Человечеству всегда мало. От того и прогресс не стоит на месте. И если еще не придумали авто, круто взмывающие вверх на поворотах, то машины, маневрирующие по воде уже несколько десятилетий совершенствуются инженерами. Будь то рыбак или охотник, авантюрист или гурман-автолюбитель. Их мечта — автомобиль — амфибия, что способен передвигаться быстро и ловко как по суше, так и по воде.
Итак, наш первый рекорд среди, если так можно сказать, автомобилей — «Емеля». Вы не ослышались!
Первые разработки уникальных машин проводились еще в СССР. Среди чуднЫх агрегатов создавались экземпляры на основе полноприводного легкового «Москвича-410» с обтекаемым цельнометаллическим корпусом и гладким днищем. Главным достижением была независимая подвеска на все ведущие колеса, которые убираются в специальные ниши задним гребным винтом на выдвижной колонке с редуктором. У наших все просто не бывает. Как говорится, жить трудно, зато не нудно. Автомобиль-амфибия со строгим названием «НАМИ-055» имел водооткачиваемый насос и запасное колесо на крышке багажника. Оборудованный двигателем от «Москвича» в 41 л.с. с забором охлаждающего воздуха из кузова и независимым приводом от винта промежуточного вала КПП, это чудо-техники с нагрузкой в 1560 кг развивало на воде скорость 12.3 км/ч. Больше похоже на улитку, не правда ли?
Второй вариант «НАМИ» с 90-сильным мотором «Татра-603» V8 воздушного охлаждения увеличил скорость всего на 2.2 км/ч. Зато последняя работа института в области плавающих армейских автомобилей в 1989 году была огромным успехом. Машина предназначалась для доставки подразделений групп быстрого реагирования и представляла собой комбинацию легкой амфибии, бронетранспортера, а так же ТПК (транспортер переднего края). Как Юлий Цезарь, делала все и сразу. С такой и в бой не страшно, еще бы стреляла.
Но главный отечественный рекорд был создан инженером Василием Елагиным и использовался для выполнения заданий Морской Ледовой Автомобильной Экспедиции в 2008–2009 годах. Названный «Емеля» агрегат совсем не оставлял следов на льду. До жути экономный, комфортный и достаточно автономный бравый молодец позволил с успехом завершить грандиозную Экспедицию российских ученых. А в разведку с ним и боем идти можно.
Конечно, зарубежный автопроизводитель — не ученый в СССР. Он сразу метит широкое производство. Поэтому первые серийные автомобили-амфибии выпускались не где-то в закромах нашей Родины, а в процветающей Германии в 1961–1968 гг. Машины назывались «Amphicar», но скорость их оставляла желать лучшего.
А вот труды Porsche по заказу Вермахта впечатляли. Амфибия VW Type 166 сыграл важную роль в наступательных операциях немецкой армии. Правда воякам не хватило креатива, чтобы придумать этой модели имя собственное, и вместо скучного индекса амфибия получила такое же скучное — Schwimmwagen, что дословно означает «плавающий автомобиль». Кстати, над обликом амфибии работал главный дизайнер Porsche — Эрвин Коменда, «отец» спорткара Porsche 356, с которого позже и началась история компании «Порше».
Но Schwimmwagen был не одинок. На поле боя у него имелся серьезный соперник — американский Ford GPA, созданный на базе «прадедушки» современного «джипа». И хоть на конвейер этот вояка взошел лишь в 1943 году, зато штамповать его американцы стали с таким усердием, что всего за два года практически догнали конкурентов, выпустив 12.8 тысяч амфибий. Впоследствии, эта модель стала образчиком для создания первой советской амфибии — ГАЗ-46 МАВ (Малый автомобиль «Водоплавающий»), сконструированной на базе внедорожника ГАЗ-69, в простонародии именуемого «козлом». Но все они не отличались ни мощностью, ни маневренностью.
Так где же главный претендент на победу? Кто обогнал всех амфибий по маневренности в водах океана и по скорости среди грунтовых и асфальтовых дорог? Главный рекорд среди машин-амфибий, мы подадим вам горячим на раскаленной сковороде, сразу после закуски.
Последним среди трех титанов на сегодняшний день является творение «WaterCar». Эта компания единственная в мире выпускает подобные чудеса по сей день и не собирается останавливаться на достигнутом. Их первая попытка — Python, с сердцем «Сorvette Z06» мощностью не меньше 437 л.с. разгоняется с 0 до 100 км/ч всего за 4.5 секунды! Главным же достоинством компании является «Panther».
Его шестицелиндровый двигатель Honda, кузов из стекловолокна, легкое металлическое шасси и умение превращаться из авто в лодку менее чем за 15 секунд удивляет. Добавим сюда светотехнику от внедорожника Jeep Wrangler и 4-ступенчатую механическую КПП, благодаря которой, вы сможете маневрировать в воде так легко, что почувствуете себя самим Нептуном. Со скоростью по суше 128 км/ч, а по морским волнам — 70.5 км/ч он буквально на щепотку соли отстает от «Aquada».
И еще деталь. Водометный движитель, который работает в воде вместо сухопутного мотора был разработан инженерами самой компании «WaterCar». С такими наворотами, сами понимаете, — амфибия стоит, ох как недешево. Даже цены на нее остаются в тени, хотя заказы принимаются уже с 1 июля 2014 года.
Более быстрый из «водоплавающих» был построен 11 лет назад и стал второй по скорости амфибией. В 2003 году гордость Великобритании — «Aquada», развивала 160 км/ч на суше и 80 км/ч — на воде. На сегодняшний день, это самая шустрая амфибия в мире по превращениям машины в лодку. Даже современные технологии не побили этот рекорд. При въезде в воду на нижний уровень, определяемый бортовым компьютером, колеса у «Aquada» убираются в колесные арки всего за 6 секунд!
Титан по скорости среди амфибий был создан годом позже. Представленный на Женевском автосалоне 2004 года экстраординарный концепт-кар Rinspeed Splash бил все рекорды — 200 км/ч. Однако на воде результат все тот же. Столько лет машинам-лодкам не удается превысить злополучную отметку 80.
Rinspeed Splash уникален принципом гидроплавания, который использует при заезде в воду. Водитель лишь нажимает на кнопку, и крылья амфибии опускаются под воду, а сзади выдвигается винт. Автомобиль, разгоняясь летит по воздуху над водой, как судно на подводных плавниках. Но горчинка всего блюда в том, что процесс трансформации занимает больше времени, чем у других «водоплавающих». А рекорд-недостаток в Rinspeed Splash, то что необходимая глубина для превращения в «крылатый катер» составляет почти полтора метра. Согласитесь, тут и до субмарины недалеко.
Машина-лодка, автомобиль-амфибия. Как ни назови, а истинное чудо-техники. Под стать XXI веку.