1955 Chevy Gasser: 40-летняя история «богомола»

У каждой машины имеется своя история, но таким долголетием может похвастать не всякая, а эта может пощеголять еще и культовым статусом!

Причем уже в заглавии статьи имеется ошибка — в реалии возраст этой машины составляет 60 лет! Изначально пусть и в версии купе-хард-топ, все же это был довольно заурядный Chevrolet серии 210, выпущенный в 1955 году.


Однако, не стоит его путать с обильно покрытым хромом люксовым вариантом Bel Air тех же лет, получившим настоящий культовый статус, и являющийся одним из самых узнаваемых автомобилей в истории мирового автопрома.


Как раз его «донор», кем и являлась 210-ка, как это было и в самом начале, остается в тени своего более стильного и славного побратима. Однако для фанатов дрэгстеров gasser, именно 210-я являлась, да и остается сегодня, одной из самых излюбленных. Правда, не в последнюю очередь секрет ее популярности кроется как раз в дешевизне в сравнении с Bel Air конца 50-х, стоящими сегодня и вовсе немалых денег.


В реалии «гассеры» делают на базе обоих, но для начала, наверное, стоит пояснить — что именно означает термин gasser.

Самые необычные дрэгстеры

Если отталкиваться от формы, то, пожалуй, именно «гассеры» можно считать самыми необычными дрэгстерами. Даже игловидные формы Top Fuel выглядят куда более логичными, в том числе и для неосведомленного человека. «Гассеры» же с их высоко задранными в воздух передками и в целом поднятой подвеской, скорее напоминают о скоростных путешествиях по пересеченной местности.

Отчасти секрет кроется в том, что «гассеры» являлись «хот родами», пришедшими так сказать «из масс», то есть в прямом смысле слова с дороги общего пользования на «дрэг-стрип», а не профессиональными дрэговыми болидами. Они действительно вышли из среды «хот-роддинга», появившись в конце 50-х, когда их владельцы искали пути для повышения ускорительных свойств их хот-родов.


Как и сами хот-роды, первоначально «гассеры» базировались на серийных образцах автомобилей производства 30-40-х годов прошлого века. Главными критериям для начала были доступность (дешевизна) и легкость (в плане массы). Поначалу к таковым относились предвоенные небольшие купе Ford и Willys.


Позже, а собственно «гассеры» как класс в дрэге просуществовали лишь до начала 70-х, классическими для них как раз стали Chevy 50-х.


Секрет задранного носа крылся в элементарном ухищрении — переместить как можно дальше назад центр масс, чтобы при старте с места задние колеса изначально имели максимальные сцепные свойства с дорожным покрытием. (Нельзя забывать, что «нос» этих машин «благодаря» двигателям большой кубатуры был изрядно «перетяжелен»). Обычно это достигалось установкой спереди нехитрого неразрезного моста.

Во-первых, его применение облегчало процесс «подъема» фронта, во-вторых, он был дешевле и, что не маловажно — меньше весил, чем независимая передняя подвеска. Да и с точки зрения ремонтопригодности он также был попроще. Сзади же «по-любому» использовался аналогичный ведущий мост, так что тут подвеска требовала лишь незначительных доработок, в зависимости от того, насколько хозяин хотел поднять и ее…

Нельзя не сказать, что как вариант поднимали и стоковую независимую переднюю подвеску, как это произошло изначально с героем данного материала, о чем ниже. Однако этот вариант был более сложным и менее типичным для «гассеров»…

В остальном эти мигрировавшие на «дрэг-стрип» хот-роды привычно облегчались, из них выбрасывалось все, что считалось лишним их владельцем, ну а серьезный подход в поздние годы включал использование полимерных наружных панелей и пластмассовых окон. Пожалуй, единственным другим отличительным признаком «гассеров» были характерные короткие патрубки выхлопной системы, традиционно «вырывавшиеся» из передних крыльев сразу позади передних колес, «венчавшие» собой «паук» от V8.



Ну и самое главное: собственно термин «гассер» является скрещением двух слов — gas и dragster. Иными словами — бензиновый дрэгстер, что вполне объяснимо, так как «профессионалы» обычно уже тогда использовали более эффективное топливо на спиртовом основании (собственно бензиновый класс дрэгстеров в то время так и именовался — просто как Gas). Несмотря на их непривычную для сегодняшнего дня форму, «гассеры» стали предшественниками современного класса Funny car, хотя их главной запоминающейся чертой все же стала как раз форма, нежели «содержание».


Если положить руку на сердце, то именно форма стала главной движущей силой при рождении, да и собственно всей жизни этого «гассера», причем до пенсии, судя по всему, ему очень-очень далеко. Итак, пролистнем основные страницы его летописи.

От обложки журнала…

Это сегодня Рич Конклин (Rich Conclin) довольно известен, особенно в среде «гассеров» на восточном побережье США, да и не только, прослывший настоящим гуру в мире «гассеров». Он не только владеет собственным гаражом Rich's Hot Rod Farm, расположенным в городке Монтвилль, Нью Джерси, но и собственной фирмой Radir Wheel Company, выпускающей особые колесные диски для хот-родов и задние слики, как раз предназначенные специально для «гассеров».

В своем гараже Конклин периодически «строит» «гассеры», который к тому же является домом для клуба поклонников этих задранных в небо машин — Dead Mans Curve Car Club, тогда как этот зеленый Chevy стал неофициальной эмблемой клуба. Но 40 лет назад, в начале далеких 70-х прошлого века, Рич был простым американским пацаном. Более того, он рос на отцовской ферме пусть и в окружении техники, но по своей сути крайне далекой от хот-роддовой культуры, к этому моменту давным-давно поглотившей западное побережье. Однако в распоряжении Рича имелось немало специализированных журналов. Именно необычные формы «гассера» с обложки Popular Hot Rodding за май 1974-го и запали ему глубоко в душу.


Речь шла о «гассере» известного в те времена Рича Трайса. Как знать, возможно, не в последнюю очередь секрет «наваждения» юного Конклина именно этим автомобилем кроется в том, что его построил тезка, а возможно, и в самой судьбе — это как кому будет угодно…

Как бы там ни было, но по дороге в свою школу Рич уже не один месяц наблюдал на обочине одной из улочек Монтвилля брошенный с виду старый купе Chevy 210-й модели, как раз точно такой же, который послужил основой для «гассера» Трайса. В реалии машина простояла там без малого 5 лет, и, как выяснилось, была куплена ее нынешним хозяином у первого владельца — на тот момент уже старушки.

Примечательно, что новый владелец хотел сделать из машины хот-род, из-за чего отклонил и первое, и второе, и третье предложения парня о покупке старого Chevy. Однако его «проект» растянулся во времени на много лет и в реалии машина стояла «на якоре». Все на что сподобился за несколько лет «горе хот-роддер», так это новый «шифтер» от Foxcraft и пара приборов от StewartWarner и все!

Никаких других модификаций, тогда как под капотом оставался оригинальный 265-кубовик (почти 4,4 литра) V8. Кстати, этот двигатель пришел под капот 210-к второго поколения на смену 4-литровой рядной шестерке с ярким названием Blue Flame (Синее пламя), став на многие годы и даже десятилетия настоящей визитной карточкой марки… Более того, именно этот двигатель стал первым массовым V8 в истории Chevrolet…



Нельзя не сказать и о том, что второе поколение 210-го Chevy простояло на конвейере все пару лет — с 1955 по 1957 год, и хотя оно намного неказистее появившегося в это же время Bel Air, на сегодня оно тоже является раритетом…
Рич не сдавался. На горе хозяина, его дом оказался буквально по дороге будущего «гассеровца» из школы домой, и Конклин чуть ли не каждый день наведывался к нему в гости! В какой-то момент настойчивость юноши принесла свои плоды, и он все-таки стал счастливым обладателем старенького Chevy, причем за всего 250 долларов. На его удивление автомобиль оказался на ходу и Рич тут же отогнал его на ферму отца, припрятав покупку в одном из амбаров. На дворе только начался 1975 год, а Конклину как раз исполнилось 18 лет.

… к «амбарному проекту»…

Потертый Chevy послужил отличной отправной точкой для 18-летнего парня, который тогда и не мог помышлять, каким авторитетом он в итоге будет обладать в среде «гассеров».
На тот момент, Рич хотел лишь «смастерить» себе «крутую тачку, как в журнале». И, используя немалые технические навыки присущие фермерским парням, он это сделал!

Для начала Конклин полностью разобрал «колымагу», после чего собственноручно сделал всю «жестянку», приведя кузов в порядок. Все панели были покрыты слоем черной грунтовки и установлены назад на свои места. «Родной» движок Рич все же решил сменить на более мощный 327-кубовый (5,4 литра), причем установив на него новые головки именуемыми fuelie за их повышенную «пропускную способность».
Старый 265-й двигатель был запакован и оставлен под стеной амбара, где его и «поглотило время» — ошибка, о которой в ретроспективе, Конклин не раз пожалел… Что же до подвески, тот тут вариантов не было — она должна была быть поднята как в тех «гассерах», которые Рич уже много лет наблюдал, листая хот-роддовые журналы. За основу был взят тот самый Chevy 55 Рича Трайса, однако наш Рич пошел тогда несколько другим путем.

Сзади все было привычно. После демонтажа листовых рессор и ведущего моста, при помощи установленных «поверх» пружин клиренс был увеличен на несколько дюймов до желаемой высоты, при этом ведущий мост остался стоковым. Однако спереди Конклин решил не устанавливать более традиционный для «гассеров» неразрезной мост. Вместо этого он отправился к местному сварщику, попросив того серьезно увеличить на 14 дюймов (35 см) передние шлицевые соединения. В реалии работа не из самых простых, но мастер ее выполнил и, что характерно, плод этих усилий местного «коваля» оставался нетронутым в течение следующих 20 лет.
Теперь задранный вверх передок его нового творения полностью удовлетворял Рича. Шутка ли, но на дороге этот пока еще не ставший «гассером» хот-род заставлял внедорожники тех времен ощущать себя карликами. На вопрос, почему он не использовал неразрезной мост, позже Рич рассказал, что хотел именно такого вида: «Я уже встречал фото как раз с таким вариантом передней подвески и мне он попросту казался более крутым...»

В итоге спереди подвеска образовывала некий всепоглощающий хищный тоннель. Более того, именно из-за этого вида в первые годы машина получила довольно своеобразную кличку «Молящийся богомол», подразумевая боевую стойку этого огромного насекомого…
Правда, есть еще один «небольшой» нюанс, почему именно этот вариант избрал юный на тот момент Рич: «к тому же это был наиболее легкий и быстрый способ поднять машину до желаемого уровня, при этом, не сильно углубляясь в переработку передней подвески».
Трансмиссия также была заменена — на «4-ступ» Muncie. В качестве выхлопной были установлены нехитрые «самопальные» коллекторы, венчавшиеся парой «глушаков» Cherry Bomb, которые хоть как-то приглушали тон довольно мощного V8. Естественно все это было, как и положено «гассеру» — на виду у всех сразу за передними колесами…

Последним «гассерным» штрихом стали типичные только для этих поднятых машин тяги лестничного типа для придания устойчивости задней оси. В целом на все эти конструктивные изменения ушло не так уж и много времени, и реинкарнированный в «гассер» старенький 210-й был готов к своей первой поездке.

… и 40 лет движения!

Примечательно, что из «амбара» новый «гассер» не только выехал так и оставшись в черной «грунтовке», но и проездил в таком виде почти год. Но самое интересное в истории этого «гассера» то, что изначально никто и не помышлял выступать на нем на «дрэг-стрипе». Более того, история тактично умалчивает, выступал ли он хоть раз в настоящих соревнованиях. Однако уважения и даже восхищения заслуживает тот факт, что с самого первого дня, не успев «встать на колеса», машина использовалась буквально в повседневной жизни, за 40 лет «намотав» более 100 тысяч миль. Однако ее «первые шаги» оказались тернистыми.
В первый же вечер, когда 18-летний Рич решил покрасоваться на своем новом детище, очевидно перед соседскими сверстниками, новый 327-кубовик взорвался!
По самокритичному признанию хозяина, правда, последовавшему спустя десятилетия, тому способствовали его правая нога и юношеский задор…

Не долго думая, и благо, имея финансовую возможность, Рич тут же заказал более мощный и, главное, новый «из ящика» мотор с тем же объемом. На него были установлены уже имевшиеся «мощностные» головки fuelie и некоторые другие модифицированные детали, оставшиеся после «взрыва». Примечательно, что по тем временам (а речь идет о 1975 годе), новехонький мотор от GM стоил всего 400 долларов, и как шутит сам Рич, «если бы у меня была машина времени, я бы отправился на ней и купил бы штучек 50 этих движков „про запас“…. 
Уже этот двигатель выдержал не только испытание правой ноги молодого хот-роддера, но и временем. Шутка ли, но он прослужил верой и правдой почти 40 лет! А вот что еще „разрывалось“ и не раз — так это задний редуктор. Оно и не удивительно, ведь изначально он оставался стоковым. Рич перебрал не один из них, а точнее три, причем пара была расколота прямо пополам. Намучавшись, уже ближе в нынешнему дню, Рич остановил свой выбор на проверенном 12-болтовом GM'овском заднем мосту, в который была имплантирована главная передача 4.11, обычно применяемая на траках! И вот они остаются на машине и сейчас…

Изначально в конце 70-х автомобиль доставлял своего хозяина и на учебу и на свидания: «Я выезжал на ней почти каждый вечер, причем круглый год, разве что за исключением снежных дней… За все времена я лишь дважды ставил машину на трейлер чтобы доехать на шоу — и то из-за того что в тот момент на ней стояли совершенно новые колеса Radir, которые мы продвигали на рынке».
Лишь небольшое время, когда Рич обзавелся уже своими детьми, его «гассер» стоял без движения, после чего он стал излюбленным средством передвижения для подрастающего поколения, которое прозвало его «Большая, большая зеленая машина». Теперь «гассер» периодически «подкидывал» в школу уже детей Рича! Самое интересное, что грозный «богомол» и поныне служит семейству Конклинов не только как «машина выходного дня», но и для самых банальных поездок в супермаркет за покупками! Однако это никак не «деклассирует» героя этой статьи. Напротив.

Шло время, но Рич оставался верен своим юношеским идеалам. Он отказывался добавлять в свое детище новомодные «прибамбасы», оставаясь верен «хот-роддовым» традициям. Возможно, именно эта старомодность и приверженность к «олд-скулу» в итоге и снискали репутацию гуру в сфере «гассеров» для Конклина.

Трансформации

И все же пусть и не радикальные, но изменения присутствовали в жизни этого «гассера», что для почти полувековой истории вряд ли кого-то удивит. Самое интересное, что первой «значительной» трансформацией для машины стало… собственно приобретение цвета! Накатавшись вдоволь, в 1976 году Рич загнал «гассер» в тот же амбар и вновь разобрал. Единственной целью данной манипуляции являлась как раз покраска.
Примечательно, что вопреки традиционно ярким для хот-роддовой среды расцветкам, мужающий Конклин выбрал довольно таки сдержанный и даже классический цвет. Официально он назывался как Corvette Brands Hatch Green.


Однако все, кто хоть немного любит автоспорт, прекрасно понимают, к чему в нем присутствует название одного из самых известных в мире британских треков «Брендс Хетч», тогда как сам цвет если и отличается, то лишь оттенком от классического «Британского гоночного зеленого» — British Racing Green…

В этом цвете «гассер» остается и поныне, причем молва гласит о том, что за почти 40 лет он лишь немного «подкрашивался»! В это слабо верится, но оставим сие утверждение на совести «летописцев» этой машины… Тем не менее, за свою 40-летнюю историю этот «гассер» все таки пережил несколько пусть и небольших, но все же более серьезных изменений внешности.
Несмотря на то, что базой послужила более скромная на тот момент (середину 50-х) 210-я модель Chevrolet, по совету его старшего брата все же не удержался, добавив после покраски некоторый «шик» от люксового Bel Air. Благо, это не коснулось задних крыльев, а лишь хрома вокруг боковых стекол. Еще одним, и, собственно, последним серьезным кузовным изменением стал капот с характерным воздухозаборником а-ля Chevrolet Corvette 1968-го года выпуска (L88).

Он был сделан тогда же, после чего если не считать небольшого «пламени» нанесенного на него, причем в цвет кузова, да еще и не заметного со стороны, почти 20 лет Рич проездил на машине, не прикасаясь к ее конструкции.

В 1995 году, когда Рич достиг серьезного возраста, а также имея серьезную репутацию в среде любителей «гассеров», вместе со своим приятелем Робом Луло они открыли Radir Wheel Company. Компания снабжает «кастомными» колесами хот-роддеров и особенно «гассеры», а также выпускает специальные «наварные» задние «слики» как раз для этих «задранных» к небу монстров.

Стилистика колес уходит корнями во времена рассвета «гассеров» в 60-е, что особенно импонирует поклонникам этих машин.
Благодаря новому начинания Рич Конклин стал еще больше известен в этой среде, причем теперь уже не только на восточном, но и на том самом хот-роддовом западном побережье. И этому сильно помог его верный друг «гассер»!

С появлением нового бизнеса (и вот уже 20 лет как), «гассер» Рича естественно начал «обуваться» исключительно в диски Radir. Сегодня на обеих осях стоят фирменные Tri-Ribs, 15х6 спереди и 15х10 сзади. Передние обуты в Firestone, тогда как сзади стоят свои родные наварные слики дабы Рич всегда смог с удовольствием утопить правой ногой педаль акселератора в пол и полностью насладиться ускорением…

Финальные «штрихи» к портрету

В это же время произошло, пожалуй, главное событие в жизни зеленого «богомола», окончательно придавшее ему форму, в которой его знают все и поныне. Ведь все это время его передняя ось оставалась не классической для «гассеров, а с независимой подвеской. Только спустя более чем 20 лет Конклин решился на главную трансформацию.

Он вновь собственноручно разобрал, правда, в этот раз только передок машины, сняв те самые наращенные передние поворотные «кулаки», которые ему сварил в 1975-м местный умелец. Затем был взят передний неразрезной мост от известной конторы Tinny's Hot Rod Shop из Пенсильвании и установлен на изготовленные «с нуля» рессоры и «амморты» от Jensen and Mitchell. Однако это была самая простая часть.

После сам Рич внес все необходимые модификации в рулевое управление его Chevy. Причем «низ» изменился полностью. Тут не только абсолютно преобразилась вся «геометрия», но и был добавлен гидравлический «компенсатор». Примечательно, что «вверху» под капотом вновь все узлы рулевого остались стоковыми!

Всего пару лет назад, в 2013-м, Конклин решил заняться и мотором. Оно и понятно, ведь с момента его установки прошло почти 40 лет! Однако и тут консерватизм, а возможно и экономичность, вышли на первый план. Был велик соблазн вновь, как и тогда в 75-м, заказать абсолютно новый мотор, с алюминиевыми «головами» и прочими «приятностями» современности, однако Конклин не ищет легких путей.
Он решил лишь «освежить» старый мотор, оставаясь верным классике «олдскул».
Те самые «головки» fuelie были полностью перебраны, а сам блок расточен всего на 0,030. При этом все остальные детали от 1975 года были установлены назад, а заменены лишь те, которые в этом нуждались, и, тоже, естественно, на оригинальные…

Карбюратор, выхлопная система, да и собственно все остальное осталась тем же, равно как и «глушаки» — единственной слабостью в этот раз стали накрашенные языки пламени в подкапотном пространстве и совсем немного «хрома» то там, то сям…
Стоит ли удивляться, что спустя более чем полвека, и во втором десятилетии XXI века, в салоне этого «гассера» царит обстановка 50-х с виниловым «диваном» и в тон ему дверными картами, на которых красуются ручные стеклоподъемники.

Конклин не менял ни оригинальную архаичную «приборку» с ее огромными шкалами, ни старую не регулируемую по высоте рулевую колонку, не говоря уже об управлении головным светом и дворниками, а также старом кнопочном аналоговым радио-приемнике!
Единственное, тут все же появилась стильная накладка на передней панели от более люксового Bel Air, а о современности напоминают лишь прикрепленный нехитрым хомутком к рулевой колонке современный тахометр, хромированная «баранка», а также «пацанский» «гиар-кноб» на «шифтере» Hurst в виде игральной кости ну и наклейки с самых различных слетов и шоу…

Да что там говорить, за 40 лет, в этом «гассере» не менялся не только кузов и его цвет, но и двигатель, и его высота, хотя и была заменена передняя ось, а на всех четырех колесах остаются оригинальные барабанные тормозные механизмы! При этом сам автомобиль (которому в реалии 60 лет от роду) находится все эти 40 лет в беспрерывной чуть ли не каждодневной эксплуатации! И Рич Конклин не собирается на покой, равно как и ставить на прикол своего зеленого любимца, ставшего в каком-то роде его собственным продолжением на дороге…
Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.