Угоны века. Peugeot 405T16. Угон или обман?

Эта история началась еще в конце 1987 года. На одном из предгоночных совещаний с членами команды Peugeot, посвященном предстоящему рейду «Париж-Алжир-Дакар», руководитель французского коллектива Жан Тодт четко и жестко озвучил установку — за победу будут сражаться те, кто стартуют на новых Peugeot 405t16, а экипажи на 205-ых обязаны им в этом помогать и не более того.

Эта история началась еще в конце 1987 года. На одном из предгоночных совещаний с членами команды Peugeot, посвященном предстоящему рейду «Париж-Алжир-Дакар», руководитель французского коллектива Жан Тодт четко и жестко озвучил установку — за победу будут сражаться те, кто стартуют на новых Peugeot 405t16, а экипажи на 205-ых обязаны им в этом помогать и не более того.

Старт марафону был дан 1 января 1988 года в Версале — шестьсот три участника отправились в долгое трехнедельное приключение…

Гонка шла своим чередом. Спецучасток под «несчастливым» номером 13 привел гонку в город Бамако, столицу Республики Мали, что в Западной Африке.

В 7 часов 15 минут утра в одном из номеров отеля, в котором остановились участники ралли-рейда «Дакар» раздался звонок. Сонный постоялец поднял трубку. «Мсье Тодт? Простите пожалуйста за столь ранний звонок. Это консьерж. С вами хотят поговорить по очень важному вопросу…» Затем последовало несколько переадресаций — консьерж соединил руководителя команды Жана Тодта с человеком, который соединил его с другим человеком, а уже тот с каким-то европейцем, который сказал следующее: «Автомобиль Ватанена находится у нас. Через пятнадцать минут приезжайте на такси к SOMEPAC и привезите 25 миллионов франков наличными».

Такое могло случиться только на «Дакаре»! Но ничего не поделаешь — решать-то проблему как-то надо. В этот момент первый пилот Peugeot Ари Ватанен уверенно лидировал в гонке и тут на тебе…

25 миллионов франков сумма немаленькая, но с точки зрения бюджета команды — смешная. Впрочем Тодт решил пойти на принцип и не выплачивать деньги. Команда отправилась на поиски угнанного автомобиля.

Ночная стоянка автомобилей участников «Дакара» была организована на стадионе, который представлял собой проходной двор — местные жители могли свободно гулять между машинами. В четыре часа утра кто-то сел за руль Peugeot 405 turbo 16 Ватанена и выехал с территории. Это никого не удивило — все решили, что механики отправились проверить машину перед стартом очередного дня гонки. Но автомобиль обратно не вернулся.

Оперативные поиски увенчались успехом — через два часа «четыреста-пятый» нашли в целости и сохранности в дюнах в пяти километрах от аэропорта. Ари Ватанен сел за руль и отправился в гонку. Правда не без осложнений — по понятным обстоятельствам он не успел стартовать в положенное время. По правилам при опоздании более чем на полчаса экипаж подлежал дисквалификации. Но… финну разрешили продолжить гонку! Хитрый и дальновидный босс Peugeot Жан Тодт еще во время поисков заручился обещанием организаторов — они дали слово, что том в случае, если машина будет найдена, то Ватанен продолжит гонку как будто ничего не случилось. Казалось, что все в порядке, ситуация разрешилась наилучшим образом и Ари устремился к победе. Но не тут-то было…

Столь наплевательское отношение организаторов к правилам и особое положение Peugeot не могло не вызвать недовольства других участников гонки. Допуск Ватанена к старту стал причиной целой волны протестов. 14-ый спецучасток Ари едет «под протестом», на 15-ом его снимают с дистанции, но Тодт подает апелляцию. У него просто не было выбора — помните предстартовое совещание и поставленную перед командой задачу? Если Ватанена снимут, то 405-ый точно не одержит победу, ведь к этому моменту пилот второго автомобиля нового поколения Анри Пескароло уже успел перевернуться, откатившись во второй десяток участников.

И тут подтянулась тяжелая артиллерия. На пути Ватанена, Тодта и всей команды встал всемогущий Президент FIA и FISA Жан-Мари Балестр. Формально он не имел никакого отношения к судейству «Дакара», но будучи главным автоспортивным чиновником мира решил навести порядок в скандальной ситуации. На протяжении нескольких дней Балестр давил на организаторов ралли-марафона, требуя исключить экипаж Ватанена. Он поругался с Тодтом и обозвал его «Наполеном пустыни». На что Тодт тут же заявил, что лучше быть «Наполеоном пустыни», чем «Бокассой автоспорта» — сравнить Балестра с африканским диктатором-людоедом мог позволить себе только очень смелый человек!

Юха Канкунен

Тем не менее, Тодт был вынужден признать поражение и снять Ватанена с гонки на предпоследнем спецучастке гонки. Но Жан отомстил и организаторам, и Балестру, устроив настоящее представление. Автомобиль дисквалифицированного экипажа погрузили в фургон и отвезли к финишному подиуму. Когда дело дошло до награждения победителя «Дакара», которым стал формально третий пилот команды Юха Канккунен, экипаж-победитель проехал подиум без остановки, полностью проигнорировав ожидающих его официальных лиц. В этот момент из фургона выкатили Peugeot 405 Ватанена и теперь уже Ари въехал на подиум! Финн вылез из машины и сел на крышу. Туда же взобрались Тодт и Канккунен, после чего все трое выпили по стакану молока — по традиции Ватанен так отмечает свою победу. Команда назвала это «чествованием морального победителя».

И все бы хорошо, но каково было участвовать в этом пусть не «моральному», а настоящему победителю марафона? Юха Канккунен известен своим непростым характером, а в ситуации, когда команда, наплевав на его заслуженную победу, чествует дисквалифицированного Ватанена, любой бы почувствовал себя обделенным вниманием. Кстати, это был первый и последний старт Юхи за команду Peugeot в ралли-рейдах…

Штурман же Канккунена Юха Пииронен и вовсе не стесняется рассказывать историю «угона» машины Ари Ватанена совсем в ином ключе! Впрочем, эта альтернативная версия произошедшего впервые была озвучена итальянскими журналистами еще во время гонки. По мнению журналистов и Пииронена, двигатель автомобиля Ватанена был неисправен, а починить его в отведенное время команда попросту не успевала. Поэтому механики намеренно увезли Peugeot, чтобы нелегально заменить мотор. А после ремонта собирались спокойно «вернуть» якобы угнанный авто.

В пользу этой версии говорит тот факт, что представить себе африканца за рулем заводского боевого Peugeot попросту невозможно, это бы привлекло всеобщее внимание. Европейцев же среди местных жителей не было.

Итак, угоняли или не угоняли Peugeot 405 turbo 16 лидера ралли-рейда «Дакар» 1988 года? Четкого ответа на этот вопрос не даст никто. А вы как думаете, дорогие читатели?

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.