Formula 1
В ближайшие выходные, 25 августа, на трассе Circuit de Spa-Francorchamps состоится 11 этап Формулы 1 «Гран При Бельгии». Сезон 2013 года перевалит свой экватор. По итогам минувших 10 Гран При возглавляет турнирную таблицу Себастьян Феттель (Red Bull Racing — Renault) имея в своем активе 172 очка. Вторая строчка у Кими Райконена (Lotus — Renault) — 134 очка. Буквально в затылок ему дышит имеющий всего на 1 очко меньше пилот Ferrari Фернандо Алонсо. В кубке конструкторов первенство за Red Bull Racing — Renault (277), второе место у Mercedes (208), на третьей строчке пока Ferrari (194).
Что же интересного произошло в мире Формулы 1 с начала августа?
Началось все с шокирующей российских болельщиков Формулы 1 новости. 31 июля истек срок подачи предварительных заявок на проведение Гран При в 2014 году. Но от России заявка так и не была подана. Как выяснилось, Российская Автомобильная Федерация (РАФ) и организатор Гран При ОАО «Омега» не договорились по ряду вопросов. В настоящее время ведется активный переговорный процесс и поиск взаимовыгодного решения. Подать заявку в связи с форс-мажорными обстоятельствами РАФ может до конца августа. По словам генерального директора ОАО «Омега» Олега Забара и Исполнительного директора РАФ Сергея Иванова, которые приводит Autosport, большинство вопросов уже улажены и остались лишь «обязательные формальности». Несмотря на «бумажные» трудности, строительство объектов Гран При России идет согласно графику, как заявляют представители Омеги. В настоящее время готовность трассы и инфраструктуры оценивается на 70–75%.
Не утихают разговоры о необходимости ограничить бюджеты команд, чтобы сохранить их количество в Формуле 1. Как заявил руководитель команды Lotus Эрик Булье, если гиганты вроде Mercedes и Ferrari могут себе позволить тратить почти неограниченные бюджеты на постройку болидов и участие в гонках, то для небольших команд финансовое бремя становится все более непосильным. В частности 35% акций самой Lotus были проданы Infinity Racing чтобы поддержать команду на плаву в ближайшее время. Кроме того, ведутся переговоры с новым партнером. Еще одна команда, которой прочили банкротство это Sauber. И, хотя глава команды Мониша Кальтенборн категорически отрицает не лучшее положение швейцарской конюшни, заключение партнерства с тремя российскими госкомпаниями (Международный фонд инвестиционного сотрудничества, Государственный фонд развития Северо-запада и Национальный институт авиационных технологий НИАТ) это явный спасательный круг для Sauber-а. Ну а для России — шанс вновь получить в Формуле 1 своего пилота. Сергей Сироткин (чей отец Олег и руководит НИАТ) выступающий сейчас в Формуле Renault 3.5, в 2014 году вполне вероятно будет пилотировать болид Sauber. Впрочем, ситуация с контрактом уже обрастает слухами, да так, что команде пришлось выпускать официальное заявление, что никаких проблем с финансовым обеспечением контрактов нет. На фоне этого 20 августа появились сообщения в российских СМИ, что Олег Сироткин попросил Министра спорта Виталия Мутко помочь с финансированием выступлений его сына в Формуле 1.
Еще одна новость англо-русская. Покинувший условно-российскую команду Marussia технический консультант Пэт Симондс занял пост технического директора Williams. В этом качестве он уже посетил базу команды и в ближайшее время отправится на автодром в Спа, чтобы контролировать работу технического отдела команды. Одними из основных задач Симондса станут доводка нынешнего болида FW35 и разработка новой машины команды. В Marussia отмечают, что британский специалист создал отличную техническую структуру и команда не стремится найти человека на пост технического директора во что бы то ни стало. Поиски ведутся, но ищется «лучший специалист», заявили в команде.
Кими Райконен пока не определился со своим будущим. Пока Lotus не гарантирует финансовую стабильность на предстоящий сезон, пилот рассматривает возможности продолжения карьеры. Вариант перехода в Red Bull Racing окончательно закрыт, переговоры с командой прекращены. Эксперты не исключают возвращения пилота в Ferrari, за которую Кими весьма успешно выступал с 2007 по 2009 годы. Менеджер пилота Стив Робертсон подтвердил возможность такого развития событий, однако Скудерия пока больше озабочена спортивными результатами в текущем сезоне, чем планами на 2014. Lotus хотела бы сохранить в своем составе финского пилота, но не готова только ради этого увеличивать бюджет. Однако, финансовый фактор может стать ключевым, если команда не подтвердит свою финансовую стабильность и гарантии планов на 2014 год.
World Rally Championship
Мировое ралли. Почти серийные автомобили, обычные дороги. Необычные пилоты и запредельные для среднестатистического автомобилиста скорости. Итак, в сезоне 2013, что символично, ровно 13 этапов, из которых позади уже 8. В ближайшие выходные 22 — 25 августа пройдет 9-я гонка ADAC rally Germany. Возглавляет зачет Чемпионата Мира француз Себастьен Ожъе, которого и в бытность его тезки, легендарного Себастьяна Леба прочили в преемники. В его активе 181 зачетное очко. Ровно вдвое меньше у ближайших преследователей: по 91 очку на счету Яри Мати Латвалы и Тьери Невиля. В отличие от Формулы, в Чемпионате Мира по ралли в нынешнем сезоне есть российский пилот. Евгений Новиков, получивший прозвище «русская ракета», выступающий в составе заводского коллектива Qatar M-Sport Rally Team, в настоящее время занимает 8 строчку абсолютного зачета.
Итак, чем же в плане новостей мира классического ралли порадовал нас август месяц? Шинная компания Pirelli, которая сейчас является эксклюзивным поставщиком шин для Формулы 1, с 2014 года вернется и в Чемпионат Мира по ралли. Сейчас шины для команд WRC поставляют Michelin, DMACK и Hankook. Как отметил глава департамента ралли Международной Автомобильной Федерации (FIA) Ярмо Махонен, в федерации очень рады такому решению итальянских «шинников», так как соперничество четырех брендов расширит выбор резины для спортсменов, а компаниям даст дополнительные стимулы для поиска интересных технологических решений.
Гоночная команда Hyundai, которая планирует в следующем сезоне принять участие в чемпионате мира по ралли со своим купе i20, продолжает активно работать над автомобилем. Руководитель команды Мишель Нандан положительно оценил как те работы, которые уже проведены, так и в целом вектор, в котором идет развитие проекта. Автомобиль уже принял участие в больших гравийных тестах во Франции. Его возможности испытали такие пилоты как Крис Аткинсон, Юхо Хяннинен и Брайан Буфье. Несмотря на некоторые трудности, которые возникали, в целом, тесты прошли отлично.
В середине августа организатор мирового раллийного чемпионата представил в FIA предварительный календарь на следующий год. Вопреки распространившимся слухам, что в связи с экономическим кризисом Чемпионат Мира лишится греческого этапа ралли «Акрополис», гонка осталась в проекте календаря 2014. В любом случае, представленный календарь является предварительным и Федерации предстоит работа по сглаживанию всех имеющихся «шероховатостей».
Непростой вопрос распределения стартовых позиций на этапах WRC в августе снова вошел в активную фазу обсуждения. На гравийных этапах первым экипажам приходится терять в скорости и «чистить» трассу от мелких камней и песка, так как на них сцепление с дорогой гораздо хуже. И последующие участники оказываются в более выигрышном положении. Согласно действующей процедуре, пилоты зачета WRC выбирают для себя стартовые позиции исходя из времени, показанного на квалификационном СУ: самый быстрый пилот в квалификации получает право первым выбрать стартовый номер для себя, далее второй по скорости и так далее. «У меня складывается ощущение, что мы раздаем подарки и без того быстрым парням» — прокомментировал действующую систему глава департамента ралли FIA Ярмо Махонен. Он отметил, что процедура квалификации однозначно будет изменена в 2014 году, но подчеркнул, что это сложный вопрос, и его необходимо решить так, чтобы итог устроил, по возможности, все стороны. Хотя, понятно, что лидерам изменения скорее всего не понравятся.
Лидер Чемпионата Мира Себастьян Ожье в своем интервью Autosport сказал, что по завершению карьеры в ралли не против попробовать себя в немецкой кузовной серии DTM. Автомобиль подготовленный для участия в этой серии, Audi RS 5, француз опробовал на трассе Nuerburgring под присмотром пилота команды Маттиаса Экстрема. Но, как отметил Себастьян, это в будущем, а сейчас все его мысли направлены на то, чтобы стать Чемпионом Мира по ралли.
World Touring Cars Championship
Мировой кузовной чемпионат, кстати, впервые в этом году посетивший Россию (шестой этап WTCC прошел на подмосковной трассе Moscow Raceway), уже вступил в заключительную стадию. Из 12 этапов участникам осталось преодолеть четыре. Лидирует в серии уже немолодой, но очень опытный француз Иван Мюллер, выступающий при поддержке LUKOIL. На его счету 312 очков. Ближайший преследователь — Мишель Нюкйерс активом 180 очков. Ну третья строчка за так же немолодым, но очень веселым и задорным итальянцем Габриеле Тарквини — 166 очков. Ближайший этап серии пройдет 7 и 8 сентября на трассе Sonoma в США, штат Калифорния.
Главная из новостей мирового туринга этим летом, пожалуй, известие о том, что компания Citroen собирается в следующем сезоне выступать в серии. Для этого уже разработана специальная версия седана С-Elysee. Двигатель машины унифицирован с турбированным 1.6 литровым силовым агрегатом от DS3 WRC. Мощность автомобиля составит 380 л.с. Этот проект стал первым «кольцевым» для Citroen за долгие годы.
Вторая новость непосредственно связана с первой. Пилотировать это чудо инженерной мысли в сезоне 2014 года WTCC будет никто иной как Себастьен Леб, который, выиграв все возможные и не очень возможные, порой невероятные титулы и звания, завершил карьеру в мировом ралли. Но с «двойными шевронами» расставаться не стал. Его напарником станет соотечественник и нынешний лидер туринга Иван Мюллер. Пилоты уже провели тесты нового автомобиля и остались довольны им, несмотря на то, что для коллектива Citroen Racing это первый кольцевой проект. Правда, Мюллер, выступавший до этого в командах из разных стран признался, что ему потребуется время, чтобы привыкнуть к общению с командой на родном языке. «Я столько лет работал с командами из других стран, что сейчас ловлю себя на том, что не всегда могу сходу подобрать нужный технический термин на родном языке» — признался пилот.
С 2014 года в WTCC вступает в силу новый технический регламент. Правила пока не утверждены официально, но основные команды-участницы серии уже озаботились разработкой новых моделей. В частности машина Citroen построена уже с учетом новых правил, разработку новых версий ведут Лада, Seat и Honda. Согласно изменениям: решено увеличить мощность двигателя с 310 нынешних до 380 л.с.; расширить список разрешенных доработок относительно стандартных версий; расширить колесные арки; установить колеса большего диаметра, сделав, тем самым, машины более привлекательными внешне. Российская команда Lada Sport Lukoil уже провела тесты обновленной машины. Пилотировал болид Джеймс Томпсон.
Новый технический регламент может стать и причиной окончательного «исхода» BMW из мирового туринга. Заводская команда прекратила выступления в 2010 году, но баварцы оказывали поддержку частным командам. Однако, сейчас автопроизводитель заявляет, что у него нет мотора, на базе которого можно было бы построить 380-ти сильный агрегат по новым правилам. А значит небогатым «частникам» останется отсиживаться за спинами заводских лидеров и бороться только в рамках своего класса. Сейчас стороны ищут компромиссное решение. В частности представители частных команд предлагают не вводить ограничение, согласно которому с 2015 года на старт будут допускаться только машины построенные по новому регламенту, что лишит туринг заметной части пелотона. Но у баварцев останется их родной DTM, что сейчас ничуть не хуже, при любом раскладе.
Дайджест подготовлен по материалам Autosport.com.ru, wrc.com, f1.com, fiawtcc.com