Совсем недавно мы рассказывали о хот-роде, построенном на базе купе Continental, которое в свою очередь родилось из недолго просуществовавшей в начале 30-х годов прошлого века и довольно экзотической марки DeVaux. К стилистике первой свою руку приложил граф Алексис де Сахноффски, чьи творения в мире автомобильного дизайна, как и вся его необычная жизнь, заслуживают отдельного рассказа.
Предисловие
Негласно Алексиса де Сахноффски можно назвать отцом аэродинамического дизайна «streamlining». По крайней мере, именно благодаря его неимоверной активности в продвижении этой стилистики в начале XX века, аэродинамические формы не только вошли в повседневную жизнь, но и закрепились в автомобильной промышленности. Однако граф привнес «стримлайнинг» не только в автомобильный мир, но и в совсем неожиданные области, вроде игрушек, мебели, радиоприемников и даже посуды (естественно все это имело фирменный аэродинамический дизайн).
По признанию большинства историков именно де Сахноффски является автором если не самых красивых (это понятие весьма субъективно), то точно самых необычных в истории грузовиков. Причем мы говорим не о концепт-карах Луиджи Колани, а о выпускавшихся и активно использовавшихся в повседневной жизни траках (см. заглавное фото)!
Ну а созданное графом в качестве «эксперимента» купе Cord 29 не только является знаковым и действительно признано одним из самых красивых автомобилей в мире, но и совсем недавно было продано с аукциона почти за 2,5 миллиона долларов…
Ну а созданное графом в качестве «эксперимента» купе Cord 29 не только является знаковым и действительно признано одним из самых красивых автомобилей в мире, но и совсем недавно было продано с аукциона почти за 2,5 миллиона долларов…
К сожалению, по некоторым причинам фигуру Алексиса де Сахноффски не признают некоторые историки. Их главным аргументом является то, что он не был инженером. И они по-своему будут правы. Однако дизайнер (а по-сути — художник) и не должен обладать инженерными познаниями конструктора! Скорее вопрос скрывается в «иммигрантском» происхождении графа, которое и при жизни поначалу скорее являлось проблемой. Однако впоследствии титул графа и таинственность российского происхождения начали играть ему на руку.
Уже в «штатах» на пике его карьеры в конце 30-х многие фирмы использовали экзотические титул и имя в качестве дополнительного пиара и рекламы для их продукции. Более того, некоторые нанимали де Сахноффски исключительно для «рисования» рекламы уже существующей «стримлайн» продукции, к которой в реалии он не имел никакого отношения, будь то поезда или обувь…
Тем не менее, наброски его кистей, да еще и теперь уже ставшая авторитетной подпись под ними, привлекали дополнительное внимание публики.
И наоборот, гранды «Детройта», активно использовав наработки-эскизы де Сахноффски, не афишировали их авторство, приписывая итоговый дизайн автомобилей своим конструкторским бюро. И снова они имели на это право, заплатив за работу. Встречалась и, так сказать, «золотая середина», когда некоторые, как фирма Nash в 40-х, упоминали об «участии графа на начальной стадии проектирования»…
Не обошлось в жизни де Сахноффски и без женщин, а точнее связанных с ними скандалов. Граф, ведущий если не жизнь «плейбоя», то точно отличавшийся весьма свободными взглядами на понятие брака, частенько становился героем «желтой прессы». Правда, это опять-таки скорее играло ему на руку, нежели наоборот…
Сегодня материалы о жизни этого необычного человека встречаются крайне редко и зачастую в них немало неточностей и даже противоречий. И это не удивительно, так как и при жизни журналисты частенько путали многое, к примеру, называя его даже бельгийцем…
К счастью, энтузиасты истории из Coachbuilt раскопали расширенное интервью де Сахноффски. Оно было разбито на три части и опубликовано в конце 50-х, незадолго до его смерти, в одном из небольших американских журналов, посвященных классическим автомобилям (Classic Car Club of America).
К счастью, энтузиасты истории из Coachbuilt раскопали расширенное интервью де Сахноффски. Оно было разбито на три части и опубликовано в конце 50-х, незадолго до его смерти, в одном из небольших американских журналов, посвященных классическим автомобилям (Classic Car Club of America).
По сути, это интервью стало некой монографией, причем единственной, посвященной яркой и необычной жизни Алексиса де Сахноффски. Более того, оно включало в себя огромное количество личных свидетельств, в том числе анекдотических. Давайте немного приоткроем занавес над тернистым жизненным путем во многом оставшейся загадочной фигуры этого необычного человека.
Из России…
Алексей родился 12 ноября 1901 года в Киеве, в Украине, в то время являвшейся частью Российской Империи. Корни его отца князя Владимира Сахновского уходят к украинским казакам на несколько веков назад. Среди прочего он являлся ни много ни мало финансовым советником Царя Николая II. Более того, мать Алексея происходила из известного рода Терещенко, будучи внучкой сахарного магната и индустриализатора Артемона Терещенко — одного из самых богатых людей в Царской России. Ее отец (дедушка Алексея) Николай унаследовал бизнес и состояние Терещенко, которое впоследствии было разделено между наследниками.
Чтобы понимать уровень обеспеченности матери Алексея достаточно упомянуть один факт. Ее бабушка Елизавета приобрела в 1908 году более чем 100-метровую яхту «Иоладна», построенную в Шотландии известным судостроителями Ramage and Ferguson Shipyards.
Чтобы понимать уровень обеспеченности матери Алексея достаточно упомянуть один факт. Ее бабушка Елизавета приобрела в 1908 году более чем 100-метровую яхту «Иоладна», построенную в Шотландии известным судостроителями Ramage and Ferguson Shipyards.
На тот момент она являлась по размерам второй самой большой в мире яхте с паровым приводом! Покупка состоялась в 1911 году и при ее «транспортировке» со Средиземноморья в Балтийское море на борту среди прочих находились члены царской семьи. Предположительно с ними путешествовал и 10-летний Алексей.
Его детство прошло в пятиэтажном особняке в центре Киева, где среди «обслуги», насчитывающей 18 человек, в распоряжении мальчика была гувернантка-француженка и медсестра-англичанка. Именно от них Алексей выучил эти два языка, что впоследствии сыграло одну из ключевых ролей в его жизни. Тогда же он познакомился и с автомобилями: «Мой интерес к машинам по-настоящему проснулся в 1912 году. В основном тому послужили Strepolet с паровым приводом моего дяди, а также более современные автомобили кузенов, среди которых были и Opel, и Austro-Daimler, и Mercedes».
Mercedes семьи Терещенко стал одним из первых в Российской Империи: «Прямо перед войной отец приобрел большой Mercedes, где мне особенно нравилась необычная форма глушителя. Когда наш шофер вдавливал в пол педаль и на скорости под 100 км в час из разветвленных труб вырывались языки пламени — это было незабываемо! Уже тогда я понимал, что так или иначе моя жизнь будет связана с большими, красивыми и быстрыми автомобилями…»
По свидетельствам самого Алексея, в 13 лет он мечтал сконструировать автомобиль для царя! И он даже начал практиковаться, смастерив тележку из саней и колес от детской коляски, на которой, спускаясь с горки, он чуть было не попал под колеса семейного автомобиля. После этого случая «первый автомобиль» де Сахноффски был уничтожен строгими родителями, а вскоре настали и более серьезные изменения.
… с кольцом и 1000 рублями в кармане
Пришла Первая мировая война, во время которой Сахновский-старший руководил стратегически важным портом в Санкт-Петербурге, а также таможней. Кроме этого Владимир возглавлял Бюро лицензирования транспортных средств (иными словами именно через него проходили все автомобили, поставлявшиеся союзниками в Россию). Неизвестно, насколько с ними мог знакомиться Алексей, но на какой-то момент все это стало неважно.
После первой революции Владимир Сахновский сложил с себя все полномочия, а с приходом большевиков, для которых одна из богатейших семей в России являлась легкой мишенью, покончил с собой в августе 1918-го. Сам Алексис так вспоминает это время: «Большевики установили „комендантский час“ в 6 вечера. Я находился в соседней комнате, когда отец принял яд. Все что я слышал в кромешной тишине — грохот металлических ободов колес по мостовой. В это время на улице могли быть только большевики, и это означало, что за кем-то едут арестовывать…»
В дальнейшем известно лишь то, что 18-летний юноша присоединяется к рядам армии Генерала Врангеля, однако насколько активно он воевал — неизвестно. По разным данным, в конце 1919-го или январе 1920-го, довольно состоятельная тетка, жившая в Марселе, заплатила немало денег, чтобы переправить через границу Алексея с матерью и сестрами. В его кармане на тот момент была тысяча рублей и одно бриллиантовое кольцо…
Тем не менее, родственница помогла Алексею оплатить инженерный (предположительно) курс в «Университете Лозанны», расположенном во французской части Швейцарии. Вскоре и эти деньги закончились и, не закончив свое образование, Алексей перебрался в начале 20-х в Париж, где его первыми попытками заработка стал дизайн… женских платьев! Будущий автомобильный дизайнер пытался продавать эскизы кутюрье, но вскоре понял: «Просто рисунками в Париже невозможно было заработать — нужно было еще уметь держать в руках иглу и уметь кроить… Я с трудом выручал 17–20 франков за рисунок, и то крайне не регулярно…»
После первой революции Владимир Сахновский сложил с себя все полномочия, а с приходом большевиков, для которых одна из богатейших семей в России являлась легкой мишенью, покончил с собой в августе 1918-го. Сам Алексис так вспоминает это время: «Большевики установили „комендантский час“ в 6 вечера. Я находился в соседней комнате, когда отец принял яд. Все что я слышал в кромешной тишине — грохот металлических ободов колес по мостовой. В это время на улице могли быть только большевики, и это означало, что за кем-то едут арестовывать…»
В дальнейшем известно лишь то, что 18-летний юноша присоединяется к рядам армии Генерала Врангеля, однако насколько активно он воевал — неизвестно. По разным данным, в конце 1919-го или январе 1920-го, довольно состоятельная тетка, жившая в Марселе, заплатила немало денег, чтобы переправить через границу Алексея с матерью и сестрами. В его кармане на тот момент была тысяча рублей и одно бриллиантовое кольцо…
Тем не менее, родственница помогла Алексею оплатить инженерный (предположительно) курс в «Университете Лозанны», расположенном во французской части Швейцарии. Вскоре и эти деньги закончились и, не закончив свое образование, Алексей перебрался в начале 20-х в Париж, где его первыми попытками заработка стал дизайн… женских платьев! Будущий автомобильный дизайнер пытался продавать эскизы кутюрье, но вскоре понял: «Просто рисунками в Париже невозможно было заработать — нужно было еще уметь держать в руках иглу и уметь кроить… Я с трудом выручал 17–20 франков за рисунок, и то крайне не регулярно…»
В этот момент Алексей решил пройти курс дизайна в расположенной в Брюсселе «Школе искусств» (Ecole des Arts et Métiers). Для оплаты учебы он начал искать работу «по месту». На тот момент в портфолио ставшего теперь Алексисом де Сахноффски были лишь женские платья и аксессуары одежды, однако явный креативный талант подтолкнул Антуана Ван ден Пласа нанять юного русского иммигранта как младшего художника в довольно известную одноименную кузовную фирму на зарплату в 750 франков в месяц. Нельзя не сказать, что еще одним козырем нового работника являлась его мультилингвистичность, так как компания выполняла частные заказы для состоятельных господ со всей Европы.
С самого начала с автомобилями по его эскизам были связаны и «жаренные» истории вроде измены в отлично подходящем для «адюльтера» салоне с раскладывающимися передними сиденьями, но вместе с этим пришло и первое признание с наградами на самых престижных конкурсах красоты и последующее путешествие в Америку, где талант де Сахноффски раскрылся на полную.… Однако первым стимулом на новом месте работы Алексиса, помимо собственно денег, стал… туалет!
Продолжение следует.