Любой фанат американского автопрома тут же раскритикует сам заголовок материала: для начала — в 1934-м году фирмы Mercury попросту не существовало, а затем — и те немногие пикапы, которые она выпускала после войны, имели совсем другие формы. И они будут совершенно правы.
Немного истории
Бренд Mercury с подачи сына Генри Форда — Эдселя, был запущен в самом конце 30-х, причем он предназначался для выпуска автомобилей, которые бы заполнили пробел в линейке корпорации Ford между ее одноименными бюджетно-народными машинами, и люксовыми Lincoln, тем самым став «средне-ценовыми». Марка запускалась в пику конкурентам GM с их Buick и DeSoto от Chrysler. До войны, да и сразу после, под маркой Mercury продавались исключительно «легковушки», сначала свои полностью оригинальные, а уже в конце 40-х они стали не более чем рестайлинговыми Ford.
После довольно тернистой истории марки, где под ее именем в Америке продвигались и красивое европейское купе Ford Capri и, мягко говоря, неказистые японские малолитражки Mazda, в 2011 году Mercury окончательно умерла. Но вернемся к истокам.
На «люксовых» автомобилях Mercury изначально использовались исключительно двигатели V8 — те самые знаменитые «флетти» с боковым расположением клапанов, которые среди прочего помогли машинам Ford завоевать рынок в 30-х. Более того, первая модель так и называлась — Mercury Eight, то есть — «восьмерка». Тогда речь шла о 239 кубических дюймах (почти 4 литра), с которых снималось всего 95 л.с., хотя по довоенным меркам это было весьма недурно…
В свое время пикапы все же были и в «арсенале» Mercury, но они являлись не более чем ребрединговыми Ford, к тому же предназначенные исключительно под канадский рынок. После войны он требовал привлечения новых клиентов, кто уже «не велся» на старый добрый синий овал. В итоге речь шла не более чем о пикапах серии F, которые не только превратились в Канаде в Mercury, но и вполне логично получили соответствующую ей маркировку — просто М. Все это происходило, начиная с 1946 года.
Примечательно, что параллельно в той же Канаде в шоу-румах Ford продавались и сами пикапы серии F, так что в реалии вряд ли кого-то ввел в заблуждение этот маркетинговый ход…
Зато канадские версии не только несли новые радиаторную решетку, беджики и логотипы, но и имели несколько более форсированные двигатели, очевидно, с расчетом на обширную сеть лесных грунтовых дорог этой страны, тем более в те времена.
Большинство из них по-прежнему под своими капотами скрывали все те же «флетти», в итоге выпускавшиеся более 20 лет! Сама серия М простояла на конвейере до конца 60-х, после чего «игры» с ребрендингом пикапов закончились…
Немалые ухищрения «под кожей»…
Автором этого никогда не существовавшего пикапа 34’Mercury является довольно известный в хот-роддовых кругах Рикки Бобби, хозяин одноименного «гаража» Ricky Bobby Rod Shop, известного множеством самых различных «родов». По заверениям самого Рикки, все началось с того, что он обнаружил в своих «загашниках» «флетти» Mercury, причем вместе с оригинальной трансмиссией 1949 года.
Задумавшись над тем, что с ними можно сделать, у него родилась в некоем роде безумная идея — построить никогда не существовавший пикап Mercury со стилистикой 30-х годов, чтобы он выглядел как «заводской»! Иными словами, предположить, как бы мог выглядеть пикап, выпускай его не существующая на тот момент Mercury. Благо, пикапов Ford в те времена хватало с избытком, так что с «отправной точкой» в реалии проблем не было.
Кабина был взята от 34’Ford, как и шасси. Но над обоими серьезно потрудились. Обычно чтобы понизить профиль всего автомобиля «кромсая» пол кабины, ее буквально насаживают на раму, и этот прием называется «ченнэлинг» (channel — от слова «канал»). Однако Рикки Бобби не ищет простых путей. Он не только серьезно укоротил раму, но еще и уменьшил ее высоту в тех местах, где на нее «насаживается» кабина и рама, оставив более «мощный» профиль только под двигателем.
Если профиль сечения «рельсов» рамы изначально имел высоту 7 дюймов (почти 18 см), то ее срезали почти в половину, сделав так называемый «boxing». Таким образом, в кабине остался полностью оригинальный пол и тоннель под трансмиссию, и место для водителя и пассажира. Причем на это ухищрение Рикки пошел неспроста.
… и «на поверхности»
Собственно кабина была подвергнута привычному для хот-родов «чоппингу». То есть в районе окон были вырезаны секции, причем довольно серьезные — почти 9 см). Естественно это уменьшило пространство над головами в кабине. Именно поэтому и пришлось так серьезно повозиться с рамой — посади Бобби кабину низко на раму методом «ченнэлинга», он не смог бы сделать «чоппинг». А так он добился двойного уменьшения профиля, при этом оставив более чем приемлемое место в кабине…
Кузов этого пикапа кажется совершенно неказистым, хотя на деле над ним серьезно поработали. Взяв за основу узел довоенного пикапа Ford, Бобби потрудился над ним на славу. Для начала кузов был полностью разобран и укорочен на 25 см. Дальше ещк сложнее — с его боков исчезли ниши-колесные арки, не говоря о самих крыльях.
Главным «мерилом» для высоты кузова в итоге стали задние колеса — так, чтобы они не выходили за его габариты по высоте.
Откидная панель кузова (tail-gate) от послевоенных канадских Mercury серии М также была серьезно переделана, вернее сказать — изготовлена «с нуля». Главенствующей тут стала собственно надпись марки по центру, когда все остальное оказалось буквально перекроено вокруг нее под ширину и высотку кузова. Примечательно, что в закрытом положении крышку удерживают фиксаторы от капота старого Mercury. Внутри находится абсолютно гладкий и в общем-то ничем не примечательный пол «под дерево».
А вот что может броситься в глаза наблюдательному «роддеру», так это невероятно близкое расстояние между кабиной и кузовом.
И Бобби будет горд таким «замечанием». Чтобы добиться этого, он и вовсе изогнул заднюю стенку кузова, внизу она как можно плотнее прилегала к кабине, как бы образуя интегрированную с вида конструкцию… Но, пожалуй, самое интересное кроется спереди этого необычного хот-рода.
Максимально «периодно»…
Мы помним, что изначально этот пикап должен был стать некоей вариацией на тему «а если бы Mercury делал их в 30-е». Поэтому, собственно, «начинка» этого хот-рода также была нацелена на максимальную, если так можно сказать, оригинальность, нежели достижение мощностных и скоростных характеристик. Оригинальный «флэтти» V8 от Mercury начала 50-х по сути никак не модернизировался. Напротив, в нем использованы почти все оригинальные узлы и детали, лишь приукрашенные снаружи.
К современному тут относится лишь впускная от Eddie Meyer и карбюраторы известной конторы Stromberg 97, специализирующейся именно на этих агрегатах.
С двигателем используется настолько же оригинальная трансмиссия Mercury — она 3-ступенчатая механическая, однако с overdrive. В ней имеется «делитель» (или повышающая передача), причем в те времена управление им выглядело как выдергивающийся «кноб» на приборной панели. Находясь на любой из трех передач, потянув его на себя, водитель переводил трансмиссию в более экономичный режим. При парковке же в вытянутом положении overdrive трансмиссия выполняла роль ручного тормоза…
Несмотря на то, что старенький «флетти» развивает лишь около 150 сил и скорее «больше рычит, нежели едет», Рикки не отказал себе в одном ухищрении.
На изготовленном в его мастерской абсолютно новом капоте по бокам имеются два характерных прилива. Обычно таковые необходимы чтобы поместить в скромное подкапотное пространство 30-40-х большой современный V8, в частности требующий места под разветвленную выхлопную систему. Именно чтобы скрыть выпускные коллекторы моторов с обычным верхним расположением клапанов и выполняются такие приливы.
Однако в данном случае — это не более чем обманка. Ведь в «плоскоголовых» двигателях «флетти» выхлопная система буквально интегрирована в блок цилиндров, и они занимают куда меньше места по ширине, чем современные «верхнеклапанники».
Под капотом этого пикапа кроется скромная «рабочая лошадка» середины прошлого века, а не 800-сильный «дрэговый» монстр XXI века. Но с учетом остальных хот-роддовских «красот», Бобби можно простить эту его шалость (чего только стоит клиновидная посадка всего пикапа).
Не в последнюю очередь ей способствовала не только серьезная кузовная работа по «чоппингу», но и использование заниженной на 10 сантиметров drop-down передней оси от SoCal. При этом в остальном подвеска оригинальная — поворотные «кулаки» и рычаги (пусть и серьезно измененные) от 37’Ford. Сзади «примостилась» ось от 40'Ford на рычагах от побратима Mercury — 39’Lincoln Zephyr. Но, если тут все более менее по «хот-роддовому» прозаично, то интерес вызовут колеса. Вернее правильнее будет сказать, что они скрывают секрет, так как снаружи по стилистике они совершенно идентичны.
Действительно, спереди стоят оригинальные старомодные стальные диски 16х4 от 40’Ford. А вот сзади в реалии установлены современные алюминиевые диски Circle Racing Wheels размерностью 18х7, добавляющие клиновидной посадке пикапа.
Они были тщательно замаскированы»под «ретро-лук» при помощи оригинальных колпаков 40'Mercury, которые были установлены и спереди. В итоге колеса выглядят одинаковыми…
… и внутри тоже
Внутри этого «периодный» пикап Рикки решил максимально приблизить по духу к довоенным временам. Почти все, включая торпедо, «приборку», рулевую колонку и собственно сам огромный 15-дюймовый руль от 40’Ford. Однако, где это было возможно, Бобби «прилепил» беджики и кнопки Mercury. Да, это можно счесть обманом, но нельзя забывать о назначении данного пикапа и о том, что он никогда не существовал! При этом дух старины Рикки Бобби мастерски скрестил с хот-роддовскими трендами.
Традиционное скамеечное сиденье, как и дверные карты, оббиты винилом «под кожу», зато по бокам и над головой красуется в тон ему замша. На довольно массивный скрывающий «старорежимную» трансмиссию центральный тоннель было нанесено специальное полимерное покрытие, придающее ему шероховатый вид. Поверху и тоннель, а также аскетичная металлическая торпедо, выкрашены в цвет кузова.
«Файр-волл» внутри кабины тоже остался «голым» металлическим, тогда как на пол постелены неказистые коврики. Интересно, что сбоку одного с водительской стороны даже можно видеть патрубки тормозной системы, идущие к задним колесам… Из современности тут можно обнаружить только стильные педали от Kugel.
Именно это и является особой гордостью Бобби. Если не считать педалей, карбюраторов и пары патрубков под капотом, а также задних дисков, из сегодняшнего дня на его пикапе «1934 года выпуска» были использованы лишь пружины с амортизаторами и тормозные линии — и все. Остальное исключительно «периодные» детали и «исходники» Ford и Mercury 40-х.
«Периодичности» пикапу придает и ветровое стекло, которое по старомодному можно откинуть вперед на верхнем кронштейне, как это было принято в 30-е годы…
Не успев весной 2015 года закончить свое творение, причем не только рук, но и креативного воображения, Рикки Бобби тут же отправился на один из самых именитых форумов хот-роддеров, где среди прочих его 34'Mercury pick up тут же взял довольно престижный приз для «самоделок» — Good Guys Builder Choice.
Однако созданием этого пикапа помимо собственно самореализации, Бобби преследовал совершенно прозаичную цель — заработать. Вскоре этот 34'Mercury был выставлен на продажу за почти 60 тысяч долларов и, нужно сказать, совершенно не задержался в разделе объявлений, довольно быстро найдя своего счастливого обладателя…