Михаил Алешин: «Американцы знают, как сделать шоу»

Михаил Алешин, пожалуй, самый универсальный пилот из всех российских автогонщиков. За свою двадцатилетнюю карьеру в автоспорте (а сейчас ему 28 лет) он успел проехать за рулем почти всех типов гоночных автомобилей за исключением NASCAR.

Картинг, различные «формулы» (от Formula Renault 2000 до GP2 и Formula 1 — за команду Renault F1 на тестах в Абу-Даби), безусловно кузова, лемановские прототипы, а с 2014 года — еще и американские INDYCAR, которые, конечно, тоже автомобили с открытыми колесами, как и прочие «формулы», но из-за разницы философий, мы поставим их отдельно.


В 2010 году Михаил стал чемпионом Мировой серии Renault 3.5 и как пилот получил платиновый статус (это высшая категория для автоспортсменов в мировой классификации), который позволяет ему выступать во всех топовых мировых гоночных сериях. А в 2014-м он при поддержке SMP Racing стал первым в истории российским пилотом, выступающим в американском INDYCAR: за команду Schmidt Peterson Motorsports, но под российским флагом. В 2016-м Михаил вновь возвращается за руль Indycar, но в преддверии сезона выступит в другой американской гонке — знаменитой «24 часа Дайтоны» за команду SMP Racing на российском прототипе BR01 категории LMP2.


Перед тем как улететь на весь сезон в Америку, Михаил рассказал нам про американские гонки, американских зрителей и о том, как проходит одна из самых знаменитых американских гонок — «24 часа Дайтоны».

— Миша, мне кажется, ты самый универсальный пилот из всех, кто ездит в России. Ты ездил на «формулах», ты ездил на кузовах, ты ездил на прототипах, ты ездил на Дайтоне.

— Мне только дай поездить, я и на газонокосилке поеду.

— Но не чувствовал ли ты себя в Америке чужим? Как там болельщики воспринимают иностранцев?

— Американцам все равно, откуда ты, для них главное — персоналити. Если они видят в тебе личность, то будут тебя поддерживать. И им в принципе неважно, на каком ты месте приехал. Им нравятся характерные, неуступчивые пилоты — те, кто борется. У меня, по-моему, в Москве столько не было интервью на тему INDYCAR, сколько там. Им всем интересно, как мне здесь нравится, как мне здесь живется.

Когда журналисты узнали, что в INDYCAR появился русский, шум подняли невероятный.

— Наверное, это как раз то, ради чего все пилоты туда едут: контакт и общение со зрителями?

— Если выражаться простым языком, то там нет дешевых понтов. У болельщиков есть возможность общаться с тобой, у тебя есть возможность общаться с болельщиками, их там огромное множество. Например, ближе к концу сезона я стал обращать внимание, что на трибунах появились люди в майках с моим именем. Один человек в Дайтоне подошел ко мне и сказал, что, когда я попал в аварию, он купил себе мою майку и не будет ее снимать весь следующий сезон. Этот человек сорок лет смотрит INDYCAR. То же самое происходит и в Дайтоне.


— Есть ли отличия «24 часов Дайтоны» от, скажем, «24 часов Ле-Мана»? Ведь и там, и там, участвуют не только кузовные классы, но и прототипы?

— В Дайтоне главное отличие от европейских гонок в том, что с нами в одном классе участвуют «Дайтона прототип» — это машина совсем другого класса, построенная по регламенту американских гонок. С точки зрения техники это трубчатая рама и огромный двигатель, который дает большое преимущество на прямых. Но самое интересное то, что этот автомобиль не менялся на протяжении, наверное, последних 20 лет.

— Это серьезные соперники для прототипов LMP2?

— Достаточно сказать, что LMP2, на которых в том числе выступает в этом году и наша команда, были допущены к гонкам в 2014 году, но пока еще ни разу не выиграли. И хотя в прошлом году лучшее время в квалификации показал именно европейский прототип, но из-за технических проблем он не смог финишировать первым.

— Основной фактор победы для DP (Дайтона прототип) это их мощность?

— Несколько факторов. Мощность — это первый (они мощнее примерно на 100 л.с.). Второй — это, конечно, знание завсегдатаями американских гонок их регламента. Ну и, конечно, трассу для них намного привычнее и знакомее, чем для нас. А трасса очень своеобразная, ведь это сочетание овала и внутреннего традиционного кольца.


— Какие основные отличия в регламенте?

— Прежде всего разрешено одновременно заправлять машину, переобувать колеса и меняться пилотам. То, что в Европе делать категорически запрещено. В Америке вообще все, что касается гонок и их безопасности, довольно демократично и олдскульно, что ли. Для нас это создает сложность в том плане, что питстопы получаются намного короче по времени за счет одновременности происходящего, и нам надо как следует потренироваться, чтобы не отставать от остальных.

— В чем сложность такой комбинации двух видов трасс?

— Сложность, на мой взгляд, в сочетании этих двух типов трассы. Например, при съезде или заезде на овал разный градус наклона трассы, машина чаще всего нестабильна, это первый тонкий момент.

Другой момент заключается в трафике. Большинство пилотов будут стараться ехать по оптимальной траектории внизу овала, соответственно, верхняя часть будет в грязи, и там опасно обгонять. Этот фактор тоже надо учитывать, потому что, например, в INDYCAR или в NASCAR машинами занята вся трасса, там едут и в 2 см от стены.

Третий момент (и он тоже важен) — большая загруженность трассы с учетом того, что участвуют автомобили разных категорий и разных скоростей. Машин примерно столько же, как в Ле-Мане, но сама трасса существенно короче, так что будет очень плотно.

— На какие элементы машины ложится основная нагрузка в Дайтоне?

— Аэродинамические элементы, подвеска, т.к. трасса не совсем ровная и к тому же приходится активно использовать поребрики. Тормоза и двигатель — конечно, но это всегда во время длинных гонок.


— Ты, как уже практически старожил в Дайтоне, можешь дать рекомендации новичкам, где лучше смотреть гонку?

— Я бы сел на главную трибуну повыше, потому что с нее видно все. Она высотой с 10-этажный дом и рассчитана на какое-то невероятное количество человек, порядка 30 тысяч. Соответственно, чем ты выше, тем лучше видишь происходящее. Там все как на ладони.

— Когда происходит все самое интересное?

— Наверное, в последний час. В Дайтоне, если на трассу выезжает машина безопасности, у каждого пилота есть возможность нагнать отставание, обогнав сейфити-кар и пристроившись в хвост пелотона. То есть, если кто-то косячит на протяжении гонки и отстает на пару кругов, то теоретически у него есть шанс нагнать, оказавшись позади лидера, и бороться с ним на равных. С моей точки зрения это очень хорошо, потому что повышает зрелищность.

Какой интерес смотреть на лидера, который в 10 кругах от всех?

Я думаю, что в Европе это тоже введут, потому что это привлекает зрителя. Американцы вообще знают, как сделать шоу — в отличие от Европы.

— Как часто и как надолго выезжают на трассу машины безопасности?

— Как часто — зависит от ситуаций, но по времени — надолго, да, потому что за это время технические службы стараются очистить трассу не только от обломков, но и от мусора.

— То есть по большому счету это шоу?

— Любое спортивное мероприятие — это шоу в первую очередь. Потому что, если бы не было шоу, не было бы спортивного мероприятия, а значит, не было бы зрителей.

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.