Семь мучеников «Дакара»

Семь чемпионов мира, сказав ироничное/горькое/небрежное «Прощай, WRC!», ступили на особую территорию ралли-рейдов и ралли-марафонов...

World Rally Championship (WRC) возвел на подиум 18 чемпионов мира, причем каждый второй поднимался на пьедестал от двух до девяти раз. Но всем приходится рано или поздно уходить: куда, как и почему?

Семеро смелых

Верность ралли (only WRC!) свойственна шестерым чемпионам: Томми Мякинену, Тимо Салонену, Стигу Бломквисту, Бьорну Вальдегорду, Дидье Ориоль, и, конечно же, действующему чемпиону Себастьену Ожье.


Особый случай — 34-летний Ричард Бернс, его жизнь унесла тяжелая болезнь.


Двое перешли «на другую работу», в тест-пилоты: знаменитый своим остроумием Вальтер Рерль и не менее известный Ханну Миккола.


Еще двоих — Петтера Сольберга и Маркуса Гронхольма — увлек ралли-кросс.


А что случилось с остальными семерыми?


Карлос Сайнс Сенамор, Себастьен Леб, Колин Макрей, Массимо Биазьон, Юха Канккунен, Маркку Ален, Ари Ватанен — все они, сказав ироничное/горькое/небрежное «Прощай, WRC!», ступили на особую территорию ралли-рейдов и ралли-марафонов. Что в ней такого особого? Чтобы понять это, вернемся в 2005 год.

Team of dream «5 звезд»

На том «Дакаре» было столько звезд, что они запросто могли бы затмить самые яркие небесные светила. Но побоку астрономию, сосредоточимся на звездах WRC.

Итак, стартует «Дакар-2005». В команде Nissan за рулем одного из трех прототипов Pick Up — Колин Макрей, за рулем второго — Ари Ватанен. В команде Volkswagen — Юха Канккунен. В классе грузовиков — «Мики» Биазьон и Маркку Ален...


Они, эти пять звезд WRC, собрались на ралли-марафоне каждый со своей собственной проблемой и неутолимой жаждой скорости и победы, которая в спорте не бывает одной на всех.

Начнем, пожалуй, с Колина Макрея. Что он, самый быстрый пилот планеты, вообще здесь, на «Дакаре», делает?!

«Голы престижа» Колина Макрея

Колин Макрей на «Дакар-2005» вернулся как домой, потому что дебютировал здесь годом раньше. На этих двух своих ралли-марафонах Макрей был первым на отдельных этапах, но оба раза все фактически заканчивалось сходом.


Такая вот странность: попробовал себя на «Дакаре-2004» — не получилось, а он сюда вернулся сюда и годом позже. Почему?

Сначала попробуем понять, что привело Макрея на его первый «Дакар». Ему предшествовал очень трудный год, когда Колин на WRC не смог одержать ни одной победы. Он, самый молодой чемпион мира, был седьмым в общем зачете! Citroen не смог скрыть своего разочарования и не предложил Макрею новый контракт. Уходить из ралли? Макрей об этом подумывал, но его удерживал от решающего шага Ричард Бернс, на трассе — соперник, в жизни — друг. Они оба не знают, что Макрей переживет Бернса всего на два года...


Вот так Колин появился на «Дакаре». Он боролся до последнего, хотя шансов не было. Но все же два «гола престижа» забил — выиграл два спецуччастка. Пожалуй, за всю свою карьеру в WRC Колин (он это сам признал) столько не занимался автомобилем, как за те восемнадцать дакаровских дней. На девятом этапе в Nissan отказала коробка передач, но тут вдруг выяснилось, что из-за террористической угрозы отменены последние два этапа. По условиям гонки, чтобы финиш был засчитан, надо было за двое суток своим ходом прийти на бивуак. Колин Макрей дошел!

Любой, кто там был, подтвердит: «Дакар» с первого раза не покоряется никому, потому если дошел, то уже победил.

Стоит ли удивляться, что Макрей вернулся на Черный континент и подтвердил — не на асфальте, а в дюнах! — репутацию самого быстрого пилота планеты, выиграв первые два этапа, но на шестом разбил машину...


После этого он попробовал жить без гонок и не смог: «Если я не вернусь в ралли в следующем году, то не вернусь никогда». Ралли — это WRC? Нет, «Дакар» не забыт, он значился в планах на будущий год (уже был подписан контракт с BMW X-Raid). Но 15 сентября 2007 года Колин Макрей сел за штурвал вертолета... Звезды не гаснут, но, случается, они падают.

«Четыре с половиной победы» Ари Ватанена

На звездном «Дакаре» — на том самом, где пилот первого прототипа Nissan Колин Макрей ждал «подметальщика», — Ари Ватанену, пилоту второго прототипа, преподнесли юбилейный торт со свечками: пятьдесят выигранных спецучастков — не шутка! Он, чемпион WRC и обладатель четырех бедуинов, тогда беспечно смеялся.

Может быть, потому что наверняка знал, что, как он сам напишет позже, «в любом случае, банановая шкурка ждет тебя за поворотом. И ты никогда не знаешь точно, где она...»


Но сравним: на WRC — одна золотая медаль, на «Дакаре» — четыре бедуина. Счет в пользу марафона. Значит ли это, что Ватанену в этой дисциплине победы давались легче, потому он и перешел сюда?


«Везунчик» Ари спустя четыре года после чемпионства на WRC попал в аварию, после которой само по себе было большой удачей встать на ноги, а он, после полуторагодичной реабилитации, пожаловал на «Дакар» и четырежды поднялся на его подиум. Правда, помимо триумфов пережил немало горьких минут (чего только стоил один украденный автомобиль, лишивший Ватанена, как он сам считает, еще одного бедуина).


Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему сюда пришел Ватанен и вернулся Макларен: «особая во многих смыслах гонка». В этой фразе все слова — ключевые.

«Летучий финн» Юха Канккунен

Третьим в Team of dream чемпионов WRC на звездном «Дакаре» был Юха Канккунен, который стал засматриваться на ралли-марафон, еще продолжая выступать в WRC.

Чемпионство улыбалось сдержанному финну широкой улыбкой не раз.

Его четырехкратное лидерство довольно долго оставалось непревзойденным, пока его рекорд не превзошли — сначала соотечественник Томми Мякинен, а затем Себастьен Леб.

Юха успел побывать за рулем многих раллийных авто — Toyota Celica, Peugeot 205, Lancia Delta, мимо него не прошли и Ford, Subaru, Hyundai... Что тут скажешь — «летучий финн».


К чему же еще и «Дакар»? А вот к чему... Юха появился на марафоне дважды.

Первые раз — когда шла очередная возня с трудоустройством в WRC (ушел от Lancia, собирался вернуться в Toyota, а итальянский менеджмент команды хотел взять своего соотечественника «Мики» Биазона — мы скоро к нему вернемся).

Вот в этот переломный момент Юха сел за руль подготовленного для «Дакара» Peugeot 205 и вместе со штурманом тезкой Юхой Пиироненом победил там. Кстати, несмотря на то, что экипаж финский, ни слова по-фински не произносилось, только английский — на «Дакаре», до него и после него).


За первым разом последовал второй (это и был тот самый звездный «Дакар»), тоже в переломный момент для Юхи — с WRC было покончено. Он сел за руль Volkswagen Touareg. И зря! До победного шествия по «Дакару» Touareg'у оставалось еще без малого четыре года (Volkswagen триумфально выиграет «Дакар» трижды, в том числе и благодаря еще одному чемпиону WRC Сайнсу-старшему, но о горьком вкусе его победы чуть позже).

Пока же только скажем: Юха сошел с марафона из-за поломки автомобиля. Возможно, Канккунен просто посидел тогда на горячем песке, вспомнил все свои случаи в WRC, когда он переходил из команды в команду из-за технических проблем и... В общем, ушел и не вернулся на «Дакар», который был не только приключением, но и лекарством от неудач (после победного «Дакара-1988» Юха еще дважды поднимался на подиум WRC). После этого и лед кажется не таким уж скользким...


Красноречивый «Мики»

Четвертым чемпионом на звездном «Дакаре» был Массимо Биазьон (это ему чуть было не отдали предпочтение на WRC топ-менеджеры Toyota вместо Юхи Канккунена). Он появился на ралли-марафоне тоже не вдруг. Гонщик, выигрывавший на WRC три четверти всех гонок (сам «Мики» называет эти годы золотыми), вдруг понял, что фортуна от него отвернулась (начались, говоря словами опять-таки самого «Мики», злоключения).


Биазьон рубанул с плеча про Escort RS Cosworth, на котором он пришел на ралли Монте-Карло восьмым: «Кусок дерьма!». Это было сказано публично, но ведущему пилоту Ford «откровенность» простили в надежде на результат, только его как раз-то и не было.

В конце концов Биазьон ушел по-тихому из WRC, пересел на грузовик в World Truck Championship («рейды всегда очаровывали меня», — скажет он позже), добился там двукратного чемпионства и только после этого — в отличие от Макларена, Канккунена и Ватанена — появился на «Дакаре».

Журналисты, не забывшие его красноречие, тут же устремились к нему: «Мистер Биазьон, назовете основных соперников Iveco?» — «Tatra, Hino, Mercedes, Renault». Журналисты переглядываются: «А КАМАЗ?» — «Я никого не забыл». Он уже готов спешить по неотложным делам, как его настигает вопрос: «Вы не собираетесь бороться за победу?».

Все предвкушают ответ а-ля Ford. Массимо Биазьон делает глубокий вдох: «Мы с камикадзе не сражаемся...»


Начало ралли-рейдов для «Мики» выглядело как прелюдия к новому триумфу: второе место на «Дакаре-2003» с Mitsubishi, но следом — сход, поломка, авария, переход из команды в команду, дольше всего Биазьон был за рулем Iveco...

Надо было подводить итоги. И «Мики» сделал это со свойственной ему выразительностью: «Дакар-2013 стал тринадцатым моим злоключением...» Что он сказал на прощание Де Рою на счет его тактики, история умалчивает.


Но была надежда на будущий «Дакар». 3 декабря, по сути накануне старта гонки, Массимо Биазьон оставил короткую запись на своем сайте: «К сожалению, я должен сказать вам, что не буду на „Дакаре-2014“. Orobica Raid Team не может дать мне Fiat Panda из-за отсутствия бюджета. Мне очень грустно, я так разочарован...»

«Некоронованный король» Маркку Ален

Но вернемся к звездному «Дакару-2005». На бивуаке совсем недалеко от грузовика «Мики» Биазьона был еще один грузовик, заслуживающий пристального внимания. За его рулем — Маркку Ален, «некоронованный король» WRC.

С одной стороны, он более всех заслуживает быть в «чемпионском» списке: Ален был лучшим еще тогда, когда чемпионский титул среди пилотов не разыгрывался, только Кубок FIA (1978), а его рекорд по выигранным СУ Леб (скоро мы дойдем и до него) сумел побить лишь четыре года назад. С другой стороны, чемпионом WRC Маркку пробыл только 11 дней, пока не был удовлетворен протест Peugeot и титул не ушел к соотечественнику Юхе Канккунену, который тоже был на звездном «Дакаре».


Ален тогда появился на марафоне уже второй раз (его дебют, как и Макларена, состоялся годом раньше). Что этому предшествовало? Жирная точка, поставленная на WRC. Маркку не меньше Юхи Канккунена, «отобравшему» у него чемпионство, фланировал из команды в команду: Ford, Fiat, Lancia, Subaru и, наконец, Toyota, в которой ему была отведена роль пилота №2 (пилот №1 — Сайнс, скоро мы дойдем и до него). А потом была авария (Ален к тому времени был за рулем Subaru Impreza) на ралли «Тысяча озер»...


Очевидно, Маркку расценил это как то, что лимит удачи на WRC исчерпан. «Самый дикий из всех диких финнов», как писал о нем один немецкий журнал, попробовал еще себя в DTM и ITCC, затем дважды на «Дакаре»... С него было довольно.

А если предположить, что Маркку Ален завоевал бы своего законного бедуина. Что тогда? Тогда, возможно, его судьба была бы похожа на судьбу чемпиона WRC Карлоса Сайнса...

«Крылья бабочки» Сайнса-старшего

Карлоса Сайнса на звездном «Дакаре-2005» не было. Он заявил о себе на ралли-марафоне позже, взойдя на подиум и подтвердив полученное еще на WRC прозвище «Матадор». Это был триумф Сайнса, двукратного чемпиона мира по ралли, и Volkswagen (вы еще не забыли, как мучился с Touareg'ом Юха Канккунен на звездном «Дакаре»?).

Итак, победа! Та, которой, скажем, не было на «Дакаре» ни разу ни у Маклайна, ни у Биазьона, ни у Алена.

И что же? После этого кто-нибудь выстлал перед Сайнсом ковровую дорожку? Чемпионство не страховочный полис, а миг удачи.

После «Дакара-2010», принесшего победу VW, испанский гонщик как новобранец ждал решения своей судьбы: «Я пошел, чтобы попытаться выиграть и получить наслаждение. Но мне 48 лет, и я уже давно протанцевал вокруг земного шара. Volkswagen примет решение — я над ним подумаю. Если оно будет отрицательным, то я не вижу, как можно самореализоваться. Отправиться в одиночку и разбить машину? Я никого не обманываю, но пока не знаю, куда отправлюсь в следующем году...»


Volkswagen предложил Карлосу должность советника, «летчика-испытателя». Если бы «Матадор» не был «Матадором», то он бы попытался «получить наслаждение» хотя бы от зарплаты. Но Карлос вернулся на «Дакар», с которого ушел Volkswagen, унесший с собой трех золотых бедуинов (2009–2011) и оставив в прошлом своих пилотов. Бизнес, это просто бизнес...

Насер Аль-Аттия и Де Вилье Жиньель вышли из ситуации без особых потерь, а для Карлоса Сайнса все было иначе: «Решение покинуть „Дакар“ было сделано за меня Volkswagen, но мое время для этого еще не пришло. Не секрет, что я рассматриваю возможности...»

Ситуация осложнялась наличием контракта с VW, принять предложение, скажем, немецкого же бренда Mini BMW Group это еще и вызвать конфликт интересов...

И все же Карлос вернулся в ралли-марафон, но тот встретил его сходами и травмами. На «Дакаре-2014» Сайнс поехал во вновь созданной команде Red Bull SMG Rally Team на багги, его штурманом стал экс-чемпион мира Тимо Готшалк. Иллюзий у Карлоса не было: «Наша цель — довести машину до финишной черты. Мы можем быть быстрым или медленным, но мы не должны останавливаться...»


Сайнс и не останавливался. Лидировал на четвертом этапе. А на шестом уже понял, что для него «ралли закончено», можно лишь пытаться выиграть отдельные этапы. Но и план Б потерпел фиаско: на девятом этапе у багги сломалась подвеска, но Карлос добрался до бивуака, на десятом поторопился и — сход...


Второй год подряд до финиша не добраться! И все же Карлос Сайнс вернулся на «Дакар». Опять и снова. Зачем? Ответ у него самого: «Чтобы участвовать в „Дакаре“, нужно действительно создать что-то особенное, потому что сама по себе гонка уникальная. Сначала не чувствуешь волнения, но нервы дадут о себе знать за день до старта. Это нормально — накануне марафона вдруг почувствовать, что у тебя в животе как будто бабочки трепещут крыльями...»

«Сотни штрафных часов» Себастьена Леба

На том, далеко не самом удачном для Карлоса Сайнса «Дакаре-2014», его навестил Себастьен Леб. Что он тогда увидел, стоя на бивуаке рядом со своим коллегой Сайнсом? Бывшим коллегой, если вести речь о WRC. Будущим — если иметь ввиду звездную заводскую команду Peugeot, готовящуюся в эти дни к «Дакару-2016».


Что бы он там, на «Дакаре-2014», не увидел и что бы не подумал, но он оказался вместе с Сайнсом на ралли-рейде «Марокко» — генеральной репетиции перед «Дакаром-2016».

Дебют Леба не назовешь спонтанным. Алгоритм ухода в ралли-рейды, который Себастьен взялся испробовать на себе, популярен в WRC.


Но песчаные эрги Сахары вывели имена победителей ралли — фамилии Леба там нет, впрочем, как и Сайнса. Лебу в Марокко фатально не везло: он дважды пытался разбить свой Peugeot 2008 DKR16 и это ему почти удалось, равно как и накопить сотни штрафных часов.


Сайнсу-старшему не повезло в той же степени, что и Лебу. Несмотря на лидерство в двух этапах, на предпоследнем зафиксирован сход. Эту неудачу можно списать на обновленный прототип, а можно и на закон парных случаев, ведь к неприятностям Сайнса-старшего добавилась авария Сайнса-младшего на «Формуле-1» в Сочи.

Это не помешало Карлосу найти во всем происходящем позитивный заряд: «Сегодняшний результат означает, что наша работа идет в правильном направлении. Но быть первым нелегко...”


Лучше, пожалуй, не скажешь: «Дакар. Идеальный брак между человеком и машиной».

Все так, но задолго до «Дакара» Лев Толстой заметил: «сколько сердец — столько родов любви». А ей, этой любви, случается и быть безответной. Особенно если это марафон.


Фото: из открытых источников. Инфографика автора.







Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.