Маша Панова — наверное, одно из самых известных имен в российском дрэг-рейсинге. Первый раз оно прогремело в 2007 году на Абсолютной Драг Битве в Красноярске, когда еще никому не известная девушка из Находки на Toyota MR-2 выбила из дальнейших соревнований тогдашнюю звезду и чемпиона Романа Нагервадзе на Nissan Skyline GT-R. «Так не бывает!» — кричал в микрофон продюсер Драг Битвы Владимир Перекотий, срывая голос. — «Что творится???». Так Маша Панова начала свою карьеру в дрэг-рейсинге. Я бы даже сказала — чемпионскую поступь :).
В 2011 году в Краснодаре Маша установила новый рекорд России на дистанции в 402 метра — 8.233 секунды чистого времени. Что необычно — выступала Маша на уникальной полноприводной Toyota Soarer, подготовленной в тюнинг-ателье Total Race. С этой машиной у нее связано много всего разного — как побед, так и разочарований, когда техника не выдерживала напора бешеной энергии этой красивой и яркой женщины и отступала в панике, то срывая сцепление, то взрывая моторы.
Но Машу это остановить не может. Машину ремонтировали, иногда за считанные минуты, и Маша снова выходила на старт. Если честно — я ее глубоко уважаю и даже где-то в глубине души завидую: она знает, чего хочет, и идет к этому прямо и твердо. Ну и конечно — я благодарна судьбе за то, что она меня с ней свела. Такие люди встречаются редко и ценятся на вес золота: честная, открытая, веселая, дружелюбная и очень искренняя. И сильная.
…Когда просишь Машу перечислисть свои основные заслуги в дрэг-рейсинге, она не скромничает, что радует. Не опускает глаза долу, и даже не делает вид, что вспоминает.
Из существенных, — говорит она, — рекорд России и СНГ в Drag-Bitva 2008; II место в классе 4WD в той же Битве; II место во 2 классе по итогам чемпионата Приморского края 2007; лучшее время трассы в Тушино, 2008 год; II место в Кубке России 2009; I место в 5 классе по итогам чемпионата Приморского края 2010; рекорд России и СНГ в 2011 году; III место в чемпионате России по дрэг-рейсингу 2011 в классе Unlimited Street.
А затем вместе с мужем она перебралась в Новую Зеландию (временно), и там ее увлечения получили дальнейшее развитие. Она стала уже регулярно заниматься дрифтом, а еще часть ее свободного времени было посвящено фотографии — конечно же, спортивной. Ну а еще одно увлечение жизни — маленькая Саша, очаровательная и очень похожая на маму.
Собственно, об этом обо всем мы и хотели поговорить с Машей Пановой за чашечкой чая. Если бы Маша была в России. Но пока приходится довольствоваться интернетом, фейсбуком, чатами и скайпом, но надежда умирает последней. Тем более, что Мария обещала принять участие в Кубке России по дрэг-рейсингу. Вот там-то мы ее и поймаем. А пока…
Маша, что стало для тебя побудительной причиной заявиться для участия в Кубке России по дрэг-рейсингу сезона 2014 года?
С этого года обещают хорошую организацию, клей по технологии, SMP Racing как промоутера. Хочу верить и надеяться, что нашу дисциплину лучше организуют, чем раньше. К тому же, «Тоталы» готовят нашу машину, хотелось бы поездить на достойных мероприятиях.
В этом году промоутеры и организаторы Кубка обещают компенсацию доставки автомобилей на стрипы всех этапов. Стало ли это для тебя дополнительным стимулом?
Да, однозначно. Дорого ездить по стране, возить машину, команду. Расходы серьезные. Поэтому компенсация затрат на дорогу стала одним из главных поводов заявиться в Чемпионат.
Считаешь ли ты, что организаторы правильно с географической точки зрения расположили этапы? Или бы ты сделала их в других местах?
У меня машина в Москве, поэтому для нас чем западнее будет география, тем лучше. Отличное решение, на мой взгляд, совместить Кузнецкую Жару и этап КР. Мы пока предварительно выбрали для себя эту гонку, посмотрим, как сложатся дела с подготовкой машины.
Можешь сказать, сравнивая с аналогичными западными соревнованиями, чего нам не хватает на наших этапах? Организации, культуры, техники, зрителей, спортсменов, финансовой поддержки, чего-то еще?
Не хватает каждого из пунктов, а также трасс, это самое главное. Когда Ваня (Иван Кириллов, один из владельцев и опытнейших специалистов в Total Race — М.М.) мне говорит: «Ну, что, дунем 7 секунд?», у меня сразу вопрос: «Где? Поедем на Санта-Под?». Насчет спортсменов, их хватает. Русские, на мой взгляд, весьма опытные дрэг-рейсеры. Наверное, потому, что им приходится ездить в каких-то безумных условиях, что влияет благотворно на приобретенный опыт. Тому, как ловит машину тот же Капустин, Крава, Рома, да кто угодно, каждого можно назвать по имени, зарубежные коллеги могут позавидовать.
За что ты любишь дрэг-рейсинг?
За то, что он мобилизует. Ошибся раз, проиграл гонку. Нельзя нагнать, реабилитироваться. Чуть оплошал, проиграл. Это заставляет концентрироваться настолько, насколько ты способен. Ну, и за то ускорение, что дрэг дает. Здесь каждый раз ощущаешь себя Мюнхгаузеном, верхом на ядре.
Скажи честно, мне всегда хотелось спросить… Твой муж тебя публично всегда поддерживает… А когда вы остаетесь наедине — он не говорит тебе что-то вроде: «Маша, ну зачем тебе эти гонки? Брось ты это дело, займись лучше флористикой»?
На самом деле, он очень против моего участия в автогонках, особенно сейчас, когда у нас есть дочь. Каждый раз, когда в новостях мелькает сюжет, что разбился гонщик, он невзначай бросает «Семью его жалко». И так все время :)
Смотрю, на тебя это не особо действует. :) Последнее время я вижу очень много твоих прекрасных фотографий с различных мероприятий в Новой Зеландии. Как эти две истории — я имею ввиду дочку и увлечение фотографией — уживаются в твоем расписании?
Очень тяжело. Все мероприятия в выходные дни, иногда приходится проводить не день в поле, а два или даже три. В особо тяжелых случаях, четыре. Но такое бывает крайне редко. И всегда стараюсь один выходной день провести дома, с семьей.
Во мне борются две противоположности, но как только начинается экшн на трассе, я отключаюсь. Родные люди для меня все, но иначе не могу. Я живу автогонками, поэтому должны быть очень серьезные причины, чтобы решиться завязать с ними. Ну а закончу ездить, что дальше? Ничего больше не доставляет таких впечатлений, азарта, выплеска эмоций, как автогонки. Уверена, вышивание болгарским крестиком не даст такого позитива (смеётся). Ну а то, что это мужской спорт, конечно, добавляет мне сложностей с точки зрения психологии. Когда быстро ездит мужчина, говорят: «О, мужик, молодец», когда женщина — «Да что там ездить по прямой? Я тоже так умею». Я просто это отмечаю, но никак не реагирую, улыбаюсь. Ну и забавляют мнения выражения типа: «Да она даже готовить не умеет, наверное, только в железе ковыряться». Нет. Я такая же женщина, каких миллионы. Ношу юбки, каблуки, люблю детей и животных. Просто когда я за рулём, ощущаю полную свободу, это мой наркотик. Без мощной машины, даже на каждый день, не могу. Выходишь из дома, бывает, настроение на нуле, грустно, проблем прибавилось. Идёшь за машиной, видишь её, и уже становится лучше. Садишься, заводишь мотор, слышишь веселый бодрый рык, сжимаешь в руках руль, рычаг коробки — и сразу успокаиваешься. Все хорошо. Кто-то черпает силы из океана, музыки. Для меня лучшая терапия — это машина.
Твое увлечение дрифтом и фотографией не влияет на увлечение дрэг-рейсингом?
Влияет на все, Машунь. Времени вообще нет ни на что. Сейчас каждые выходные какой-то гоночный ивент, где работаю фотографом, поэтому меня не то, чтобы дрифт с дрэгом, меня семья не видит :).
Ты бы хотела, чтобы твоя дочка тоже стала гонщицей и спортсменкой?
Наверное, нет. Я бы хотела, чтобы она занималась каким-то мирным делом, чтобы я не волновалась.
Какая твоя идеальная машина для дрэгрейсинга? Может быть, это дрэгстер?
Это машина, которая управляется и не взрывается. Надежная, чтобы я могла ей доверять. Когда на скорости 250+ что-то идет не так, это весьма беспокоит.
Кстати, ты когда-нибудь ездила за рулем дрэгстера или чего-то топ-фьюельного?
Нет, никогда. Стараюсь не садиться за руль чужих машин, особенно быстрых. Хотя, как минимум на трех быстрых машинах друзей пришлось поездить, они выручали, когда Soarer был в ремонте.
Как тебе видится, есть ли у нас в стране будущее у дрэг-рейсинга?
Сложно сказать. Это должна быть культура, сложившаяся за многие годы. Возможно, дрэг себя изживет, особенно если его будут организовывать как попало. Люди просто перестанут строить автомобили. Болельщикам надоест смотреть на одни и те же машины, которые год от года не могу ехать быстрее из-за отсутствия трасс, и дрэг скатится к покатушкам для особых фанатов и владельцев бюджетных корчей. А возможно, он выйдет на новый уровень, когда будут клеить трассы, провоцировать команды развивать свою технику, обеспечивая условия. Когда будет интересно зрителю, а, значит, интересно спонсорам. На самом деле, то, как будет развиваться или умирать дрэг в этой стране, все в руках тех, кто его организует.
С кем бы тебе хотелось встретиться и померяться силами на стрипе?
Я меряюсь силами на стрипе только со светофором: время реакции и время квотера. И с собой. Хотела бы поучиться дрифту и кольцевой технике пилотирования. У любого, кто ездит лучше, чем я.
Тяжело ли новичкам в автоспорте в целом и в дрэг-рейсинге в частности?
Новичкам тяжело везде. Когда не знаешь, куда идти, что делать, что правильно, чего нельзя делать, когда не с кем посоветоваться или просто некому рассказать о проблемах. Это тяжело. Но люди разные. Кому-то проще, кому-то легче. Мне было сложно потому, что я не мужчина. Мне и сейчас сложно :)
Что бы ты хотела пожелать остальным участникам кубка — и в принципе дрэг-рейсерам?
Идти к своей цели, к своей мечте, несмотря ни на что. Строить машины, участвовать в гонках и развивать дисциплину. Каждый может намного больше, чем он предполагает.
Спасибо, Машуль. Надеюсь, что мы скоро увидимся и поговорим обо всем подробнее. Интересных тем еще очень много!