Ширли Малдауни. Первая леди дрэг-рейсинга. Часть 2

Мы завершаем рассказ о легендарной пилотессе из США, которая до сих пор является примером для многих девушек автогонщиц и у себя на родине и во всем мире.

Первая часть.

Настоящий звездный час ждал героиню нашего повествования в 1975 году. На Spring Nationals она собрала все возможные регалии: первое место в квалификации, лучшее время гонки (5.96), наивысшая скорость на ивенте (243.90 mph) и первое место на этапе. До нее ни одна женщина не побеждала в профессиональном дрэг-рейсинге в принципе.

На самом первом событии сезона 1977 года в Фениксе Ширли стала вторым пилотом за всю историю мирового дрэг-рейсинга, кто смог преодолеть барьер в 250 mph. Первым эту цифру покорил великий и ужасный Дон Гарлиц, и рекорд держался за ним без малого семь лет. Впрочем, вторым номером она оставалась очень недолго.

На первом этапе Winston World Series «выскочка в юбке» поставила сразу два мировых рекорда: 5.77 секунды и 253 mph. Далее последовала череда из первых мест в квалификации, более чем убедительных побед, а в августе на Popular Hot Rodding Championships в финале Ширли объехала и самого Гарлица. Сезон 1977 года для нее закончился вполне ожидаемым первым местом в NHRA Winston World Series. Эти достижения были настолько выдающимися, что она стала лауреатом правительственной награды Outstanding Achievments Award, а один из самых популярных в мире автомобильных журналов Car Craft признал ее Человеком года. Вопросов не осталось ни у кого.

Вскоре, особо не размениваясь на объяснение причин своего ухода, Калитта покинул команду. Тут же поползли слухи о том, что Конни являлся основной причиной успеха Ширли, и дни ее триумфа сочтены. Однако после того как молодой техасец Ран Тоблер (Rahn Tobler), ставший 11 лет спустя мужем Ширли, занял кресло шефа команды, дела пошли в гору вновь. Хотя сказать, что они пошли в гору, было бы чрезвычайно скромно.

В 1980 году Малдауни стала первым в истории двукратным чемпионом NHRA в классе Top Fuel. Первым чемпионом, а не первой женщиной-чемпионом, прошу заметить. В этом году ей не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать до кучи еще и первым гонщиком, ставшим по окончании сезона чемпионом по версии двух конкурирующих ассоциаций. А не хватило действительно совсем немного: в регулярном чемпионате AHRA Ширли заняла второе место в личном зачете среди пилотов. Вершина чемпионата AHRA ей покорилась годом позже — в 1981-м.

«Не надо думать, что мы с Доном были друзьями. Мы ими стали гораздо позже, когда оба отошли от дел, в те времена мы форменным образом друг друга ненавидели. Он меня. Я его. Несмотря на то, что он кипел от злости каждый раз, когда я, девушка, надирала ему задницу, я всегда его уважала. Это Дон Гарлиц. Большой Папа. Его уважали все. Но он форменным образом сходил с ума, когда я взяла свой второй титул», — так Ширли сегодня вспоминает свои отношения с одной из самых значимых фигур в истории мирового дрэг-рейсинга. Конечно же, всем оппонентам были не по душе ее победы, но честолюбивого Гарлица они задевали сильнее всего.

Если в начале семидесятых в отношении нашей героини задавали вопросы в духе «Куда ты лезешь, девочка?», то после этой победоносной серии все лишь с опаской интересовались друг у друга «Как далеко она собирается зайти?».

Ответом стал ее третий чемпионский титул NHRA уже в следующем 1981 году. Столько раз первым номером в классе Top Fuel до нее не становился ни один мужчина. К 1981 году даже двукратных чемпионов в Top Fuel не существовало. Сложно не понять лысеющего Гарлица, который к этому моменту восходил на высшую ступень пьедестала всего однажды.

Тот факт, что Ширли была первой женщиной, достигшей таких заоблачных высот, в сложившейся ситуации мало кого волновал, на глазах у всех произошло становление новой легенды, и гендерная составляющая, по большому счету, не имела никакого значения. Она ворвалась в мир нитрометана, запредельных скоростей и жженой резины со свежей лицензией Top Fuel в 1973 году, а уже в начале следующего десятилетия разрыв между ней и остальными гонщиками был длиннее, чем Route 66. Это был шок, это была истерия. Ширли была на пике своей карьеры, ею восторгались даже далекие от автоспорта люди по обе стороны Атлантики, однако самая трудная битва ждала ее впереди.

29 июня 1984 года во время квалификационных заездов на скорости порядка 250 mph переднее колесо дрэгстера лопнуло, и вылетевший за пределы стрипа болид просто разнесло на части. Ширли получила множественные переломы обеих ног, и врачи в один голос твердили однозначное «нет» касательно дальнейшего продолжения ее гоночной карьеры. В ответ они слышали максимально прямой вопрос: «Сколько времени вам потребуется, чтобы я снова смогла сесть за руль». Ничто не могло сломить эту даму.

Потребовалось долгих полтора года, чтобы Ширли смогла вновь вернуться на стрип. Несколько лет назад в интервью культовому журналу Hot Rod Magazine она сказала: «Слава богу, что была раздроблена левая лодыжка. Если бы пострадала правая, я бы не смогла давить на газ». Ей было наплевать, что тело нашпиговано спицами, а одна нога стала короче другой на пару сантиметров, Ширли интересовало только то, сможет ли она участвовать в гонках. Это железобетонное упорство было одним из основных факторов, которые позволили Ширли не просто выступать на равных с лучшими пилотами своего времени, а быть наголову круче их.

В 1986 году Первая леди дрэг-рейсинга вернулась в мир автоспорта. Однако полноценно участвовать в гонках на постоянной основе она начала лишь в 1989 году, закончив сезон в десятке лучших пилотов и выехав из пяти секунд с результатом 4.974. Как ты и сам уже, наверное, догадался, в списке 16 пилотов, состоявших в «Клубе четырех секунд» до нее женщин не было. В 1989 году на NHRA Fall Nationals Ширли положила себе в копилку восемнадцатую в карьере победу на этапе национального первенства. С тех пор на высшую ступеньку пьедестала она не поднималась ни разу.

Ширли отказалась от участия в регулярных чемпионатах в пользу крушения существующих скоростных барьеров. Злые языки твердили, что она сдалась. Но как это можно сказать о пятидесятилетней женщине, которая продолжает бить рекорды скорости в дисциплине, в которой пилоты подвергаются перегрузкам, превышающие те, что испытывают космонавты при старте ракетоносителя?

За последующие десять лет Малдауни установила невообразимое количество рекордов трасс по всему миру, постоянно улучшая свои личные результаты. Ей принадлежат, по меньшей мере, пять рекордов скорости IHRA с 1997 по 1998 годы, последним из которых стали 4.69 секунды на 312.50 mph. Ширли доехала даже до Японии, где в 1993 году отметилась лучшим временем прохождения стрипа за всю историю Fuji International Speedway.

Кроме того Первая леди дрэг-рейсинга удостоилась ряда почетнейших наград национального уровня. В 1997 году United States Sports Academy включила ее в список «25 лучших женщин-спортсменов» за последнюю четверть века. К слову, среди мужчин подобной награды в том же году удостоился Король NASCAR Ричард Петти, чье имя известно любой американской домохозяйке. А в следующем году Сенат штата Нью-Йорк отметил Ширли как женщину, отличившуюся перед отчеством.

Сезон 2000 года стартовал спустя несколько минут после наступления Миллениума, и именно в эту знаменательную дату был специально организован заезд двух, возможно, самых непримиримых соперников за всю историю мирового дрэг-рейсинга: Ширли Малдауни и Дона Гарлица. Ширли победила. Противостояние этих выдающихся спортсменов достойно отдельной статьи. С одной стороны — женщина, бросившая вызов всем мужчинам разом и не побоявшаяся на равных соревноваться с ними на их территории, с другой — несгибаемый мужик, который год за годом доказывал свое превосходство как отличный пилот и гениальный механик. Гарлиц также стал трехкратным чемпионом NHRA, и свои последние два титула он завоевал, когда Ширли восстанавливалась после той жуткой аварии. История не любит сослагательных наклонений, однако кто знает, какой была бы сегодня летопись заездов на четверть мили, если бы не тот инцидент в 1984 году.

Ширли полностью прекратила участие в гонках в 2003 году. Основной причиной ее ухода стал недостаток финансирования. Для Дона Гарлица отсутствие щедрых спонсоров также явилось одним из основных факторов в принятии решения об окончании карьеры. Ширли была первой и единственной в своем роде, и по проторенной ею дорожке сейчас следуют десятки девушек. Девушек, у которых есть на кого равняться.