Если разобраться, то безумия в этом не больше, чем в лодках с 8000-сильными двигателями от Top Fuel дрэгстеров или же болидах на реактивной тяге. Сегодня мы расскажем о самых ярких представителях снегоходов, созданных исключительно для рекордов скорости. И в отличие от привычных всем соревнований, в условиях данной дисциплины пилоты борются, как правило, не друг против друга, а с секундомером.
Основатель Rupp Manufacturing Inc., специализирующейся на производстве снегоходов, Микки Рапп резонно решил, что новый рекорд скорости не просто заставит потребителей обратить внимание на продукцию его компании, но и станет реально работающим маркетинговым инструментом в борьбе за долю рынка. Созданный в 1969 году Super Sno-Sport по сути стал первым в истории дрэгстером, предназначенным для гонок по снегу и льду. В основу болида легла пространственная рама из хром-молибденовых труб, схожая по конструкции с шасси классических асфальтовых slingshot-дрэгстеров, а момент пятилитрового (308 куб. дюймов) двигателя Ford, чья отдача была увеличена до 525 л.с., передавался посредством двух резиновых гусеничных лент. Для лучшей аэродинамики каркас был обшит панелями из алюминия и стеклопластика, передние колеса были заменены полозьями, а большинство деталей подвески были позаимствованы у серийной техники производства Rupp Manufacturing Inc. Амбициозной целью было превысить 150-мильный барьер на квотере, однако в реальности, несмотря на внушительный технический потенциал инновационного снегохода, Микки Раппу удалось развить лишь 95.5 mph. После этого проект был свернут, но сам факт его создания, правда, без упоминания продемонстрированных результатов неоднократно использовался в рекламных проспектах компании.
Кай «Rocketman» Майклсон в 1971 году, будучи уже весьма известным персонажем на ивентах NHRA, совершенно случайно узнал о том, что USSA (United States Snowmobile Association) планирует организацию мероприятия, на котором любой желающий может попробовать свои силы, штурмуя рекорд ассоциации. Технический директор USSA выдал Майклсону карт-бланш, сказав, что абсолютно никаких ограничений по конструкции болида в регламенте не прописано. Единственная проблема была в том, что на подготовку своего аппарата у Кая было ровно две недели, что существенно сужало простор для полета инженерной мысли и спектр возможностей для доводки рекордного агрегата. Поэтому, заручившись поддержкой механика Билла Биссонетта, Майклсон принял решение по максимуму использовать отлично зарекомендовавшие себя в дрэг-рейсиге наработки с небольшим поправками на покрытие. Именно так родился Green Machine, являвший собой классический slingshot-дрэгстер, чьи передние колеса были заменены стальными лыжами от снегохода, на задние слики были наварены ленты с развитыми снегозацепами, а кокпит пилота по понятным причинам стал закрытым. С выбором силовой установки вопросов также не возникло, ставка была сделана на наддувный 392 Hemi, выдававший порядка шести сотен «лошадей». Основные сложности крылись в поиске оптимальных настроек двухдискового сцепления, чтобы избавиться от переизбытка тяги в начале дистанции и в то же время полностью раскрыть потенциал мотора, когда возможность срыва ведущих колес в пробуксовку будет минимальной. Майклсон планировал выехать из 150 mph на дистанции в полмили. В итоге официалы зарегистрировали скорость в 107 mph, однако трибуны взорвались от негодования, т.к. большинство свидетелей заезда сошлись во мнении, что реальная скорость, судя по хлопку раскрывшегося парашюта, была как минимум на уровне 150 mph, а сам пилот проделал фантастическую работу, сумев удержать безумную машину на курсе. Так или иначе, рекорд Каем установлен не был, и вскоре регламент был переписан в пользу гусениц, а любые вариации на тему переднемоторных дрэгстеров оказались под запретом.
Пожалуй, Boss Cat II, созданный силами компании Arctic Enterprises, является самым сногсшибательным и высокотехнологичным агрегатом, который когда-либо выкатывали на снег ради того, чтобы подвинуть планку скорости. В основе болида лежала привычная трубчатая рама, на которой позади кокпита был размещен основательно доработанный смолл-блок Chevrolet объемом 375 куб. дюймов (6.1 л), оснащенный приводным нагнетателем, чья мощность по разным данным составляла от 500 до 700 лошадиных сил. Приземистый, невероятно стремительный стеклопластиковый кузов представлял собой единый элемент и обеспечивал воистину впечатляющие аэродинамические характеристики. В 1972 году Чарльз Лофтон за рулем Boss Cat II установил новый «зимний» рекорд скорости, развив на квотере 127 mph, а позже улучшил свое достижение, превысив 130-мильный барьер. Впоследствии Arctic Enterprises переключилась исключительно на двухтактные двигатели для снегоходов. Так на свет появился Boss Cat III (на заглавном фото), оснащенный четырьмя моторами объемом 650 куб. см с суммарной отдачей на уровне 400 л.с.. Лучшим результатом третьей генерации стали все те же 130 mph, но из-за конструктивных особенностей она в одни ворота проигрывала по управляемости болиду с порядковым номером II. А вот описываемый нами аппарат в 1983 году попал в руки к Полу Гроту, который воткнул в него 2000-сильный наддувный восьмилитровый биг-блок (468 куб. дюймов), питающийся смесью спирта и нитрометана. Четырьмя годами позже Грот сумел разогнать самый мощный снегоход своего времени, получивший к тому моменту имя «Bud Sno King», до умопомрачительных 168 mph, записав на свой счет новый национальный рекорд скорости на льду в классе Unlimited.
Как водится, после падения одного рекорда радость очень быстро сменяется стремлением к новым высотам. И последующие годы своей жизни Пол посвятил новой мечте. Цифра 200 mph была слишком круглой, чтобы оставаться непокоренной. В начале девяностых пилот создал нечто совершенно запредельное. Bud Sno King II больше напоминал заднемоторный Top Fuel дрэгстер, поставленный на гусеничный ход. По своей сути болид и являлся выходцем из мира проклеенных стрипов, адаптированным под зимние реалии: шестилитровый (368 куб. дюймов) наддувный V8 с системой впрыска закиси азота, генерировавший на пике 1800 л.с., гусеницы, полозья, пара внушительного размера антикрыльев и узнаваемый для всех поклонников дрэг-рейсинга силуэт. Схема оказалась предельно простой и невероятно эффективной.
В 1992 году во время показательных заездов на своем детище Грот первым в истории превысил 200-мильный барьер.
Рекорд официально зарегистрирован не был, т.к. этого не подразумевал сам формат мероприятия, а годом позже многолитровые автомобильные двигатели попали под запрет на всех ивентах NSSR (National Straightline Snowmobile Racing). Однако Пола перемены в регламенте не смутили, и уже в следующем году он создал четырехмоторный Bud Sno King III и вернул себе титул. К слову, в том же 1992 году жена гонщика Энн с результатом 145 mph стала самой быстрой женщиной на льду.
Мы сознательно остановились только на снегоходах, оборудованных классическими нижневальными восьмицилиндровыми двигателями, потому что охватить сразу все примечательные аппараты в контексте гонок по льду и снегу просто не представляется возможным в формате данного материала. Скорее всего, как-нибудь промозглым зимним вечером мы еще вернемся к этой теме, но пока в планах беседы на более «летние» темы.
Фото: из открытых источников
Мы сознательно остановились только на снегоходах, оборудованных классическими нижневальными восьмицилиндровыми двигателями, потому что охватить сразу все примечательные аппараты в контексте гонок по льду и снегу просто не представляется возможным в формате данного материала. Скорее всего, как-нибудь промозглым зимним вечером мы еще вернемся к этой теме, но пока в планах беседы на более «летние» темы.
Фото: из открытых источников