Сегодня представительницы прекрасной половины человечества чувствуют себя более чем комфортно на ивентах самого престижного чемпионата, где в зачет идет только четверть мили, а то и вовсе тысяча футов.
В классе Funny Car девицы весьма уверенно вслед за матерыми пилотами выезжают из четырех секунд, доминирование Эрики Эндер-Стивенс в текущем сезоне выглядит как нечто само собой разумеющееся, а Бриттани Форс вроде и не хватала звезд с неба, однако месяц назад занимала третью строчку в зачете среди пилотов. Но так было отнюдь не всегда, и сегодня мы расскажем о женщинах, которые на протяжении полувека своими хрупкими руками год за годом ковали историю NHRA.
Ширли Малдауни (Shirley Muldowney) по праву считается Первой леди дрэг-рейсинга. Она была первой женщиной практически во всем, что касается проклеенных стрипов, нитрометана и немыслимых ускорений. Именно Ширли стала первой дамой, дошедшей до финала (1975), ставшей победителем на ивенте национального первенства (1976) и выигравшей чемпионский титул (1977). Помимо этого до нее никто не становился двукратным и трехкратным чемпионом в классе Top Fuel.
В те годы лучшие пилоты, включая самого Дона Гарлица (Don Garlits), могли об этом только мечтать, а по факту скрипели зубами в приступах бессильной злобы, глядя на то, как розовый дрэгстер в очередной раз пересек финишную черту первым.
Большего количества побед, нежели Анджелл Семпи (Angelle Sampey), не добивалась ни одна женщина как в дрэг-рейсинге, так и в любой другой спортивной дисциплине, подразумевающей наличие руля, дросселя и тормозов. На ее счету три чемпионских титула, 41 выигранный этап NHRA, и полное отсутствие шансов абсолютно у всех пилотов в начале нулевых. Не впечатлило? Тогда подумай, сколько секунд потребуется мотоциклу, чтобы преодолеть грань между добром и злом при условии, что на один килограмм массы приходится порядка 1,25 л.с., а сцепление с дорожным покрытием близко к абсолютному.
Еще в далеком 1964 году Барбара Хамильтон стала первой в мире пилотессой, получившей лицензию NHRA на управление дрэгстером, оснащенным нагнетателем. Она так и не смогла ни разу привести свой Willys ’37 к победе, однако именно с нее-то все и началось, а это уже дорогого стоит, учитывая, что в те времена представительниц слабого пола не во все бары пускали, а сескизм в рекламе и СМИ был обычным делом. В 1992 году Барбара удостоилась заслуженного места в Международном Зале Славы Дрэг-рейсинга (International Drag Racing Hall of Fame).
Двумя годами позже двадцатисемилетняя обладательница пышной шевелюры и по совместительству мать троих детей Ширли Шэн (Shirley Shahan) объехала в финале NHRA Winternationals ’66 Кена Хайнеманна (Ken Heinemann) и тем самым открыла счет женским победам в мировой истории заездов на квотер. Стряслось это в классе Stock Eliminator.
Паула Мерфи (Paula Murphy) в шестидесятых успела отметиться практически везде, где была возможность притопить правую педаль глубже, чем разрешало федеральное законодательство. Она многократно участвовала в рекордных заездах на соляных озерах и стала первой дамой, нарезавшей круг по легендарному Indianapolis Motor Speedway за рулем болида IndyCar, а также получившей лицензию NHRA на пилотирование Funny Car дрэгстера. В гонках по прямой Паула не добилась впечатляющих результатов, однако до нее барьер в 200 mph не покорялся ни одной пилотессе как в классе, так и в дрэг-рейсинге в принципе.
Задолго до того, как Эрика Эндерс-Стивенс появилась на свет, другая техасская девушка в 1972 году получила допуск к выступлению в классе Pro Stock. Несмотря на то, что Шей Николс (Shay Nichols) была первой в этом дивизионе, она так ни разу и не вышла победителем из заездов на выбывание. Так или иначе, миссис Николс параллельно со своей пусть и не очень удачной, но все же гоночной карьерой освещала различные ивенты, проходящие под эгидой NHRA для десяти периодических изданий штата. И в 1970 году стала обладательницей ежегодной премии среди журналистов, учрежденной самой крупной ассоциацией дрэг-рейсинга — NHRA Media Award.
Рейчелл Сплатт (Rachelle Splatt) начала свою карьеру в Австралии, где, не имея абсолютно никакого опыта в профессиональном автоспорте, сразу же уселась в кокпит Top Fuel дрэгстера, и в том же году записала на свой счет чемпионский титул ANDRA (Australian National Drag Racing Association), сокрушив попутно оба национальных рекорда в классе. В 1994 году Рейчелл перебралась через океан с целью попытать удачи в NHRA и стала последним пилотом из шестнадцати, вошедших в «Клуб 300 mph». Великой Ширли Малдауни так и не удалось вскочить в этот уезжающий поезд, после достижения гонщицы с Зеленого континента двери захлопнулись.
В 1997 году Кристен Пауэлл (Cristen Powell) произвела форменный фурор в Инглиштауне, выиграв ивент регулярного чемпионата NHRA в классе Top Fuel в возрасте семнадцати лет. К сожалению, этот трофей так и остался единственным достижением юной Кристен, которая получила лицензию NHRA в самом быстром классе за неделю до того, как ей выдали гражданские корочки, дающие право управления транспортным средством на дорогах общего пользования.
Позже мисс Пауэлл несколько лет соревновалась за рулем Funny Car дрэгстера, заработав репутацию пилота, способного выжимать все до последней капли из своего болида, несмотря на откровенно слабую техническую базу команды и недостаток спонсорской поддержки. Честно говоря, я не думаю, что подобные сенсации хоть сколько-нибудь возможны в наше время.
Тем не менее, история на этом не заканчивается, а барышни продолжают вносить в нее немалый вклад своими достижениями, упорством и тотальным нежеланием уступать мужчинам на их исконной территории.