В прошедшие выходные (16–17 мая) в бельгийском Меттэ прошел третий этап чемпионата мира по ралли-кроссу. Помимо основного канала категории Supercar чемпионата мира, в Бельгии принимали участие гонщики чемпионата Европы — сюда съехались все три категории европейского первенства (Supercar, Super1600, TouringCar).
Единственной категорией, которая не посетила Бельгию стала RX Lites, но участники монокубка вернутся на трассы чемпионата мира уже ближайшие выходные в Лидден Хилле, где пройдет четвертый этап World RX.
Два предыдущих этапа, в Монталегре и Хоккенхайме подарили двух разных победителей — Йохана Кристофферссона и Петтера Сольберга соответственно. Многие эксперты перед стартом бельгийского этапа задавались вопросом «Сможет ли Тоомас Хейккинен выиграть второй год подряд?»
В Бельгии болельщики и участники смогли оценить одно из новшеств сезона — правило отдельных полуфиналов и финала для категории Supercar чемпионата мира и чемпионата Европы соответственно.
Квалификацию все «суперкаровцы» проводили вместе, а по итогам четырех квалификационных раундов составлялись отдельные классификации и уже по ним дальше участники и проводили свои два полуфинала и финал. Для зрителей это новшество вылилось в увеличение количества зрелищных заездов на три гонки.
В зрелищности «европейцы» не уступали своим коллегам из мирового чемпионата — чего стоит хотя бы тот факт, что победителем первого этапа чемпионата Европы в категории Supercar стал Жером Гроссэ-Жанин из Albatec Racing на Peugeot 208 Supercar, которая большую часть заезда разваливалась в буквальном смысле на детали, но всё-таки изрядно избитая контактной борьбой и с уже не закрывающейся дверью принесшая своему гонщику первую победу в сезоне.
В зачете TouringCar на ранних стадиях квалификации очень ярко выступила 16-летняя Магда Андерссон, дебютировавшая в чемпионате Европы по ралли-кроссу на Ford Fiesta (разумеется подготовленного по требованиям класса TouringCar) — юная пилотесса в первом квалификационном раунде стала второй, уступив только Фредрику Магнуссену. Впоследствии результаты шведки ухудшились и в полуфиналах она уже участие не принимала.
Еще одна пилотесса — Камилла Антонсен в полуфинальную стадию прошла, но в финале уже не участвовала. Была пилотесса и в зачете Supercar — на старт в Меттэ вышла Рамона Карлссон, которая будет в этом году выступать в составе своей собственной команды. Сход во втором квалификационном раунде не позволил Рамоне выйти в полуфинал.
Что касается участников чемпионата мира и полуфиналов, то, к сожалению для российских поклонников ралли-кросса, второй раз подряд в полуфинал не смог пройти Тимур Тимерзянов, сменивший в межсезонье команду. И проблема здесь ни в Тимуре, и ни в его команде — что-то пошло не так, а что пока не понятно…
Впрочем, российских болельщиков порадовали Тимур Шигабутдинов и Никита Мисюля. Тимур очень уверенно смотрелся весь уик-энд и даже завоевал место на первом ряду стартовой решетки в финале, но именно в финале россиянин поймал прокол, что поставило крест на шансах на победу.
Мисюля же, также прошел в финал и, начиная с третьего круга, когда лидер заезда Янис Бауманис свернул на Joker Lap, вышел в лидеры. На первый план вышла главная тактическая задача — грамотный выбор момента для прохождения этой самой дополнительной связки поворотов.
Мисюля выбрал последний круг и почти угадал — ему не хватило всего каких-то полкорпуса до заветной победы в финале. Но и серебро — прекрасное достижение, доказывающее класс спортсмена.
После двух этапов в категории Super1600 Тимур Шигабутдинов занимает пятую позицию в зачете чемпионата с 37 очками, а Мисюля — шестую с 35. Для сравнения у лидера чемпионата, Бауманиса 53 очка.
Но вернемся в зачет Supercar чемпионата мира. В полуфинальную стадию прошли оба пилота Marklund Motorsport, OMSE, Team Peugeot-Hansen, Volkswagen Team Sweden. Новинкой стал выход в финал EKS RX в полном составе — после неудач первых двух этапов Антон Марклунд начал оправдывать те авансы, которые выдавал ему Маттиас Экстрём в межсезонье. Также в полуфинальную стадию вышли два известных по выступлениям в WRC гонщика — действующий чемпион мира Петтер Сольберг и Манфред Штоль.
Полуфиналы получились на загляденье. Первый полуфинал изобиловал контактной борьбой, результатом которой стало расслоение пелетона пополам — трое финалистов и трое не проходящих. В первой тройке оказались Топи Хейккинен и два пилота OMSE Андреас Баккеруд и Рейнис Нитишс. Тимми Хансен получил прокол и не смог навязать борьбу первой тройке.
Старт второго полуфинала был отменен из-за фальстарта Петтера Сольберга. За нарушение стартовой процедуры Сольбергу был назначен штраф в виде дополнительного обязательного прохождения Joker Lap. После второго старта события стали развиваться стремительно — в первом же повороте вылетает и разворачивается Торд Линнеруд. Практически сразу формируется группа лидеров в лице Сольберга, Андрессона, Экстрёма и Марклунда. На третьем круге на Joker Lap слетанной парой отправляются пилоты EKS RX.
Через круг туда же едут и лидеры, причем если Сольберг прошел петлю чисто, то VW Пера-Гуннара занесло и он потерял несколько секунд по отношению к Сольбергу. Петтер вернулся на трассу лидером, а Андерссон едва успел вернуться перед Экстрёмом. Однако действующему чемпиону мира нужно было проехать через Joker еще раз.
Норвежец попытался за неполные два круга создать отрыв и на самом последнем круге отправился отбывать свой штраф — и умудрился вернуться бок о бок с Экстрёмом, но за счет большей набранной скорости опередить буквально под финишным флагом двукратного чемпиона DTM.
Драматичным получился и финал. Уже в первых поворотах схлестнулись Баккеруд и Экстрём — Маттиасу элементарно не хватило места и Audi шведа сбила пару оградительных столбиков, что и предопределило для него исход гонки, через круг Эки остановился со сломанной передней подвеской.
Для Баккеруда этот контакт также не прошел бесследно — только пятое место. Борьба за победу ожидаемо пошла между Сольбергом и Хейккиненом. Вначале на «джокер» отправился финн, выпустив в лидеры Петтера. На четвертом круге совершает «Joker Lap» и действующий чемпион, вернувшись непосредственно позади Топи.
За счет небольшой ошибки норвежца Хейкинен сумел чуть-чуть оторваться и казалось, что исход борьбы предрешен. Но не тут было — на заключительном круге финала на VW Polo финна возникает медленный прокол — Сольберг мгновенно вплотную подбирается к конкуренту. И всё-таки финн устоял и пересек финишную черту первым. Первую тройку дополнил Нитишс, для которого этот подиум стал вторым подряд в этом сезоне. Увлекательнейший гоночный уик-энд завершился увлекательнейшим финалом в главном классе.
После трех этапов в чемпионате лидирует Сольберг, на 22 очка опережая Йохана Кристофферссона. Топи Хейккинен замыкает первую тройку, всего три очка уступая Йохану. Тимур Тимерзянов, для которого старт сезона явно не задался, в чемпионате располагается на 14-й позиции с 15 очками.
Следующий этап World RX состоится уже в эти выходные на исторической родине ралли-кросса, в британском Лидден Хилле.