Что касается кольцевых серий Южного полушария, то здесь все серьезно. Иногда даже слишком. И, если на V8SuperTourers, местную новозеландскую серию, получить медиа-аккредитацию было равносильно получению водительских прав, то, в борьбе за аккредитацию на V8Superсars это было равно примерно получению супер лицензии FIA для участия в Формуле 1. Читайте, практически невозможным.
Почему все так сложно?
Хорошо, это самая популярная здесь серия автогонок. Допустим, это единственный этап в году, который принимает у себя Новая Зеландия, а все остальные этапы проходят преимущественно в Австралии. Ладно, сдаюсь, это, действительно, интересно смотреть. Здесь пилоты не так церемонятся друг с другом, как, к примеру, в F1: Ой, боже, было касание, скорее штраф и бегом в боксы.
Эти мужчины, действительно, бъются не на жизнь, а на смерть.
Тьфу-тьфу, конечно, не надо про смерть, но каждую гонку кто-нибудь обязательно хорошо влетает в стену. К примеру, в этот уикенд покалечил машину Дэвид Уолл и выбыл из борьбы на весь ивент.
Помимо регулярных объятий с отбойниками, можно видеть постоянные контакты и вылеты в траву, что объяснимо для тех скоростей и того накала борьбы, что присутствует на этапах этого чемпионата. Борьба всегда очень плотная, как на старте, так и по ходу гонки, поэтому V8Supercars настолько интересны для зрителей.
Особенно впечатляют первые круги и старт. Поэтому, каждый фото репортер, потирая руки, стремится занять хорошую точку поближе к старту. Если, конечно, у него есть медиа аккредитация. Вспоминаю, когда я увидела в первый раз гонку этих кузовных машин.
Года четыре назад, один из этапов транслировали в местном кафе. Я тогда подумала, отправляя очередной кусок не самой здоровой пищи в рот: «Ничего себе, какая динамика и молниеносное развитие событий». Теперь, второй год подряд приезжаю в Pukekohe Park Raceway, чтобы снять это и увидеть вживую.
Правда, в очередной раз без медиа-аккредитации. Я постучалась,
наверное, во все знакомые новозеландские двери, ко всем людям, кто как-то связан с кольцевыми гонками. Тщетно. Пыталась зайти со стороны руководства V8SuperTourers, через гоночные команды и их представителей. Безрезультатно.
Серия имеет свою медиа-группу аккредитованных фотографов и не пускает больше никого. Да, и чтобы было не повадно, поставим-ка мы вместо одного ряда заграждений, два. Чтобы ни один шпион не прополз и уж точно ничего не сфотографировал.
«Give it some jandal»
Если серия изначально включала в себя двух больших производителей, Ford и Holden (представленные, соответственно, моделями Falcon и Commodore), то впоследствии состав участников пополнился Nissan Altima и Mercedes E63AMG, а с этого года еще и две Volvo S60s. За рулем одной из них хорошо едет перспективный киви пилот Скотт МакЛохлин. В прошлом году, девятнадцатилетний гонщик выиграл гонку в V8Supercars и стал самым молодым пилотом в истории, занявшим первое место.
Кстати, Скотти принадлежит самая популярная сейчас фраза, «Give it some jandal», где jandal — это пляжный сланец, дословно. В русском языке она уже давно существует и звучит «Утопить тапок в пол», буквально, выжать полный газ. Эта фраза, сорвавшаяся у Скотта после одной из побед, получила такую популярность, что обзавелась собственной большой группой в соц. cети, а также линией одежды, которая пользуется большой популярностью.
Шпионом, на охоту.
У V8Supercars великое множество фанатов. За один уикенд гонку может посетить не одна сотня тысяч болельщиков. Поэтому, когда я попыталась забронировать себе через интернет место на парковке, выяснилось, что все места проданы.
Mожно сказать, я поехала наобум и c весьма туманными перспективами, где ставить машину и откуда снимать ивент. Городок Пукекоуи, прилегающий к трассе, на этот гоночный уикенд словно оживает и начинает активно зарабатывать на всем, особенно на парковочных местах. Если место на официальной парковке стоит десять долларов, то на прилегающих, предприниматели оценивали место в пятнадцать, а то и двадцать. Я нашла самую охраняемую, за двадцатку, где меня, в результате, благополучно заставили машинами. Чтобы уже наверняка не угнали, видимо. Это было увлекательно, в середине дня, опаздывая уже везде, куда нельзя опаздывать, решать вопрос, как выбраться из этой западни. С привлечением внимания полиции и прочими сопутствующими развлечениями.
Так что, делаю выводы: дорогое — не значит лучшее. Поэтому, на следующий день я поехала туда, где дешево. Пусть по колено в грязи, зато со свободным выездом. И идти до трека было не так далеко. Минут пять. Знаю людей, кто запарковался в пятнадцати и двадцати минутах ходьбы за неимением лучшей возможности, так что, первая проблема решена. Осталось найти дырку, откуда снимать.
Гоночный уикенд в этот раз растянулся на четыре дня, захватив четверг и пятницу, так как пришелся на праздничный Anzac day. Обычно, за эти несколько дней проходит три-четыре гонки главной серии, каждой из которых предшествует квалификация и, согласно результатам, распределяются стартовые места. Помимо главных героев праздника, в гоночные дни катаются сопутствующие серии GTR-NZ, UDC V8 UTE RACING SERIES и V8SuperTourers.
Доступ запрещен
Как выяснилось позже, мой билет, на котором написано «доступ по всему треку», на деле, разрешает мне находиться далеко не в каждой точке по периметру и это огорчило. Особенно, когда пару раз меня вежливо попросили не стоять там, где этого нельзя делать. И я совсем погрустнела. Видимо, у меня был очень несчастный вид, так как, глядя на меня, одна команда маршаллов трека, ласково улыбнувшись, кивнула мне в сторону больших ворот в ограждении и сказала:» Иди, деточка, постреляй оттуда. Только на трек не лезь, ладно?».
И тридцатилетняя «деточка», радостная, побежала скорее к этим воротам, предназначенным для выезда спецслужб и начала активно снимать действо. Как раз поехали UTE, серия, где катаются пикапы. И, заодно, решила запомнить то выражение лица, отражающее всю вселенскую печаль. Надо сказать, что в этот ивент это еще не раз помогло.
Продала душу дъяволу
Перед гонкой главной серии, обычно, все машины выстраиваются на старте, согласно их позициям после квалификации и организуют так
называемый grid-walk. Выходят все члены команд, несут с собой комплекты резины. Это — последний шанс у команды выбрать по погоде тип резины, на которой будет стартовать их пилот. Для особо привилегированных зрителей, grid-walk это шанс поговорить с пилотами, сфотографироваться, а у фотографов — снять пилотов в боевой экипировке.
Пробраться на grid-walk дозволено только членам команд, VIP гостям, media, а также держателям билетов с надписью «можно везде». Я не относилась ни к одной из категорий в этот раз и опять грустила у ворот, пока на grid'е кипела жизнь. Видимо, опять сработал образ «вселенская печаль» и ко мне подошел мужчина в костюме команды Jack Daniel's с вопросом, почему стоим тут, а не на grid'е. Две минуты разговора и передо мной распахиваются тяжелые двойные ворота, ведущие на трек.
Тут же я оказываюсь в самой гуще суеты grid walk, среди красивых промо-дев, смелых пилотов, их серьезных команд и преданных фанатов. Более того, с этого момента я снимаю не только для Dragtimes, но и для команды Jack Daniel's и завтра, в это же время, я снова буду здесь, на grid'е, вдыхать аромат распаренных болидов и впитывать эту прохладную осеннюю предгоночную эйфорию.
Автомобили
Серия V8Supercars подразумевает, соответственно, V-образную восьмерку под капотом, мощностью около 600 лошадиных сил с установленной отсечкой по оборотам на 7500. Максимальная скорость немногим больше 300 км.ч. Автомобиль серийный, облегченный, снабжен каркасом безопасности и комплектом аэродинамических деталей, которые обычно предлагает производитель.
Все машины оснащены австралийской 6-ти скоростной КПП Holinger. Стоит такое удовольствие, как гоночный автомобиль серии V8Supercars, по разным данным, в пределах 600 тысяч долларов, мотор еще 150. Причем, через каждые пару тысяч километров пробега, требуется переборка. За сезон, среднестатистическая команда тратит около 8 миллионов долларов на содержание машины, участие в гонках и, соответственно, на персонал.
Раньше могли тратить и больше, но, для уравнивания шансов, регламентом ограничили бюджет. Также, кстати, как и количество использованных шин за сезон и тренировок. По сути, все автомобили серии равны, что делает борьбу на трассе очень зрелищной. Поэтому, главная задача команды, не ошибиться с тактикой и при выборе пилота.
Пилоты
Если судить о таланте по позиции в Чемпионате, то это драйвер Ford Pepsi Max Crew, Mark Winterbottom. Второй по сетке — Craig Lowndes (Red Bull). Зеландцы, конечно, в первую очередь, болеют за “своих”. Среди двадцати пяти австралийцев, трое киви: Scott McLaughlin, Shane van Gisbergen, Fabian Coulthard.
Страсти здесь иногда доходят до точки кипения. Если болельщики любят кого-то, то до безумия, если ненавидят, то тоже со всей страстью. Причем, поводом для ненависти может быть какая-то случайная подстава на трассе или, к примеру, как вышло с ван Гисбергеном. Его или очень любят за талант и целеустремленность в гонке или ненавидят. Ненависть я связываю со скандалом в конце 2012 года.
Он тогда досрочно разорвал контракт со Stone Brothers Racing и заявил о завершении карьеры в V8Supercars. И, через пару месяцев, ко всеобщему изумлению, снова поехал в Чемпионате за команду Tekno Autosports. Да еще и на Холдене. Променял Форд на Холдена!
Учитывая то, что V8 это противостояние двух самых популярных здесь автомобильных производителей, волна народного гнева поднялась большая и до сих пор, хоть прошло уже больше года и парень хорошо ездит в первой пятерке Чемпионата, часто слышу голоса hater'ов вокруг. Ну, а те, кто понимает, что пилот сам распоряжается своей карьерой и не обязан ни перед кем отчитываться, Шейна поддерживают. За талант. Кстати, ван Гисберген выиграл в этот уикенд race 12.
Ну, а что касается меня, то я болею за Култхарда. Потому, что он симпатичный:) Такая нехитрая женская логика.
По итогам,
Race 10 — Jason Bright, team BOC
Race 11 — Mark Winterbottom, Ford Pepsi Max Crew
Race 12 — Shane van Gisbergen, team Tekno, VIP Petfoods
Race 13 — Scott McLaughlin, Valvoline Racing GRM.