«Срочно! У тебя есть механизм выбора передач на 5 ступеней?» В принципе вполне адекватный вопрос, если только он не задается в день гонки за четыре часа до установления рекорда трассы. Но, как правило, все великие дела происходят не так, как было запланировано изначально.
Цена вопроса и очередь на пит-лейне
15–16 июля состоялся гоночный уикенд любительского чемпионата серии Максима Травина MaxPowerCars Yokohama Open Cup на подмосковном автодроме Moscow Raceway.
Напомним, что на этом автодроме проводятся гонки мировых серий DTM и WTCC, российская кольцевая серия РСКГ, всевозможные любительские соревнования и трек-дни.
Участие в MaxPowerCars подразумевает 18 тренировочных хронометрируемых сессий + 2 свободные + 3 зачетные попытки.
Традиционно именно этап на Moscow Raceway собирает наибольшее количество разнокалиберных участников чемпионата MaxPowerCars. Трек включает в себя множество конфигураций, но в MPC (равно как и в DTM) используется FIM.
В 2014 году на российском этапе DTM быстрейший круг показал Мигель Молина (команда Abt Audi) — 1:28,305.
В этот раз в MaxPowerCars было зарегистрировано 78 участников.
Наибольшей популярностью у пилотов пользовались автомобили Porsche 911 GT3, Renault Megane RS, BMW M3, Mitsubishi Evolution разных поколений и Subaru Impreza.
Приятно разнообразили заезды появления двух Lamborghini Huracan («Как, их две?» — удивлялись участники, не успев перевести дух от увиденного) и Ferrari 488 GTB. Впрочем, в тайм-аттак место найдется каждому.
Стоит отметить, что c этого года для отечественных автомобилей создан отдельный класс «1.4 Turbo Cup».
Во время тренировок очередь машин на выезд с пит-лейна достигала 40, среди них были хот-хэтчи, спорткары, суперкары и доработанные монстры класса Unlimited (именно они и устанавливают рекорды трасс).
Заезды прошли без каких-либо серьезных инцидентов, но службе безопасности все же пришлось понервничать. В первой половине дня загорелся Mitsubishi Evo X, у которого, как оказалось позже, выдуло прокладку между турбиной и коллектором. Пожарные быстро среагировали, а после автомобиль был отправлен на автовоз.
Заезды прошли без каких-либо серьезных инцидентов, но службе безопасности все же пришлось понервничать. В первой половине дня загорелся Mitsubishi Evo X, у которого, как оказалось позже, выдуло прокладку между турбиной и коллектором. Пожарные быстро среагировали, а после автомобиль был отправлен на автовоз.
Mitsubishi быстрее Lamborgini
Высокая планка была задана с первых зачетных попыток класса Unlimited. Именно этот класс в начале гонки выезжает на трек, чтобы проехать свои лучшие круги. Вот тут мы и вернемся к упомянутому выше автомобилю Дмитрия Дударева, на который с утра искали запчасти. Речь идет о 800-сильном Evo IX команды Kuzma's Mother Evolution.
Во время первой попытки Дмитрий Дударев выбился в лидеры.
Заключительная третья попытка поставила все точки над i и зафиксировала новый рекорд — 1:37,9.
Между тем, предыдущие два рекорда на Moscow Raceway были установлены в 2014 году (Максим Елизаров на карбоновом Mitsubishi Evo VI — 1:40,1) и в 2015 году (Виктор Шайтар на карбоновом Nissan GT-R — 1:39,684). В этот раз Дмитрий Дударев был недосягаем.
Наиболее близко к нему подбирался Максим Елизаров на своем бессменном 650-сильном Mitsubishi Evo VI. Его время — 1:42,1, причем уже традиционно для него на этой трассе на первой попытке у него сдуло патрубок. Чем доработанней автомобили, тем больше шансов, что впереди ожидают технические неприятности.
На треке был замечен постоянный участник Unlim 500+ Юрий Милаев. Его Lamborgini Huracan LP610 в практически стоковой версии показал лучшее время 1:48,4.
Интервью с рекордсменом
— Дмитрий, насколько вы смогли улучшить свое время на этой трассе по сравнению с прошлым сезоном? Довольны ли сегодняшним результатом? Я слышала, что ваши механики ожидали лучшего времени.
— В прошлом году был не очень удачный выезд. Более показателен 2014 год, когда мне удалось показать время круга 1:41,5. Это был мой личный рекорд. В текущем году мы ставили планку 1:38,0 из расчета показателей аналогичным образом подготовленных автомобилей. Удалось эту планку взять, показав время круга 1:37,925. В целом команда довольна результатом, это на 3,6 секунды быстрее предыдущего личного рекорда, но, как всегда, казусы на трассе и технические проблемы не дали реализовать 100% возможностей автомобиля.
— Утро у вас не особо задалось, и пришлось пропустить почти все тренировки. С чем это было связано?
— День начался с поломки механизма выбора передач КПП и продлился с долгой заменой практически до зачетных попыток. Выехав на квалификацию, мы обнаружили поломку генератора и подклинивание руля. В этом состоянии не всегда удавалось проходить повороты оптимально, особенно 1, 3 и 9. Таким образом, еще есть резерв, куда улучшать достигнутый результат даже в текущей незавершенной конфигурации.
— Дмитрий, ваш девятый «Эво» с мотором от «восьмерки» и кулачковой коробкой с секвентальным шифтером всегда привлекал особое внимание на треке. Все ли вас сейчас устраивает в нем?
— Автомобиль претерпел множество доработок с 2006 года, но последние два года не вносилось никаких изменений в силовую установку и основные элементы. Мы пришли к варианту, который нас устраивает, и работали только с надежностью узлов и агрегатов. Последние изменения вносились в работу подвески и аэродинамики. Для этого пришлось полностью переделать автомобиль снаружи.
— Автомобиль претерпел множество доработок с 2006 года, но последние два года не вносилось никаких изменений в силовую установку и основные элементы. Мы пришли к варианту, который нас устраивает, и работали только с надежностью узлов и агрегатов. Последние изменения вносились в работу подвески и аэродинамики. Для этого пришлось полностью переделать автомобиль снаружи.
— Аэродинамика создавалась с нуля? Или же вы взяли чей-то обвес за основу?
— За основу пытались взять лидеров мирового тайм-аттак, таких как Tilton Evo, также вдохновлялись машинами ДТМ и «формулами». Получили то, что получили. Пока проект не доведен до конца. В планах заменить некоторые узлы подвески на более подходящие (их не успели подготовить к сезону) и настроить машину, ведь мы до сих пор едем на старой подвеске в тестовом режиме с регулировками «на глазок».
— За время постройки у вас не возникало желание все бросить и ездить на стоке?
— Желание вернуть стоковое состояние автомобилю появлялось лет пять назад, но сейчас такого желания нет, да и вряд ли уже такой возврат полноценно возможен. У меня есть другой автомобиль (Porsche 911 turbo S (991) — прим. автора), который более современен, находится в стоковом состоянии и приносит огромное удовольствие в управлении как в городе, так и на треке. Правда, на Moscow Raceway сломался рычаг. Видимо, такой день, что все ломается.
— Принимаете ли свое непосредственное участие в конструировании автомобиля или же полностью доверяете эту работу своим механикам и инженерам?
— Я стараюсь не мешать коллективу инженеров, работающему над машиной. К сожалению, я не получал специального образования, чтобы иметь возможность полностью разобраться в этом вопросе или хотя бы советовать.
— На протяжении многих лет вы участвуете в одном и том же чемпионате, не было желания начать какой-то новый проект или перейти в более профессиональную серию?
— Профессиональный автоспорт это для профессионалов, то есть для людей, которые ходят на работу работать гонщиком. Я себе такой роскоши позволить не могу. У меня есть основное место работы, да и возраст уже не тот. На гонках я отдыхаю. Говорить, что интересен только один проект, наверное, неправильно. Интересны гонки как таковые, будь это картинг или другой автомобиль — не важно.
— Профессиональный автоспорт это для профессионалов, то есть для людей, которые ходят на работу работать гонщиком. Я себе такой роскоши позволить не могу. У меня есть основное место работы, да и возраст уже не тот. На гонках я отдыхаю. Говорить, что интересен только один проект, наверное, неправильно. Интересны гонки как таковые, будь это картинг или другой автомобиль — не важно.
Кипящий котел для суперкаров
Ежегодно участники любительского чемпионата серии Максима Травина устанавливают рекорды на российских автодромах. Некоторые, как на АДМ «Мячково», держатся годами (с 2011 года лучшее время — 1:41,2), на других они обновляются ежегодно и порой даже несколько раз за сезон. Конечно, причина тому не только повышение мастерства пилотов, но и растущая инженерия автомобилей, верный подбор резины и, естественно, погодные условия.
Справедливости ради стоит отметить, что практически во всех классах MaxPowerCars борьба накалена до предела. Для справки: на этом этапе четыре пилота класса GT1 показали время в одной секунде (самый быстрый круг у Дмитрия Бударина на Porsche 911 GT3 — 1:48,2), да и в классе GT4 первые восемь пилотов также уместились в одной минуте (самым быстрым был Александр Захаров на Renault Megane RS — 1:57,6). Все результаты можно посмотреть на официальном сайте соревнования.
«За последние пару лет наша семья MaxPowerClub, так мы называем сообщество наших авто- и мотогонщиков, выросла более чем в три раза. Вслед за увеличением количества участников накал спортивной борьбы возрос в большинстве классов. Не могу не отметить, что в сотрудничестве с академией Sport & Safety мы также запустили долгожданные 2-часовые гонки. А теперь по итогам 5 этапа чемпионата назревает новая реформа. После появления такого большого количества суперкаров есть необходимость в отдельном классе и для них. Мне остается только пригласить всех владельцев максимально мощных автомобилей и просто любителей скорости на наш Гранд-финал сезона 2016 — заключительный этап на „Сочи Автодроме“ 28–29 октября!» — отметил директор соревнования Дмитрий Авдеенко.
До финального этапа еще много гонок, а следующая пройдет 6–7 августа на одном из самых захватывающих российских автодромов — KazanRing.
Фото: PhotoOctopus