После очередного скучного представления, предложенного зрителям Берни Экклстоуном и компанией, гонка «Инди» ожидалась с особым нетерпением. Правда, до этого в выходные порадовали пилоты серии GP2, которые показали, на мой взгляд, настоящие гонки со всеми атрибутами, которые любит зритель, и без серьезных травм и эксцессов.
Болельщики Сергея Сироткина воспаряли духом, поклонники Russian Times тоже, в принципе, остались не в накладе. Фанатам Пьера Гасли, вероятно, было грустно, но вряд ли кто-то из зрителей остался равнодушным. Хотя, зрителей в России у гонок серий GP2 и GP3, скорее всего, не много: официально в нашей стране их не показывают, а стоило бы, чтобы продемонстрировать, что есть в мире автоспорта не только «Формула-1». И в данном контексте трансляция сезона IndyCar аж на двух каналах — безусловный плюс.
Отойдя от баталий молодежи серии GP2, подремав на «Формуле-1»… Кстати, сейчас стало модно в Сети по ходу трансляции обсасывать обгоны в F1. Их так мало, что каждый можно разобрать до того, как случится следующий. Так вот, подремав, открываю блокнотик на чистой странице, чтобы зафиксировать моменты, круги и детали происходящего. Не всякая гонка даже в IndyCar или WTCC занимает несколько страниц, но тут предстоял заезд на автодроме, гонки на котором, вместе с уличными трассами, для «стандартного» европейского зрителя представляют больший интерес, нежели гонка на овале.
Трасса в Мид-Огайо просто потрясающая по конфигурации. Известный немецкий трассостроитель такого бы, наверное, и не построил. Да, покрытие, как и на большинстве американских трасс оставляет желать лучшего, но все же, оно гораздо ровнее, чем, например, улицы в Торонто. Среднескоростные повороты вписаны в сложный рельеф, что делает часть из них «слепыми». Это особенно заметно с плана камеры, которая установлена непосредственно на автомобиле. Да, та самая камера, которая еще и поворачивается на 180 градусов под управлением режиссера. Таким образом зритель может видеть обгон, сидя на верхней точки кок-пита, словно какой-нибудь покемон.
Гонка началась на удивление спокойно, и до первых пит-стопов борьбы на трассе было не так много. Отрывы между машинами начали расти… Тут стоит отметить, на мой взгляд, ущербность «изобретения» виртуального сейфти-кара, при котором расстояние между автомобилями остается прежним. К счастью в «Инди» гонки не «виртуальные», и появление на трассе автомобиля безопасности, вкупе с правилами пит-стопов под желтыми флагами, может перевернуть все с ног на голову. Так вышло и в Мид-Огайо. На 15-м круге Скотт Диксон и Элио Кастроневес не поделили трассу.
Машина Диксона оказалась серьезно повреждена. А непосредственно перед аварией начались пит-стопы. Последним, кто выехал с пит-лейна, оказался пилот команды Schmidt Peterson Motorsport и программы SMP Racing — Михаил Алешин, и волею «крэша» на рестарте он оказался третьим на свежих шинах и с топливом на борту. Когда Хуан Пабло Монтойя и Марко Андретти заехали к механикам, Алешин возглавил гонку. Вообще Михаил стартовал с 10-й позиции и сразу прошел двух соперников, но потом больше обгонов совершить не удалось. В команде, видимо, переиграли тактику и сделали первый пит-стоп довольно ранним. При сочетании с желтыми флагами, подход себя оправдал на 100%, выведя Алешина на первое место.
То, что механики Schmidt Peterson, мягко говоря, звезд с неба не хватают, было известно давно. Не далее как в прошлой гонке, заминка на пит-стопе стоила Алешину двух позиций на финише. Сердце буквально замерло, когда наш пилот свернул на второй пит-стоп. С ним обошлось, но механики знатно «тормознули» его напарника по команде Джеймса Хинчклиффа, благо это не сильно испортило пилоту гонку.
На 61-м круге в аварию попадает Джек Хоксворт, но к его аварии пит-стопы еще не начались, хотя время уже подошло. Выждав положенное время за пейс-каром, гонщики устремились напит-лейн. Напряжение максимальное. Российский пилот впервые в истории нашего автоспорта мог выиграть гонку в IndyCar. Для этой победы все сложилась почти идеально. Механики отработали слажено и… выпустили Алешина прямо под колеса автомобиля соперника, который только прибыл на пит-лейн. Произошло столкновение и заминка. Вопрос в самой мягклй его формулировке «ну как же так?» повис в воздухе. Мало того, что машина Михаила оказалась немного повреждена, так ему еще начислили штраф за опасный выезд. Это по правилам, тут сетовать не на что, бесполезно, да и глупо: вина очевидна. Удивительно, как мог выпускающий механик не видеть другой автомобиль?
Пилот полагается на выпускающего, да и проблемно в кок-пите повернуть голову даже на 90 градусов. В итоге российский пилот закончил заезд в хвосте пелетона. По окончании гонки Михаил создал в соцсети ободряющий пост: «Сделал все что мог сегодня... завтра будет новый день!». Но в тот момент, кажется, если сложить эмоциональную волну всех болельщиков Алешина, которые смотрели гонку, то эта волна просто сдула бы механиков команды с пит-лейна, настолько несправедливо распорядилась гоночная удача, сначала подарив надежду, а потом жестоко ее отобрав.
Часто после подобных ситуаций в Сети возникают разного рода споры и дискуссии, бывает — с переходом на личности. Болельщики стремятся дать оценку пилотам, командам и т.д. по большей части на эмоциональном подъеме. Достается всем абсолютно. Но, кажется, не учитывается один момент: мы тут, а гонки там. Команда там работает, гонщик там ведет борьбу. Чаще всего, мы не видим всего, что происходит, и даем эмоциональную оценку результату работы тех или иных элементов. Это особенно актуально, в таком технически сложном виде как автоспорт.
Это я к тому, что давать «экспертные» оценки сидя в кресле, не стоит. Да, есть люди, которые знают «кухню» и могут с определенной долей уверенности сказать, что и как там случилось, почему так получилось. Но хуже всего, когда начинают вешать ярлыки и неуважительно отзываться о гонщиках, особенно в дискуссии уровня «да какой он профессионал?!». С моей точки зрения, все гонщики достойны уважения тем, что дарят нам прекрасные моменты в жизни, позволяя сопереживать. И не важно, Алешин это, Квят, Сироткин или Пажно, Монтойя, Росберг, Масса или кто-то еще.
Я вот всегда искренне переживаю, например, за Дженсона Баттона в F1 или Тома Коронеля в WTCC. Но это не значит, что другие пилоты хуже или лучше. Мне кажется, надо уважительно относиться ко всем участникам нашего любимого вида спорта, а то в итоге выйдет, как в фан-сообществах некоторых других видов спорта. Гонки — это позитив, который идет даже через океан, и надо впитывать этот позитив, эти эмоции, делить грусть и радость со своими любимыми пилотами и командами обязательно в надежде на победу.
Если трезво, без эмоций, попробовать оценить ситуацию в Мид-Огайо, то она, увы, не уникальна. Задержки на пит-стопах происходят постоянно. В этот же уик-энд в F1 пострадавшим оказался Нико Росберг. И колеса путают, и прикручивают плохо, и выпускают под идущий по пит-лейну автомобиль. Но, если бы все делалось идеально, разве это было бы интересно? Вот «Формула-1», кажется, старается быть идеальной. Чего только ни придумают, а все «Мерседес» выигрывает, обгонов мало, гонки скучны. Пока у Берни нет особых проблем с посещаемостью, но они могут возникнуть, особенно когда уйдут такие кумиры как Алонсо, Баттон, Райкконен…
Что касается наших российских пилотов, то победы есть и будут, как будут они у других талантливых гонщиков в самых разных сериях. Банальность скажу, но победа в гонке зависит не только от таланта пилота, но и от талантов его соперников, а также от того, что все детали гонки сложились правильно.
Фото: SMP Racing, IndyCar