В начале этой недели мы сообщали, что представители команды Dragtimes — организатора Кубка России по дрэг-рейсингу, побывали на одном из греческих соревнований, чтобы детально изучить процесс подготовки трассы (дрэг-стрипа), который называется «проклейкой». Задача организатора соревнований — предоставить участникам максимально возможные условия для достижения наивысшего результата. И грамотная проклейка трассы — весьма значительная часть этих условий. Планируется приезд греческих специалистов на этапы Кубка России 2014 года для завершения процесса обучения наших сотрудников непосредственно на месте проведения соревнований с учетом всех нюансов конкретной трассы. Ну а мы давайте разберемся, что же такое эта «проклейка»!
Возможное первое предположение неискушенного читателя, что это несколько сот литров канцелярского (резинового, столярного) клея размазанные ровным слоем на дистанции в 400 метров не совсем верно. Это целая технология, связанная с применением как народной смекалки, так и высоких, прежде всего химических технологий. Итак, давайте сперва отмотаем время назад и рассмотрим историю вопроса, а затем вернемся в современность и посмотрим как же готовят (проклеивают) трассы сегодня, и что ждет участников Кубка России по дрэг-рейсингу.
Считается, что официальная история дрэг-рейсинга началась в 1948 году с гонок на специально построенном треке в калифорнийском городе Голета. Более въедливые историки считают, что неофициальную летопись этого вида спорта можно вести с середины 20-х годов, когда на гладком дне высохших озер в пустыне Мохаве, что в той же Калифорнии, были проведены первые гонки. Ездить тогда можно было на чем угодно: главное, чтобы средство передвижения имело мотор и колеса... Целью было развить максимальную скорость на классической ныне дистанции в одну четверть мили (402 метра).
В Европе дрэг-рейсинг начал свой путь в 30-х годах. Впервые организовала гонки старушка Англия, дистанция была 440 ярдов. На тот момент заезды происходили просто на куске частной дороги. Во время Второй Мировой Войны в Англии было построено огромное количество взлетно-посадочных полос для военных самолетов, которые по окончанию войны стали ненужными, этим и воспользовались любители погонять. В 1963 году о дрэг-рейсинге заговорили как об отдельном виде спорта. А автомобильная компания Austin начинает выпуск мелкосерийного дрэг-рейсинг мобиля. В 1971 году этот болид под названием «Вторая революция» показал рекордную скорость на финише в 200 миль/ч. Позже настали времена быстрых и мощных машин, чье время приближалось к отметке 7 секунд. В начале 80-х во Франции, в Ле-Мане проводится первый межнациональный турнир по дрэг-рейсингу.
Собственно, идея улучшить сцепление колёс машин с покрытием пришла в голову участникам и организаторам дрэг-соревнований ещё в середине 60-х годов. Тогда покрытие трека и состав резины ещё не могли обеспечить хорошее сцепление и участники и организаторы нашли способ кратковременного улучшения сцепных свойств — канифоль.
Перед стартовой позицией насыпали некоторое количество канифоли и растирали по ширине полотна. Далее, во время подготовки к заезду, машины заезжали на проканифоленную поверхность и начинали «бёрнаут» — этот ритуал был нужен не только для того, чтобы подымить колёсами на публику и прогреть их, но и для того, чтобы в прогретый слой впитать канифоль, размягчающую резину.
Это способ применяли почти 10 лет, пока не была изобретена жидкость с необходимыми свойствами. Изначально, это был спецсостав, который использовался NASA для крепления теплоизоляции космических кораблей, но очень быстро он был взят на вооружение организаторами для подготовки дрэг-стрипа. С 1972 года и по сегодняшний день основа жидкости практически не менялась, хотя состав от производителя к производителю может незначительно изменяться, дополняясь, например, метанолом для большей цепкости (некоторые организаторы добавляли метанол в базовый состав самостоятельно).
Итак, что из себя представляет процесс проклейки дрэг-стрипа? Как и любая другая поверхность, асфальт или бетон должны быть очищены от грязи и пыли, вымыты, обезжирены и высушены. Безусловно, никто не будет поливать бензином или ацетоном и оттирать тряпочкой весь квотер, но, как минимум, маслянистые пятна от ГСМ должны быть ликвидированы. Затем из пульверизаторов наносят первый слой клея, просушивают до появления очень клейкой плёнки и переходят к самому главному моменту, про который забывают многие начинающие организаторы — втиранию резины.
Нельзя просто нанести клей и пустить по нему машины. Такое покрытие не только неэффективно, но и травматично для техники, так как клеевые «сопли» достаточно скользкие, а при переходе на нормальный держак возникают ударные нагрузки на привода и трансмиссии. В таких условиях трасса приходит в порядок после 30–50 стартов, как раз к тому моменту как перетянет на себя достаточно резины с колёс стартующих машин. Как втирают резину организаторы? Обычно для этого берут бульдозер, нарезанные в лоскуты дрэговые слики без корда, прижимают их отвалом к дорожному полотну и катают туда-сюда, пока не исчезнут клейкие места. В идеале процедуру нужно повторить 2–3 раза, чтобы все тщательно прорезинить в несколько слоёв. Обязательно надо следить за силой прижима и скоростью, чтобы не выдрать уже проклеенный слой, например, на бетонном покрытии.
Что делать, если у «хозяйки под рукой» именно сегодня нет дрэговых или хотя бы кольцевых сликов? Подойдут любые покрышки, некоторые даже считают, что лучше применять колёса от грузовиков, но обязательно надо следить, чтобы корд не вылезал наружу и не выдирал предыдущие слои с поверхности трассы.
Ну а если трассу готовили раньше и на ней уже есть резиновый слой, то можно обойтись и одним проходом, чтобы ликвидировать мелкие огрехи. Для лучших результатов клей можно разбавить метанолом — он сделает старую резину более клейкой и с радостью примет на себя новый слой.
Изнашивается ли покрытие во время гонки? Безусловно — да, поэтому для поддержания покрытия, в перерывах клеевой состав наносят тонким слоем из пульверизаторов и стартующие дрэгстеры восстанавливают покрытие резиной со своих колёс. Наилучшего эффекта можно достичь если участники будут ещё и греть резину после стартовой позиции дрэг-стрипа. Такая вот регенерация.
В зависимости от сезона и погоды на подготовку трассы может уйти от суток до двух недель. Все действия надо делать в сухую и, желательно, тёплую погоду. В наших широтах такое счастье доступно не всегда и не всем, поэтому время надо планировать с запасом. Но компромисс есть всегда — если нет времени на проклейку всей трассы, то можно ограничиться первыми 50–100 метрами. Это уже даст очень значительный эффект, позволит реализовать все возможности дрэгстеров и порадует как участников, так и болельщиков.
В общем, как в том анекдоте про токсикомана и наркомана — «чтобы уехать» нужно много клея и много колёс, терпение и время, и всё это окупится замечательным шоу, положительными эмоциями, новыми победами и рекордами.
Фото: Мария Мельникова, Максим Казанов