Возвращение ралли «Тур де Корс» в календарь мирового чемпионата ждали и участники, и болельщики, и журналисты. Нет, пятилетний переезд французского этапа WRC в Эльзас не стал разочарованием, но вряд ли можно назвать равнозначным обмен, когда на место ралли, ведущего свою историю с 1956 года, приходит созданная искусственно гонка.
Да и уход уроженца Эльзаса Себастьена Леба из ралли лишил гонку в этом регионе привлекательности для спонсоров. Они и ушли, причем в лице местных властей, которые ранее оказывали поддержку организаторам.
В свою очередь организаторы ралли «Тур де Корс» — ралли «10 тысяч поворотов», как его издревле называют болельщики — с удовольствием взялись за проведение вернувшейся в календарь чемпионата мира по ралли гонки. Пока в минувшие годы гонщики сражались за победы в Эльзасе, они не теряли времени даром — на корсиканских допах дважды состоялись этапы Intercontinental Rally Challenge (IRC) и дважды сюда приезжали участники чемпионата Европы по ралли. Значит, можно не изобретать велосипед и пойти проторенной дорожкой…
Но нет, экстравагантные французы пошли своим путем. И путь этот оказался обильно усыпан граблями.
Для начала они «изобрели» необычное расписание гонки. По их планам ралли должно было начинаться в пятницу одним-единственным спецучастком протяженностью 56 километров. В субботу и воскресенье суммарно гонщикам предстояло преодолеть пять-шесть допов, при этом каждый из них должен был иметь дистанцию не менее пятидесяти километров.
После того, как проект маршрута был представлен FIA, промоутер чемпионата мира немедленно выразил свое недовольство и несогласие с предлагаемым организаторами вариантом. Начались переговоры, закончившиеся тем, что французы пошли на уступки.
В своем окончательном варианте расписание состояло из девяти спецучастков — по три в каждый из трех дней гонки — при этом протяженность допов составляла от 16,7 до 48,5 километров.
Сложное расписание не оставляло гонщикам шансов на ошибку — даже банальный прокол колеса мог привести к большой потере времени либо на его замену, либо на езду на диске.
Но — словно этого было мало — в преддверии старта «на радость» участникам и организаторам на регион проведения ралли обрушился настоящий ураган. Дожди буквально залили средиземноморский остров — под подсчетам синоптиков местами на один квадратный метр площади за 30 часов вылилось 360 литров воды.
Такое буйство стихии не могло не помешать проведению ралли. Множество дорог оказалось затоплено, а часть оставшихся были заблокированы сошедшими оползнями и селями.
По ходу первого дня ралли организаторы были вынуждены отменить второй спецучасток «Casamozza — Ponte Leccia». Дорога к нему оказалась затоплена, а оползни, сошедшие на отрезке между десятым и шестнадцатым километрами, окончательно сняли вопрос о возможности проведения допа.
Второе прохождение этого СУ, которое должно было состоятся утром второго дня, также было отменено. В результате боевая дистанция гонки с 332,7 километров сократилась всего-навсего до 245,3 км. В ситуации, когда в FIA не уверены в том, что корсиканский этап чемпионата мира по ралли должен остаться в календаре, такой форс-мажор был сродни выстрелу себе в ногу.
Подсластить пилюлю могла лишь какая-то невероятная интрига и сумасшедшая борьба. И фортуна решила поправить настроение расстроенным организаторам, наслав на участников настоящую порчу и подняв градус борьбы до максимума!
Первый спецучасток закончился победой сразу двух гонщиков — лучшее время показали Себастьен Ожье и Роберт Кубица. Интересно, а в дождь на кольцевом автодроме и за рулем «Формулы-1» француз сумел бы показать одинаковые секунды с поляком?
Тьерри Невилль не добрался до финиша СУ: ошибка при въезде на мост, удар о парапет и сломанная задняя подвеска — так для бельгийца завершился первый день гонки. Впрочем это был не главный сход первого дня…
Третий по расписанию спецучасток (второй по счету — после отмены СУ2) завершился поистине сенсационно. Лучшее время показал пилот M-Sport Элфин Эванс. Вторым финишировал четвертый(!) пилот Hyundai Кевин Аббринг. Далее — два в прошлом победителя Ралли Тур де Корс, а ныне «частники» Стефан Сарразен и Бриан Буффье. Пятое время у третьего пилота Volkswagen Андреаса Миккельсена. И лишь шестым до финиша СУ добрался лучший из «топов» Яри-Матти Латвала.
Благодаря победе на допе Эванс вышел в лидеры гонки. Аббринг выбрался на второе место и лишь Латвала сохранил третью позицию.
Схватившие проколы Себастьен Ожье и Дани Сордо были вынуждены останавливаться на допе для замены колес. Итог — огромная потеря времени и позиций.
А на пути из вечернего сервиса в закрытый парк Volkswagen Polo R WRC Ожье остановился и не смог продолжить движение — сломалась коробка передач. Себ вышел на старт второго дня, но с десятиминутной пенализацией.
Оставшиеся два дня гонки проходили под лозунгом «сможет ли Латвала догнать Эванса и удержать лидерство?» — смог, да еще как!
Имея после пятничных допов отставание от лидера в 23 секунды финн закончил гонку лидером с отрывом от ставшего вторым Эванса в 43 секунды! То есть за пять допов он «привез» валлийцу более минуты!
При этом Яри-Матти показал лучшее время только один раз — на СУ5. На всех остальных спецучастках первенствовали неудачники первого дня Себастьен Ожье и Дани Сордо.
Но основное внимание было приковано не к ним, а к тем, кто финишировал в первой десятке. Латвала, Эванс и Андреас Миккельсен взошли на подиум. Очки за попадание в «топ-10» также заработали Крис Мик, Хейден Пэддон, Мадс Остберг, Дани Сордо, Бриан Буффье, Стефан Сарразен и Отт Тянак.
А уже после финиша гонки разразился еще один скандал. Ну точнее «скандальчик». Команда Лоренцо Бертелли FWRT распространила пресс-релиз, посвященный причинам схода итальянца перед стартом заключительного спецучастка. И этот сход может окончательно «добить» организаторов корсиканского этапа WRC.
По правилам стартовка на Power Stage формируется следующим образом — берется ведомость результатов по итогам предыдущего дня и гонщики стартуют в ее обратном порядке.
Однако на регруппинге перед началом СУ экипаж наследника империи Prada был поставлен в известность о том, что вместо стартовой позиции во главе пелотона он будет стартовать в самом конце списка тех, кто выступает на автомобилях категории WRC. Вместе с Бертелли туда же отправили Стефана Лефевра и Мартина Прокопа.
При этом Тьерри Невилля и Роберта Кубицу, вернувшихся в гонку по Rally 2 и занимавших места позади Лоренцо, оставили на своих местах и они проехали Power Stage первыми. Почему? Да потому, что по мнению организаторов «у них были шансы на завоевание победы на Power Stage».
Организаторы Ралли Тур де Корс пока не имеют стопроцентного подтверждения на сохранение места в календаре WRC. И, справедливости ради стоит заметить, что по итогам ралли 2015 года шансы французов стали еще ниже…