То, что происходило в прошедшее воскресенье на трассе в Интерлагосе, невозможно классифицировать никакими привычными терминами: это был полный провал этапа в начале и совершенно феноменальное завершение Гран-при благодаря отчаянному прорыву Макса Ферстаппена.
В прошлом году на этапе в Бразилии судьба чемпионского титула уж была решена, поэтому в первых рядах стартового поля напряжение, по сути, отсутствовало. Год назад Росберг выиграл поул и выиграл гонку, при этом гонка была сухая.
В этом году все складывалось совершенно иначе. Хэмилтону нужен титул, и с каждой гонкой, несмотря на его победы, титул ускользает все дальше. Теперь, чтобы стать чемпионом, Льюису остается отыграть 12 очков, а это значит, что на финальном этапе в Абу-Даби ему нужно выиграть гонку при условии, что Росберг финиширует не выше 4-го места. Реально ли это? Посмотрим.
С другой стороны, кажется, будто Хэмилтон уже расслабился и даже отпустил от себя эту проблему, по крайней мере, выиграв в Интерлагосе, он заявил на подиуме, что сейчас именно эта победа для него самая главная — так как он еще ни разу здесь не побеждал, а о судьбе чемпионата он подумает потом.
Вообще, что касается Интерлагоса, вполне возможно, что в следующем году Гран-при Бразилии может и вообще не быть. По крайней мере. Берни Экклстоун заявил, что он это вполне допускает — несмотря на то, что контракт на проведение Гран-при подписан до 2020 года.
Трасса в Бразилии была построена в 1940 году, она довольно короткая — 4309 метров, но при этом довольно сложная, хотя и подразумевает достаточное количество мест для обгона. Формула 1 проводится здесь начиная с 1972 года, но лишь с 1990-го стала проходить здесь на постоянной основе. В этом году официально состоялся 44 Гран-при Бразилии. Вообще прошедший уикенд просто изобиловал круглыми числами, но самыми красивыми были — 800-е Гран-при в истории команды McLaren и 60-й поул в карьере Льюиса Хэмилтона.
За две недели, прошедшие с момента последнего этапа на автодроме братьев Родригес в Мексике, успели закрыться практически все вакансии на 2017 год, не подтвержденными остались лишь пилоты в Manor и Sauber. Паскаль Верляйн в полном смысле слова пролетел c Force India: Нико Хюлькенберг подписал контракт с Renault, но на его освободившееся место взяли не Верляйна, а Эстебана Окона.
Фелипе Масса, как уже было давно объявлено, заканчивает свою карьеру в Ф1, и его место купил канадский миллиардер Лоуренс Стролл для своего сына Лэнса, по разным сведениям, за сумму от 40 до 80 млн долларов. Haas в дополнение к Грожану подтвердили Кевина Магнуссена, и многих удивил этот выбор датчанина. Дело в том, что в следующем сезоне у Renault есть все шансы очень хорошо показать себя в Формуле 1 на совершенно новых (а не обновленных) моторах, но, видимо, Магнуссен предпочел двухлетний контракт в слабой команде годовому контракту в более сильной.
Что касается Mercedes, Ferrari, Red Bull и Toro Rosso, то там все остается без изменений.
Как всегда, Формула 1 преподнесла очередной пример закулисной борьбы. Ferrari вдруг подали очередной протест против начисления Себастьяну Феттелю 10 секунд по итогам Гран-при Мексики, а Даниэль Риккардо прокомментировал это таким образом, что будь он на месте Феттеля, то убедил бы команду принять штраф и двигаться дальше. «Я считаю, что все споры должны заканчиваться в полночь после гонки», — сказал он.
В очередной раз отличились и в Mercedes. Незадолго до старта уикенда Тото Вольфф позвонил отцу Макса Ферстаппена, попросив, по информации из СМИ, чтобы Макс вел себя на треке поспокойнее, дабы не испортить пилотам Мерседеса борьбу за титул.
Впрочем, внутри команды руководство повело себя немного иначе, сообщив своим пилотам, что те теперь могут спокойно сражаться за титул.
Итак, пятничные тренировки прошли по жаркой и сухой погоде: температура воздуха достигала 30 градусов, однако метеорологи обещали, что к воскресенью ситуация кардинально изменится. И вправду: в субботу было уже лишь +20, но прогнозируемый на квалификацию дождь так и не пошел. Тем не менее было достаточно других неожиданностей, например, 8-е время Джолиона Палмера в третьем сегменте, 8-е место Алонсо во втором сегменте и 7-й результат Ромэна Грожана, прошедшего в третий сегмент квалификации.
Поул-позиция досталась Льюису Хэмилтону, который показал лучшее время уикенда в 1.10.736, привезя 0,1 секунды Росбергу. До последнего момента третье место принадлежало Максу Ферстаппену, и все уже предвкушали, как на старте он будет атаковать Росберга, но тут Кими преподнес огромный сюрприз, показав третий результат и уступив Хэмилтону чуть больше полсекунды. Любопытно, что после бразильской квалификации Кими уровнял счет со своим партнером по команде: у них теперь 10/10 по квалификациям, а вот Льюис ведет со счетом 11/9. Даниил Квят, в свою очередь, переквалифицировал Карлоса Сайнца и стартовал с 7-го ряда вместе с Фелипе Массой.
Впрочем, все эти расстановки имели смысл только в случае старта гонки с места, а не из-под сейфти-кара, а вот это уже решала погода.
Уже с самого утра воскресенья было понятно, что пилотов ожидает дождевая гонка. Чарли Уайтинг до последнего допускал возможность старта без машины безопасности, однако сначала старт отложили на 10 минут, а затем все же объявили о необходимости сейфти-кара.
Происшествия начались даже до старта: еще на формировочном круге Ромэн Грожан попадает в лужу, машину разворачивает и выносит в стену, так что полностью оказывается разбита подвеска. Это первый сход в, пожалуй, самом непредсказуемом Гран-при этого года.
Машина безопасности выводит гонщиков на первый из семи кругов «безопасности», но по прогнозу дождь будет продолжаться, и через некоторое время даже усилится. Любопытно, что сейчас упорно ходят разговоры об изменении регламента в пункте относительно рестарта гонки в условиях дождя. Многие пилоты не любят старты за SC, поэтому просят, чтобы после ухода машины безопасности старт давался все же с места, хоть и по укороченной процедуре. Руководство чемпионата обещало рассмотреть эту возможность и, вполне вероятно, внедрить ее с 2017 года.
Тем не менее все первые круги пилоты отмечали практически нулевую видимость и большое скопление воды в нескольких поворотах, особенно в пятом и последнем. Но на седьмом круге SC уходит на питлейн, гонка начинается, и Льюис Хэмилтон сразу создает себе вполне комфортный отрыв от Нико Росберга. И тут начинается самое интересное: Макс Ферстаппен при первой же возможности атакует Кими Райкконена и оказывается на третьей позиции. Три круга пилоты проходят в боевом темпе, но уже на 11-м круге происходит первый разворот — у Феттеля, а на 13-м — серьезная авария у Маркуса Эриксона, который разбивает машину после наезда на белую (и, видимо, очень скользкую) линию разметки. На трассу вновь выходит автомобиль безопасности. Ферстаппен успевает заехать на пит-стоп, чтобы сменить резину, и сразу после него закрывают въезд на питлейн, так что следовавший за ним Риккардо попадает уже под красный сигнал и получает 5-секундный штраф.
К 20-му кругу объявляют рестарт, и тут Себастьян Феттель произносит практически пророческие слова: «Нужно остановить гонку — сколько нужно аварий, чтобы они вывесили красный флаг?». И буквально одновременно с этим радиоперехватом на стартовой прямой происходит еще одна серьезная авария: Кими Райкконену не удается поймать машину на срыве в скольжение, и Ferrari летит от стенки к стенке, оставляя после себя целый хвост осколков. Судьи вывешивают красные флаги: убрать разбитую машину, не остановив гонку, не представляется возможным.
Тем временем судьи выдают первые штрафы: 5 секунд Фелипе Массе за обгон Эстебана Гутьерреса до ухода машины безопасности и 5 секунд Риккардо за заезд на закрытый питлейн.
Пауза на уборку обломков продолжалась почти полчаса, затем вновь был объявлен рестарт. На рестарте сразу произошла еще одна авария, которая имела существенные последствия для обоих участников: Джолион Палмер налетел сзади на машину Квята, и в итоге сам был вынужден после этого остаться в боксах, и испортил гонку Даниилу, машина которого также была повреждена.
На 28-м круге гонку вновь останавливают красными флагами — на этот раз по погодным условиям. Зрители на трибунах возмущены, громко свистят и жестами требуют возобновить Гран-при. Однако Чарли Уайтинг объявляет, что рестарт будет дан в 16.02 по местному времени. И вновь пилоты возвращаются на трассу за автомобилем безопасности.
Начинает казаться, что это самая бесцельная трата времени и самый бестолковый Гран-при за всю историю королевских гонок, и больше от этого этапа ждать нечего. Все подсчитывают, сколько очков получат пилоты в разных ситуациях, и какие шансы остаются у Хэмилтона на титул при зачете лишь в половину очков. И тут началось то, что сделало Бразилию одним из самых невероятных Гран-при за этот сезон…
Макс Ферстаппен начал атаковать Нико Росберга сразу же, как только вывесили зеленые флаги, и сделал это весьма успешно. Поднявшись на второе место, он начал увеличивать отрыв от немецкого пилота, но затем ошибся, вошел в поворот в дрифте, поймал все же машину и возобновил гонку на том же втором месте.
Хюлькенберг начинает атаковать Верляйна и в итоге проходит его, Феттель также начинает отыгрывать позиции. Вторая позиция Ферстаппена продлилась недолго: он в очередной раз сворачивает в боксы, чтобы поменять покрышки, причем это была совершенно никому не нужная операция, стоившая голландцу, возможно, не только второго места, но и победы в гонке.
Следом за Ферстаппеном ошибается и Росберг, но также ловит машину, а вот затем несчастье случается и с Массой: на 48-м круге он попадает в аварию и разбивает машину там же, на стартовой прямой. На трассе вновь сейфти-кар. Фелипе вылезает из разбитой машины и пешком идет в сторону боксов: кто-то приносит ему флаг Бразилии, он приветствует своих болельщиков и не стесняется своих слез. Потом все скажут, что это был самый эмоциональный момент гонки.
На 55-м круге дают рестарт, но от четырех часов, разрешенных регламентом для проведения Гран-при, остается уже слишком мало времени, и теперь все гадают: успеют ли пилоты проехать всю дистанцию, или этап остановят раньше?
Молодой голландец ухитряется не просто прорваться в Топ-10, а затем и в Топ-5, опережает Феттеля, затем отчаянно атакует Переса на третьей позиции и отвоевывает ее!
Таким образом, из-за аварии Кими Райкконена и благодаря подиуму Ферстаппена Red Bull, который в начале сезоне и не помышлял о высоких местах в Кубке конструкторов, оказывается на втором месте, безнадежно задвинув Феррари, а ведь еще весной Арривабене заявлял, что в качестве своего соперника они видят только Mercedes.
Вообще надо сказать, что Red Bull стратегически абсолютно провалили эту гонку — несмотря на те чудеса, которые творили в Интерлагосе их пилоты, а ведь оба могли быть на подиуме! По ходу Гран-при они совершили 3 (!) дополнительных пит-стопа, в то время как Mercedes уложился только в те возможности, которые им дважды подарила остановка гонки под красными флагами.
Тем не менее случилось как случилось. Льюис Хэмилтон выиграл свою первую гонку в Бразилии и 52-й Гран-при в карьере, и теперь он опережает по количеству побед самого Алена Проста, у которого их на одну меньше. Сумеет ли он когда-нибудь догнать Михаэля Шумахера — вопрос, ведь у Шумми их ровно на 40 больше.
Росберг пришел вторым, а Макс Ферстаппен вновь оказался на третьем месте подиума, но на этот раз никто его оттуда не прогнал. Он был признан лучшим пилотом Гран-при Бразилии, и с этим на самом деле сложно поспорить. И он же показал лучший круг в гонке.
Финальный этап состоится в Абу-Даби 26–27 ноября.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. Л. Хэмилтон | Mercedes | 3:01.01.335 | 101.393 | 2 |
2. Н. Росберг | Mercedes | +11.455 | 101.287 | 2 |
3. М. Ферстаппен | Red Bull | +21.481 | 101.193 | 5 |
4. C. Перес | Force India | +25.346 | 101.157 | 2 |
5. С. Феттель | Ferrari | +26.334 | 101.148 | 3 |
6. К. Сайнс | Toro Rosso | +29.160 | 101.122 | 2 |
7. Н. Хюлкенберг | Force India | +29.827 | 101.116 | 3 |
8. Д. Риккардо | Red Bull | +30.486 | 101.110 | 5 |
9. Ф. Наср | Sauber | +42.620 | 100.997 | 2 |
10. Ф. Алонсо | McLaren | +44.432 | 100.980 | 3 |
11. В. Боттас | Williams | +45.292 | 100.972 | 4 |
12. Э.Окон | Manor | +45.809 | 100.967 | 2 |
13. Д. Квят | Toro Rosso | +51.192 | 100.918 | 4 |
14. К. Магнуссен | Renault | +51.555 | 100.914 | 4 |
15. П. Верляйн | Manor | +60.498 | 100.832 | 3 |
16. Д. Баттон | McLaren | +81.994 | 100.634 | 5 |
Источник: Drom.ru