Трасса Судзука, на которой Гран-при Формулы 1 проходит с 1987 года, была разработана английским архитектором Джоном Хугенхольцем и изначально была построена в 1961 году как тестовый автодром компании Honda. Именно поэтому здесь традиционно болеют за Honda и особенно чувствительно воспринимают все их победы и поражения.
Гран-при проводились здесь не все время. После того как Германом Тильке была модернизирована трасса Фуджи, принадлежащая концерну Toyota, дважды Гран-при проходили там — в 2007 и 2008 годах, но затем вновь переехали в Судзуку.
Автодром в Судзуке один из самых необычных, и уже точно единственный двухуровневый в календаре Формулы 1, спроектированный в форме восьмерки. В девятом повороте трасса делает поворот практически под прямым углом и уходит под мост, по которому пилоты затем возвращаются в сторону стартово-финишной прямой. Несмотря на то, что трасса Суздука — одна из самых длинных в календаре Формулы 1, она одна из самых «затычных» и техничных, здесь мало разгонных прямых, зато целых 18 поворотов. Необычна также и лента шикан: пять поворотов следуют один за другим в форме «S»-ки сразу после спаренных первого и второго поворота, а те, в свою очередь, открываются после длительного спуска стартовой прямой.
Судзука славится своими авариями. Именно здесь произошли два громких столкновения между Простом и Сенной, здесь опасно вылетел в прошлом году Даниил Квят, здесь два года назад произошла смертельная авария Жюля Бьянки. Именно поэтому все пилоты и все команды подходят к Гран-при Японии особенно внимательно.
Еще Судзука в частности и Япония в целом славится своими болельщиками. Японские фанаты стали любимой темой многих пилотов, которые рассказывали о том, как терпеливо местные болельщики ждут своих кумиров, с каким почитанием они готовят и вручают им подарки, в каких костюмах они приходят болеть на автодром и сколько детей притаскивают вместе с собой в надежде, что те тоже когда-нибудь станут великими гонщиками.
Еще до начала уикенда были сделаны различные предсказания по поводу результатов японского этапа. Предположения были разные: победу прочили и Мерседесам, т.к. они в чемпионате самые сильные, и Ferrari — так как Себастьян Феттель четырежды побеждал в Японии, и даже Ред Буллу — потому что двигатели на Судзуке не самое главное. Честно говоря, и квалификация еще раз доказала тот факт, что шасси и правильные настройки на японской трассе весьма важны. И хотя оба Мерседеса квалифицировались первыми, разница между ними и двумя Ред Буллами, оккупировавшими второй ряд стартовой решетки, оказалась минимальной. Пятое и шестое поля заняли Ferrari.
Однако традиционно перед стартом некоторые гонщики получили штрафные позиции и перекочевали глубже в пелотон. Прежде всего штраф в три позиции получил «неуправляемая четырехкратная торпеда», как его назвал Нико Росберг, Себастьян Феттель — за столкновение с немцем на предыдущем Гран-при в Малайзии. При этом сам Феттель, переместившийся на 6-е место, и яро осуждавший в Сочи за аналогичное опасное вождение Даниила Квята, совершенно не готов понимать, за что его наказали. «Ведь я просто боролся за позицию», — сказал он.
Любопытно, что накануне Маурицио Арривабене через интервью намекнул Феттелю, что тому придется приложить некоторые усилия для продолжения карьеры в Ferrari, а с учетом того, что у немца контракт заканчивается в 2017 году — как и у Райкконена, то через год нас может ждать полное обновление состава пилотов у Красной команды.
Также вглубь пелотона переместился и Кими Райкконен, получивший штраф в 5 позиций за смену коробки. Идентичный штраф за смену коробки получил и Паскаль Верляйн, который стартовал 21-м. Дженсону Баттону заменили силовой агрегат, он получил штраф в 35 позиций и закрывал пелотон. Квят и Сайнц стартовали 13-м и 14-м соответственно. Благодаря двум штрафам у Ferrari Ферстаппен и Риккардо переместились на второй ряд грида, и было интересно, как они сумеют распорядиться таким подарком.
Гран-при Японии был очень важен для Льюиса Хэмильтона, который проигрывал Росбергу 25 очков после того, как в Сепанге у него взорвался мотор, и он был вынужден закончить гонку. Льюис проиграл в квалификации Росбергу всего 0,013 секунды, что, по вычислениям Алексея Попова, составляло 82 см применительно к средней скорости. Тем не менее, Хэмильтон ухитрился потерять на старте намного больше, откатившись сразу со второй позиции на восьмую.
«Я не вполне понимаю, что произошло на старте, — впоследствии скажет британец, — моя сторона трассы оставалась влажной, возникла пробуксовка, но это было лишь начало проблем. Посмотрим, что скажут инженеры».
Тем не менее поклонники Формулы 1 очень быстро «состряпали» карикатуру, в которой объяснили свою точку зрения на происшедшее:
Вся эта история началась еще в четверг накануне гонки, когда Хэмильтон обиделся на журналистов, которые обиделись на него. Дело в том, что Льюис на пресс-конференции развлекался со своим смартфоном, что было расценено прессой как неуважение (впрочем, и правильно расценено).
Итак, Хэмильтон на старте теряет 6 позиций, зато Ферстаппен прорывается вперед и плотно обустраивается на втором месте позади Росберга. Риккардо также проваливается до 5-го места, пытается бороться, но в этот раз оказывается недостаточно конкурентоспособным.
Вообще всю гонку на Судзуке можно охарактеризовать двумя основными темами: шинная тактика и борьба с круговыми. Что касается шин, то здесь было довольно много вариантов — от тактики с одним пит-стопом в случае использования двух комплектов хард до вариантов с двумя и даже с тремя пит-стопами.
Именно благодаря шинной стратегии и стратегии пит-стопов (помимо собственной скорости и целеустремленности) Хэмильтон сумел отыграть несколько позиций и подняться в результате до третьего места — как и Росберг на предыдущем Гран-при. И британцу не хватило буквально одного-двух кругов, чтобы финишировать вторым: Макс Ферстаппен отбил несколько атак, и последний раз слишком жестко, чем вызвал письменный протест от команды Mercedes (впрочем, быстро отозванный) и небольшую поучительную лекцию от Чарли Уайтинга.
Также из-за тактики с одним пит-стопом оба Вильямса приехали в очках — Масса и Боттас на 9-м и 10-м местах соответственно. Стратегический просчет команды Ferrari закончился для Феттеля четвертым местом вместо возможного бронзового подиума: сначала в команде «проспали» пит-стоп Хэмильтона, а затем и вовсе обули Себа в софт, который на последнем отрезке себя совершенно не оправдал.
Что касается круговых, то это естественная болезнь каждой «затычной» трассы, где катастрофически мало возможностей для обгона и зон для открытия DRS. Собственно, большинство пилотов выступают на этой трассе не в первый раз, и знают, к чему готовиться, тем не менее у особо нервных это вызывает традиционный приступ раздражения, выплескивающегося в эфир командного радио. Традиционно больше всего на круговых жаловались Феттель и Ферстаппен, чем и заслужили очередную порцию «троллинга» в интернете.
Хуже всего Гран-при Японии обернулось для McLaren-Honda : Алонсо финишировал лишь 16-м, Баттон и того хуже — 18-м.
Карлос Сайнц пересек финишную черту 17-м. Даниил Квят финишировал 13-м, сохранив свою стартовую позицию.
— Учитывая нынешние возможности болида, сейчас все обстоит именно так. Нужно принять то, что для борьбы за позиции нашему болиду не хватает скорости на прямых. Сегодня я оставил всего себя на трассе, но поскольку в гонке не было ни сходов, ни машин безопасности, мы финишировали там же, где и стартовали. К сожалению, таковы на данный момент наши возможности. Это расстраивает, но нам, по крайней мере, удалось оставить позади «Макларен» и один из болидов «Рено». Конечно ситуация не идеальная, но что есть, то есть, — сказал российский пилот в интервью Motorsport.
Победа в Гран-при досталась Нико Росбергу, который с самого начала вырвался вперед и сумел сохранить лидерство. Благодаря этому его разрыв с Льюисом Хэмильтоном, финишировавшим третьим, составил уже 35 очков. Зато победный дубль в гонке двух пилотов Mercedes принес команде досрочную победу в Кубке производителей. Второе место занял Макс Ферстаппен. Как бы ни хотелось проводить сравнение в пользу Даниила Квята, видно, что для команды Ферстаппен намного более полезен.
Что касается того, сумеет ли Хэмильтон побороться за чемпионство в этом сезоне, то чисто математически шансы у него пока сохраняются, хотя теперь ему придется сложновато. Однако Тото Вольфф считает, что подобные сложности только на пользу британскому пилоту.
Pos | Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
1 | Н. Росберг | Mercedes | 15:26.43.333 | 212.728 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +4.978 | 212.524 | 2 |
3 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +5.776 | 212.492 | 2 |
4 | С. Феттель | Ferrari | +20.269 | 211.902 | 2 |
5 | К. Райкконен | Ferrari | +28.370 | 211.574 | 2 |
6 | Д. Риккардо | Red Bull | +33.941 | 211.349 | 2 |
7 | C. Перес | Force India | +57.495 | 210.403 | 2 |
8 | Н. Хюлкенберг | Force India | +59.177 | 210.336 | 2 |
9 | Ф. Масса | Williams | +97.763 | 208.805 | 1 |
10 | В. Боттас | Williams | +98.323 | 208.782 | 1 |
11 | Р. Грожан | Haas | +99.254 | 208.746 | 2 |
12 | Д. Палмер | Renault | +1 круг | 208.051 | 1 |
13 | Д. Квят | Toro Rosso | +1 круг | 207.811 | 2 |
14 | К. Магнуссен | Renault | +1 круг | 207.427 | 1 |
15 | М. Эриксон | Sauber | +1 круг | 207.397 | 1 |
16 | Ф. Алонсо | McLaren | +1 круг | 207.312 | 2 |
17 | К. Сайнс | Toro Rosso | +1 круг | 207.277 | 2 |
18 | Д. Баттон | McLaren | +1 круг | 207.140 | 2 |
19 | Ф. Наср | Sauber | +1 круг | 206.792 | 1 |
20 | Э. Гутьеррес | Haas | +1 круг | 206.672 | 2 |
21 | Э. Окон | Manor | +1 круг | 206.588 | 2 |
22 | П. Верляйн | Manor | +1 круг | 205.810 | 2 |
Лучший круг: Себастьян Феттель (Ferrari) 1:35.118 (36 круг, 219.781 км/ч).
Источник: Drom.ru