.
Фото: WRC.com