Ferrari Racing Days никак невозможно сравнить с Королевскими гонками, потому что это нечто особенное. НЕ автогонки, но автоспорт, ибо понятие «спорта» намного шире. Не шоу, но праздник, ибо только во время праздника чувствуешь себя полноценным и «жданным» гостем. Событие, объединившее в себе соревнование, презентацию, тест-драйвы, выступление команд и многое другое в любом случае было бы обречено на успех, но когда речь заходит о Ferrari — здесь градус поднимается до максимума. Красные машины, жара и Сочи — что может быть прекраснее?
Некоторое время тому назад я была на аналогичном событии в Испании, когда во время «Мировых финалов» гоночной серии Ferrari Challenge проводился праздник для клиентов Ferrari. Я помню невероятное впечатление от паддока автодрома в Валенсии, где не было свободного места от Ferrari всех мастей. Конечно, среди моря красного встречались и пятна другого цвета, но все же “Ferrari red” у этих автомобилей встречается намного чаще, да и идет им намного больше.
Отправляясь в Сочи, я понимала, что российский курорт вряд ли сможет повторить «красный паддок», и в целом не ожидала фурора, но этого и не требовалось. Ferrari Racing Days стали знаковым событием для России, а то, что происходило на трассе и в паддоке — было полноценным фестивалем красоты и автоспорта, который собрал за два дня совершенно удивительные для курортного города в это время года 20 тысяч зрителей.
Безусловно, главное происходило на трассе автодрома. В плотное двухдневное расписание сумели вписаться сразу несколько событий, начиная с клиентских тестов редких автомобилей серии XX и заканчивая четырьмя гонками Ferrari Challenge, которые являются одной из составляющих Ferrari Racing Days. Вдобавок специально для зрителей команда Ferrari провела прямо перед трибунами показательные питстопы с участием формульных болидов, а пилот Ferrari Andrea Bertolini, который в свое время выступал в гонках за команду SMP Racing, совершил несколько демокругов на формульной Ferrari F10.
Ferrari Challenge — это вполне самостоятельная гоночная серия, которая проводится с 1993 года. Изначально она была задумана для клиентов Ferrari в качестве клубной гонки, однако со временем переросла в полноценное соревнование, которое состоит из двух событий: Trofeo Pirelli для профессиональных пилотов и Coppa Shell для джентльмен-драйверов.
Во время гоночного уикэнда проходит по две гонки в каждом кубке, и по две квалификации, отвечающие за расстановку на гриде. В российском этапе в составе пилотов Trofeo Pirelli участвовало сразу два пилота SMP Racing — победитель Чемпионата мира по эндурансу (WEC) 2015 года в категории LMGTE Am Алексей Басов и вице-чемпион SMP F4 2015 Владимир Атоев.
Обе гонки сложились для наших спортсменов весьма удачно. И если Алексей Басов сумел завоевать в профессиональном зачете первого заезда бронзовую награду, то Владимир Атоев, как новичок серии, выступавший в категории Ам, дважды поднимался на первую ступеньку подиума! И Борис Романович Ротенберг, приехавший в Сочи в том числе для участия в пресс-конференции по поводу открытия Академии SMP Racing, не только вручал призы пилотам, но и сам поднялся на победный подиум в качестве руководителя команды.
В воскресенье незадолго до второй гонки Trofeo Pirelli на площади перед Главной трибуной, проходила автограф-сессия пилотов программы SMP Racing. В Сочи приехали практически все, включая Виталия Петрова, который в этом году выступает в Чемпионате мира по Эндурансу (WEC) в составе экипажа на российском прототипе BR01, его сокомандников Кирилла Ладыгина и Виктора Шайтара, а также молодых пилотов программы. Не сумел приехать только Михаил Алешин, выступавший в эти дни на этапе Индикар в канадском Мид-Огайо.
Чтобы взять автографы у наших пилотов, выстроилась огромная очередь, для участников которой приятным подарков стали майки с логотипом команды и росчерками гонщиков.
Ferrari Challenge — один из красивейших монокубков, ведь на трассу выходят невероятные гоночные автомобили из Маранелло. Каждые пять лет клиентский автопарк меняется, беря на вооружение все более новые модели, а когда-то все начиналось с Ferrari 348 Berlinetta. 2016 является последним годом господства на автодромах Ferrari 458 Italia, а со следующего года команды смогут выступать на новой и более современной Ferrari 488.
Но, конечно, никакая Ferrari 488 не сможет сравниться с уникальными автомобилями программы XX, которые приехали вместе со своими владельцами на Сочи Автодром.
Программа Ferrari XX была придумана знаменитым брендом для отработки и тестов новых технологий, которые потом находили свое воплощение как в формульных, так и в кузовных версиях Ferrari.
Программа была запущена в 2005 году вместе с созданием на базе Ferrari Enzo автомобиля с индексом FXX. Ferrari FXX представляла собой доработанную версию знаменитого автомобиля, более мощную и динамичную во сравнению с донором и с видоизмененным кузовом, хотя общие черты все равно сохранились в достаточной мере.
FXX стала легче на 210 кг, а установленный в Enzo 6-литровый V12 «расточили» еще на 264 куб.см, вследствие чего мощность выросла на 139 л.с. (до 799 л.с.), а максимальная скорость достигла 345 км/ч. Стоила такая машина 1,3 млн евро.
Через два года Ferrari FXX получила апгрейд и приставку “Evoluzione”, которая обозначала второе поколение. Отличалась она мощностью двигателя (теперь в 860 л.с.) и максимальной скоростью (365 км/ч). Разгон 0–100 км/ч занимал всего 2,5 секунды.
Еще через два года в руки инженеров попала Ferrari 599 GTB Fiorano, которая преобразилась в Ferrari 599XX. Ее двигатель и выхлопная система также были доработаны. Мощность 6-литрового V12 у 599XX достигла 730 л.с., и именно этому автомобилю принадлежит рекорд прохождения круга на Северной петле Нюрбургринга в 2010 году (для автомобилей, построенных на базе серийных моделей) — 6.58.16.
И вновь через два года 599ХХ получает ряд обновлений и приставку Evoluzione в дополнение к ним. Изменения были выражены в 20 дополнительных лошадиных силах для мотора и снижении веса на 35 кг. Главным обновлением стало регулируемое антикрыло, дававшее дополнительную прижимную силу. Стоил такой автомобиль 1,4 млн евро.
Третьим и самым новым технологичным продуктом стала Ferrari FXX K, чей индекс «К» отсылает нас к системе KERS. Гибридная FXX K, как вы уже, наверное, догадались, построена на платформе LaFerrari, и также обладает более высокой совокупной мощностью и доработанными узловыми агрегатами. Ее мощность в 1050 л.с. получается при сложении 860 л.с., полученных с доработанного V12 объемом 6,3 литра и 190 л.с. электродвигателя. (У донора La Ferrari соответственно 800 + 163.) Крутящий момент определяется цифрой в 900 Нм.
За счет аэрообвеса немного изменились и габариты машины: длина увеличилась почти на 20 см, а ширина — на 6 см, но визуально это практически незаметно — за счет того, что автомобиль практически «стелется» по земле, настолько незначителен его клиренс. Стоимость Ferrari FXX K — 2,5 млн евро, и тем не менее, все они были моментально распроданы еще до того, как произведены.
Все эти автомобили принадлежат частным лицам, которые приобрели их за высокую цену. Среди них есть и граждане России. Тем не менее, будучи владельцами Ferrari XX, эти люди никак не могут ими распоряжаться: хранение, обслуживание и транспортировку осуществляет компания из Маранелло. Впрочем, ничего удивительного: никто не хочет рисковать своими секретами.
В чем же смысл обладания таким автомобилем, который к тому же не сертифицирован для дорог общего пользования и не омологирован для участия в гонках? Думаю, основу нужно искать в человеческом тщеславии, ведь крайне сложно отказаться от шанса быть хоть и номинальным, но все же хозяином удивительно редкого автомобиля. За исключением Ferrari FXX K, выпущенной в количество 40 экземпляров, две другие представлены в мире еще меньшим «поголовьем» — по тридцать штук каждой.
К тому же, обладая такой машиной, ты автоматически получаешь красивый титул «тест-пилот-клиент» и шансы 7–8 раз в год выезжать на этом автомобиле на тесты, которые организует Ferrari.
Во время тестов с тобой работают командные инженеры, механики и даже кто-то из пилотов команды, которые помогают тебе справиться с этим автомобилем и добиться определенных результатов. Ну как тут устоять?
К сожалению, подобные выезда включены во владение только на протяжении первых двух лет, в дальнейшем владелец автомобиля также может участвовать во всех мероприятиях, но уже за дополнительную плату.
В Сочи приехали все три модели Ferrari, которые производили впечатление не только своим уникальным оперением, но и восхитительным и уже почти забытым звуком 6-литровых V12, не обремененных никакими глушителями.
Но, конечно, главным подарком зрителям стали гоночные формулы Ferrari, выступавшие в Королевских гонках на протяжении прошлых лет. Также в большинстве своем клиентские машины, они имели отдельное расписание для своих тестовых заездов и вызывали своим видом и звуком настоящую ностальгию по тем временам, когда Формула 1 была теми самыми зажигательными и даже в меру опасными гонками, какими ее и хочется видеть в дальнейшем.
Одна за другой по трассе Сочи Автодрома проносились F300, F2005 и F10 — легендарные машины Михаэля Шумахера, Рубенса Барикелло и Фернандо Алонсо, которые обозначают собой определенные вехи в истории развития бренда. На Ferrari F300 Михаэль Шумахер выиграл в 1998 году 6 заездов и поднимался 11 раз на подиумы, на F2005 Рубенса Барикелло временно закончилась эпоха лидерства Ferrari, ну а почти совсем современная F10 стала примером новых технологий в королевских гонках.
— Мы хотели сделать настоящий праздник, показать, какое место в мире занимает Феррари, что представляет из себя SMP Racing и как и за что можно любить автоспорт. И мне кажется, что у нас получился очень позитивный уик-энд, — подвел итог события генеральный директор SMP Racing Дмитрий Саморуков. — Я был потрясен, когда увидел, сколько народу пришло, и как они интересуются автоспортом и переживают за наших ребят. Перед нами стоит задача воспитать своего зрителя, который придет на автодром не просто провести время, а поболеть за наших, оценить борьбу. Это важно. Это долгий процесс, мы это быстро не сделаем. Но начало положено, и мы двигаемся в этом направлении.