Гонки эндуранс популярны во всем мире. 24-часовые марафоны в Ле-Мане, Спа и Нюрбургринге, прекрасная суточная гонка в американской Дайтоне, 6-часовые соревнования чемпионата мира по эндурансу (WEC), которые проходят на самых крутых трассах планеты — события, невероятные по своей красоте и уникальности. И везде на стартовой решетке можно найти российских спортсменов или даже экипажи, выступающие под российским флагом.
Более того, подиумы и победы для наших гонщиков там уже не редкость — мы быстро учимся и многого хотим. Только вот, к сожалению, проводить автогонки на своей территории задача не из простых. Нужен организаторский опыт, «накат» и финансы. Особенно это касается длинных гонок, где требования к каждой стороне процесса возрастают в разы. Но начинать с чего-то нужно.
24 октября на Moscow Raceway прошла первая пробная 4-часовая гонка эндурансу (WEC Russian Endurance Challenge, которая, как я надеюсь, станет началом действия более масштабного возрождения в нашей стране гонок на выносливость, попытки проведения которых в начале 2000-х годов предпринимались, но так и не увенчались успехом.
4- и 6-часовые Кубки Polo в 2002–2003 гг.., 2-часовой монокубок ВАЗ-2112 «Осенний марафон» в 2003 г., «Хонда-челлендж-500» в 2004–2005 гг.. — вот, пожалуй, и практически все, что проходило подобного в нашей стране, вернее, в двух ее столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
В этот раз все было несколько иначе. Главное отличие события REC-2015 в том, что изначально эта гонка замысливалась «для всех», и именно таким образом составлялся регламент.
Как сказал организатор соревнования Игорь Ермилин (АСПАС), «пришло время развивать это направление автоспорта в России, было важно собрать на стартовой решетке всех, кто в принципе может участвовать в автогонках».
В регламент «челленджа» были внесены все классы автомобилей, подготовленных для общего старта и обладающих основными характеристиками спортивного автомобиля: каркас безопасности, система пожаротушения, спортивные ковши и ремни безопасности. Таким образом, сюда попали как машины из любительского чемпионата RHHCC и Porsche Sport Challenge, так и те, что участвуют в РСКГ и даже спортивные прототипы. Всего на старт вышло 15 экипажей. Конечно, для эндуранса это совсем немного, но стоит принять во внимание «первый раз» и дату — в конце октября смельчаков бывает немного.
Безусловно, любопытен состав стартовой решетки. Первое поле занимал прототип Ligier JS53 Evo 2, младший брат Ligier JS P2, на котором сейчас в чемпионате WEC выступает Роман Русинов. В составе его экипажа был легендарный спортсмен Михаил Ухов, который сейчас является спортивным директором Moscow Raceway, и журналист Алексей Жутиков. Вместе с ними первую линию стартового поля делил Subaru WRX STI (Алексей Веременко, имеющий неплохой опыт VLN, и Вахтанг Димитрадзе), затем расположились Honda Civic Type R (Павел Яшин, Владимир Удаленков, Роман Голиков и Лев Толкачев), Renault Clio Владимира Череваня и Андрея Артюшина, а далее следовал еще один прототип, но уже российского производства — Fenix, принадлежащий перу того же Игоря Ермилина. «Фениксом» управляли еще две звезды российского автоспорта — Олег Квитка и Илья Буренко, известные по участию во многих европейских сериях.
Еще один именитый экипаж входил в состав команды УГМК на ВАЗ-2101 — Тимур Тимерзянов, Наталья Гольцова, Андрей Масленников и Илья Кашин по результатам квалификации объехали многие более мощные автомобили. На ВАЗовской классике выступали Михаил Засадыч и Владислав Шевель, но в их гараже оказалось два автомобиля — ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105, потому что по регламенту не запрещено было производить замену автомобиля.
Кстати, этот ход был предпринят с подачи участников тайм-аттаковского соревнования RHHCC, где все автомобили подготовлены для прохождения быстрого круга, а не участия в гонках на выносливость.
Еще один автомобиль из заездов Moscow Classic Grand Prix — «Москвич-412» МАДИ, также воссозданный под руководством Игоря Ермилина. И снова звездный экипаж — многократный чемпион России по ралли Александр Потапов и Василий Прутковский, у которого тоже есть неплохой опыт участия в официальных соревнованиях.
Также на старт вышли два VW Polo класса «Национальный» (РСКГ) команды B—Tuning, в том числе со Степаном Крумиловым и Иваном Кибальчичем, еще один Polo команды «Зенит Моторспорт», Mazda 3 и Mazda 323 (за рулем которой ехали в том числе два пилота, также имеющих опыт участия в VLN — Сергей Балдин и Артур Гороян), Renault Logan и еще одна команда на «Логанах», но уже двух, с подменным вариантом.
При составлении регламента учитывалась не только возможность участия как можно большего количества спортсменов и автомобилей, но и возможная неопытность многих. Каждый экипаж был обязан провести как минимум три питстопа (не менее 5 минут каждый), а время пребывания спортсмена за рулем ограничивалось 45-ю минутами как минимум и двумя часами как максимум. Заправка проводилась в строго определенном месте в паддоке, за ней наблюдали как специальные маршалы, так и пожарный расчет, чтобы в случае необходимости успеть вовремя вмешаться.
Что удивительно, финишировало подавляющее большинство экипажей: 11. Ligier вернулся в боксы после часа гонки, выполнив поставленные перед ним промозадачи, еще несколько автомобилей сошло по техническим причинам.
Проблемы технического характера вообще не были редким явлением на «челлендже», но большинство команд сумело их решить и вернуть машины на трассу. Чаще всего не выдерживала трансмиссия, были проблемы с электрикой, но длинные гонки тем и хороши, что находится время на починку.
Первым финишировал Fenix, проехав 111 кругов со средней скоростью 108,84 км/ч при лучшем времени круга 1:49,385. На один круг меньше проделала Honda Civic команды Neva Motorsport (Павел Яшин, Владимир Удаленков, Роман Голиков и Лев Толкачев), третьими в абсолюте стали Степан Крумилов и иван Кибальчич на Volkswagen Polo Sedan команды B—Tuning.
Главное сделано: начало положено. Результат оказался оптимистичным. Как сказал Игорь Ермилин, «не оценив для себя долгосрочность этого проекта, мы бы его и не начали. Хотя при некоем фатальном, катастрофическим провале, конечно же, в ближайшем будущем отказались бы от его проведения». Поэтому есть обоснованная надежда, что в следующем году нас ждет продолжение Russian Endurance Challenge — с большим количеством участников, автомобилей и, возможно, на разных трассах.